Дмитрий Киценко
В 1989 году Ион Маковей, замечательный человек и очень талантливый композитор, зная мой интерес к изучению молдавского языка, подарил мне небольшую книжечку. Называлась она — «Дину Липатти». Теперь — это моя бесценная реликвия...
Дину Липатти, румынский пианист и композитор, родился 19 марта 1917 года в Бухаресте, а умер 2 декабря 1950 года в Женеве, в возрасте 33 лет. Его жизнь трагически прервала тяжелая неизлечимая болезнь.
Отец Дину был скрипачом (брал уроки у Пабло Сарасате), мать — пианисткой, а крестил его знаменитый скрипач и композитор Джордже Энеску. В семье царил дух музыки, поэтому неудивительно, что с детства Дину увлекли музыкальные занятия. Учился он у Флорики Музическу, которая называла его «чудо-ребенком».
О том, какого уровня был Дину-пианист, говорит следующий факт. На международном конкурсе пианистов в Вене Дину занял второе место, что заставило Альфреда Корто в знак протеста (оттого что не дали первого места) выйти из состава жюри. Впоследствии Липатти учился в Париже в Нормальной школе музыки под руководством Альфреда Корто и Нади Буланже (с которой он сделал запись нескольких вальсов И. Брамса Op.39), по композиции его педагогом был Поль Дюка, а по дирижированию — Шарль Мюнш.
Концертную деятельность как пианист Дину Липатти начинает в 1936 году серией концертов в Германии и Италии. Его репутация растет с каждым появлением на публике. В начале Второй мировой войны Дину возвращается в Бухарест, где выступает или как солист, или аккомпанируя Джордже Энеску. Продолжает, хотя уже не так интенсивно, давать концерты повсюду в Европе, включая оккупированные нацистами территории.
Однако, в конечном счете, в 1943 Липатти, вместе со своей женой Мадлен Кантакузино, также бывшей ученицей Флорики Музическу, уезжает в Скандинавию и впоследствии решает обосноваться в Женеве, где занимает должность профессора по классу фортепиано в консерватории. Здесь он продолжает свою концертную деятельность, давая сольные концерты, или выступая как солист вместе с оркестрами, дирижируемые Альчео Гальера и Гербертом фон Караяном, делает в студии записи на диски. Во время подготовки к концертному турне по Америке у Дину обнаружились первые признаки его болезни. Были надежды на лечебные свойства недавно открытого кортизона, но так как препарат стоил очень дорого, Иегуди Мнехин, Игорь Стравинский и Шарль Мюнш вложили огромные деньги, чтобы купить лекарства. Несмотря на кажущееся улучшение, состояние здоровья Дину Липатти продолжало ухудшаться.
Свой прощальный (и записанный) концерт Липатти дал в Безансоне 16 сентября 1950 года. Несмотря на столь серьёзную болезнь, Дину Липатти подарил тогда публике изумительное исполнение Си-бемоль мажорной партиты Баха, ля-минорной сонаты Моцарта, Экспромтов Шуберта, почти всех вальсов Шопена. После исполнения музыки Шопена, силы покинули Дину, последовала долгая пауза, но никто из публики не сдвинулся с места. Дину Липатти вновь появился на сцене, сел за рояль и сыграл исполненную торжественной радости транскрипцию Баха «Jesus bleibt meine Freude» из кантаты «Herz und Mund und Tat und Leben». Этой молитвой закончилась богатая и очень короткая карьера блестящего пианиста, яркого представителя современного исполнительского искусства. Менее, чем через 3 месяца, 2 декабря 1950 г. Дину Липатти ушел из жизни в возрасте 33 лет, с партитурой квартета фа-минор Людвига ван Бетховена в руках. Его последними словами были: «Nu-i de ajuns să fii mare compozitor ca să scrii muzica asta, trebuie să fi fost ales ca instrument al lui Dumnezeu» («Недостаточно быть большим композитором, чтобы писать такую музыку, надо, чтобы Бог избрал тебя своим инструментом)». Узнав о смерти Дину Липатти, немецкий пианист Вильгельм Бакхауз воскликнул: «Нам остается воспоминание о красоте, которую он подарил, и глубокая скорбь.
Записи на диски, со всеми недостатками тогдашней техники, оставили живое свидетельство высокого пианистического искусства Дину Липатти, исполнение, полное человеческой теплоты и высокого стилистического совершенства, тонкости и душевного благородства, поэзии и грации. Многие из этих записей были включены в коллекцию звукозаписывающей компании EMI под названием «Unvergänglich – Unvergessen» («Нетленное – Незабываемое»). «Художник божественной духовности», — как называл его Франсис Пуленк, Дину Липатти предпочитал для записей — раньше Гленна Гульда — одиночество в студии, где он мог сосредоточиться, чтобы довести свое искусство до совершенства. В его репертуаре преобладали произведения таких композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадеус Моцарт, Фредерик Шопен, Бела Барток, а также Роберт Шуман, Эдвард Григ, Морис Равель, Доменико Скарлатти. Дину Липатти был скромным и требовательным к себе. «Создается впечатление, что он смущен собственной гениальностью» (пианистка Клара Хаскил). Его запись Вальсов Шопена долгое время оставалась фаворитом у любителей классической музыки.
Игра Липатти почиталась как достигшая последних степеней сочетания личностной целостности пианиста с возможностями той пианистической техники, которую он использовал в поисках музыкального совершенства.
Музыка Бетховена была редким гостем в творчестве Липатти, однако он дважды исполнял 5‑й Концерт Бетховена в Бухаресте в сезоне 1940-41 года, и даже заявил о своей готовности сделать запись его для EMI в 1949 году.
Исполнительская сила, красота и искренность записей Дину Липатти продолжают вдохновлять пианистов и любителей музыки во всем мире.
С позиций сегодняшнего дня несколько странной можно найти манеру Дину Липатти разыгрываться перед началом исполнения. Требуется некоторый навык, чтобы понять, когда уже пианист приступил к основному исполнению произведения, поскольку паузы у него практически не бывает.
Дину Липатти был талантливым композитором. Его сочинения, среди которых Фантазия для фортепиано, скрипки и виолончели Ор. 1 (1933), «Соплеменники», сюита для оркестра Ор. 2 (1934), Концертино в классическом стиле для фортепиано и струнного оркестра Ор. 3 (1936), Концертная симфония для двух фортепиано и струнного оркестра Ор. 5 (1938), Сонатина для левой руки (1941) остались в основном не опубликованы.
Дину Липатти похоронен вместе с женой на небольшом кладбище под Женевой.
С Надей Буланже, октябрь, 1950
С Кларой Хаскил и Вильгельмом Бакхаузом
Неправдоподобный размах руки Дину Липатти, Бухарест, 1941
В 1989 году Ион Маковей, замечательный человек и очень талантливый композитор, зная мой интерес к изучению молдавского языка, подарил мне небольшую книжечку. Называлась она — «Дину Липатти». Теперь — это моя бесценная реликвия...
Дину Липатти, румынский пианист и композитор, родился 19 марта 1917 года в Бухаресте, а умер 2 декабря 1950 года в Женеве, в возрасте 33 лет. Его жизнь трагически прервала тяжелая неизлечимая болезнь.
Отец Дину был скрипачом (брал уроки у Пабло Сарасате), мать — пианисткой, а крестил его знаменитый скрипач и композитор Джордже Энеску. В семье царил дух музыки, поэтому неудивительно, что с детства Дину увлекли музыкальные занятия. Учился он у Флорики Музическу, которая называла его «чудо-ребенком».
О том, какого уровня был Дину-пианист, говорит следующий факт. На международном конкурсе пианистов в Вене Дину занял второе место, что заставило Альфреда Корто в знак протеста (оттого что не дали первого места) выйти из состава жюри. Впоследствии Липатти учился в Париже в Нормальной школе музыки под руководством Альфреда Корто и Нади Буланже (с которой он сделал запись нескольких вальсов И. Брамса Op.39), по композиции его педагогом был Поль Дюка, а по дирижированию — Шарль Мюнш.
Концертную деятельность как пианист Дину Липатти начинает в 1936 году серией концертов в Германии и Италии. Его репутация растет с каждым появлением на публике. В начале Второй мировой войны Дину возвращается в Бухарест, где выступает или как солист, или аккомпанируя Джордже Энеску. Продолжает, хотя уже не так интенсивно, давать концерты повсюду в Европе, включая оккупированные нацистами территории.
Однако, в конечном счете, в 1943 Липатти, вместе со своей женой Мадлен Кантакузино, также бывшей ученицей Флорики Музическу, уезжает в Скандинавию и впоследствии решает обосноваться в Женеве, где занимает должность профессора по классу фортепиано в консерватории. Здесь он продолжает свою концертную деятельность, давая сольные концерты, или выступая как солист вместе с оркестрами, дирижируемые Альчео Гальера и Гербертом фон Караяном, делает в студии записи на диски. Во время подготовки к концертному турне по Америке у Дину обнаружились первые признаки его болезни. Были надежды на лечебные свойства недавно открытого кортизона, но так как препарат стоил очень дорого, Иегуди Мнехин, Игорь Стравинский и Шарль Мюнш вложили огромные деньги, чтобы купить лекарства. Несмотря на кажущееся улучшение, состояние здоровья Дину Липатти продолжало ухудшаться.
Свой прощальный (и записанный) концерт Липатти дал в Безансоне 16 сентября 1950 года. Несмотря на столь серьёзную болезнь, Дину Липатти подарил тогда публике изумительное исполнение Си-бемоль мажорной партиты Баха, ля-минорной сонаты Моцарта, Экспромтов Шуберта, почти всех вальсов Шопена. После исполнения музыки Шопена, силы покинули Дину, последовала долгая пауза, но никто из публики не сдвинулся с места. Дину Липатти вновь появился на сцене, сел за рояль и сыграл исполненную торжественной радости транскрипцию Баха «Jesus bleibt meine Freude» из кантаты «Herz und Mund und Tat und Leben». Этой молитвой закончилась богатая и очень короткая карьера блестящего пианиста, яркого представителя современного исполнительского искусства. Менее, чем через 3 месяца, 2 декабря 1950 г. Дину Липатти ушел из жизни в возрасте 33 лет, с партитурой квартета фа-минор Людвига ван Бетховена в руках. Его последними словами были: «Nu-i de ajuns să fii mare compozitor ca să scrii muzica asta, trebuie să fi fost ales ca instrument al lui Dumnezeu» («Недостаточно быть большим композитором, чтобы писать такую музыку, надо, чтобы Бог избрал тебя своим инструментом)». Узнав о смерти Дину Липатти, немецкий пианист Вильгельм Бакхауз воскликнул: «Нам остается воспоминание о красоте, которую он подарил, и глубокая скорбь.
Записи на диски, со всеми недостатками тогдашней техники, оставили живое свидетельство высокого пианистического искусства Дину Липатти, исполнение, полное человеческой теплоты и высокого стилистического совершенства, тонкости и душевного благородства, поэзии и грации. Многие из этих записей были включены в коллекцию звукозаписывающей компании EMI под названием «Unvergänglich – Unvergessen» («Нетленное – Незабываемое»). «Художник божественной духовности», — как называл его Франсис Пуленк, Дину Липатти предпочитал для записей — раньше Гленна Гульда — одиночество в студии, где он мог сосредоточиться, чтобы довести свое искусство до совершенства. В его репертуаре преобладали произведения таких композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадеус Моцарт, Фредерик Шопен, Бела Барток, а также Роберт Шуман, Эдвард Григ, Морис Равель, Доменико Скарлатти. Дину Липатти был скромным и требовательным к себе. «Создается впечатление, что он смущен собственной гениальностью» (пианистка Клара Хаскил). Его запись Вальсов Шопена долгое время оставалась фаворитом у любителей классической музыки.
Игра Липатти почиталась как достигшая последних степеней сочетания личностной целостности пианиста с возможностями той пианистической техники, которую он использовал в поисках музыкального совершенства.
Музыка Бетховена была редким гостем в творчестве Липатти, однако он дважды исполнял 5‑й Концерт Бетховена в Бухаресте в сезоне 1940-41 года, и даже заявил о своей готовности сделать запись его для EMI в 1949 году.
Исполнительская сила, красота и искренность записей Дину Липатти продолжают вдохновлять пианистов и любителей музыки во всем мире.
С позиций сегодняшнего дня несколько странной можно найти манеру Дину Липатти разыгрываться перед началом исполнения. Требуется некоторый навык, чтобы понять, когда уже пианист приступил к основному исполнению произведения, поскольку паузы у него практически не бывает.
Дину Липатти был талантливым композитором. Его сочинения, среди которых Фантазия для фортепиано, скрипки и виолончели Ор. 1 (1933), «Соплеменники», сюита для оркестра Ор. 2 (1934), Концертино в классическом стиле для фортепиано и струнного оркестра Ор. 3 (1936), Концертная симфония для двух фортепиано и струнного оркестра Ор. 5 (1938), Сонатина для левой руки (1941) остались в основном не опубликованы.
Дину Липатти похоронен вместе с женой на небольшом кладбище под Женевой.
С Надей Буланже, октябрь, 1950
С Кларой Хаскил и Вильгельмом Бакхаузом
Неправдоподобный размах руки Дину Липатти, Бухарест, 1941