dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

113 лет со дня кончины Гавриила Музическу

Дмитрий Киценко


Гавриил Музическу / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

8 декабря исполняется 113 лет со дня смерти выдающегося румынского композитора Гавриила Музическу, хормейстера, музыковеда, педагога, музыкально-общественного деятеля, основателя первого профессионального хора Румынии.

Будучи выпускником Государственного института искусств Молдавской ССР имени Гавриила Музическу вспоминаю, как первый раз входил в здание института, бывшей консерватории. Меня еще тогда поразил огромный портрет Гавриила Музическу, расположенный прямо при входе на лестницу, ведущую на второй этаж. Парадный портрет, при орденах и медалях, конечно же, был украшением консерватории, как все по старинке называли вуз, и придавал торжественность учреждению. Не знаю, кому он мешал, но сначала исчез портрет, а потом и само имя Гавриила Музическу, так как теперь вуз, многажды преобразованный, то опять в консерваторию, то в академию музыки, то в университет искусств, то в академию музыки, театра и изобразительных искусств, потерял в процессе преобразований имя своего патрона.

Гавриил Музическу — коренной бессарабец. И он много сделал для развития молдавской музыкальной культуры. Сегодня вполне естественным является пение женщин в церковных хорах, но мало кто знает, что это именно заслуга Музическу, так как раньше пение женщин в церквах не допускалось. Гавриилу Вакуловичу приходилось бороться с церковным начальством, и убеждать его в целесообразности женского хорового пения в церковной службе — на это ушло без малого два десятилетия!

Принимая пост профессора Ясской консерватории Музическу прекрасно понимал, что его так просто не примут из-за его нерумынского происхождения, считая его русским, хотя он не был русским. На мой взгляд, то, что сейчас Румыния гордится Гавриилом Музическу, считая его румынским композитором и патриотом, говорит о многом.

Епископ Нижнего Дуная Мельхиседек поддерживал все начинания перспективного музыканта морально и материально вплоть до 1870 года. Будучи его духовником, оказал положительное влияние на развитие общей музыкальной культуры и мировоззрения, открыл возможности использования в творчестве украинского, русского (старообрядческого), болгарского, и гагаузского фольклоров, которыми богато Придунавье, знакомил с привезенными из Петербурга партитурами хоровых произведений М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, В. Ребикова, с книгами по теории музыки.

В процессе творческой работы начинающий композитор понимал, что ему не хватает специальных знаний в области теории музыки и композиции. В письме к Мельхиседеку он пишет: «...для того чтобы было легче писать и стать более уверенным в себе, мне необходимы дополнительные знания и много музыкальной практики. Получить искомое можно только в Петербурге или Москве...».

Духовник убедил российского консула в Измаиле Павла Романенко ходатайствовать перед директором Придворной певческой капеллы Бахметьевым принять музыканта на казенный «кошт». После прослушивания Музическу зачисляют в придворную певческую капеллу. Одновременно он учится в Петербургской консерватории (1871—1872).

По завершении учебы ему предложили остаться при царском дворе и занять пост дирижера кафедральной капеллы Исаакиевского собора. В те времена подобное предложение было пределом желаний любого музыканта. К великому удивлению, Музиченко отказывается от лестного предложения и возвращается в Измаил. Вслед по тайным каналам секретных служб донос: «В немилости. Посмел отказать самому». Перед ним закрываются двери домов, хозяева которых когда-то считали за честь принять у себя знаменитость.

Он возвращается в Румынию, откуда пишет письмо Мельхиседеку: «...я мог бы остаться в России, потому что там уважают и чтут церковное пение, если бы не одно обстоятельство... Знаю и то, что тут я буду гоним, как русский человек (хотя я не русский), потому что воспитан в России (консерватория, капелла Балакирева), а не во Франции».

После прохождения конкурса в Бухаресте 25-летний Гавриил Музическу занимал должность руководителя кафедры теории музыки в Ясской консерватории, а в 1901 году стал ее директором. С 1876 года он бессменно руководит хором Ясской митрополии, постепенно превращая его в крупный исполнительский коллектив. Именно с этим хором он начал претворять в реальность свои реформаторские идеи. Он добивается, чтобы женщинам разрешили петь в церкви. До того: «Muter taceat in ecclisia», то есть «Женщина да молчит в церкви!» Никто не смел перечить этой старозаветной догме. Реформатору для свершения этого шага понадобилось двадцать лет!

В 1898 году хор Ясской митрополии, по возвращении из Киева и турне по европейским странам, побывал в Одессе и Кишиневе. Концерты, состоявшиеся в залах Благородного собрания, прошли с оглушительным успехом. В ответ на горячий прием Музическу сказал: «Я приехал к вам не только как артист, концертмейстер и дирижер. Я приехал и как признательный сын тех мест, где появился на свет».

* * *
А еще мне нравится почерк Гавриила Музическу, ровный и красивый. Говорят, что по почерку можно узнать характер человека.


Письмо Гавриила Музическу к Симиону Флоре Мариану, в котором он спрашивает, получил ли тот программу концерта в Сучаве, а также сообщает, что прибывает 60 человек и др. детали / Copyright: Complexul Muzeal Bucovina - SUCEAVA

* * *

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments