Церковь на Украине устояла. «Украинское православие» продолжает колоться
Исполняется 25 лет событиям, ставших судьбоносными для миллионов православных на Украине. 27-28 мая
Собор епископов УПЦ (МП) избрал себе нового предстоятеля, запретив бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко в священнослужении.
Но окончательной победой Православия на Украине это, как показало время, не стало.
Рождённая во лжи
3 мая
Всё вроде бы складывалось для амбициозного архиерея как нельзя лучше. К тому же, что в Киеве ему становилось всё более неуютно.
В порядке горбачёвской «демократизации» стала «возрождаться» т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» («УАПЦ»). Так называемая, потому что Церковь истинная, согласно собственному вероучению, создана самим Христом в I в. н.э., тогда как «УАПЦ» была учреждена на территории оккупированной УССР согласно плану рейхминистра Розенберга, утверждённому Гитлером 8 мая 1942 г. В немецком обозе вожди «автокефалов» ушли Германию, а оттуда, как водится, перебрались в США и Канаду.
В конце
А вот Филарет в те же дни, наоборот, испытал крушение надежд.
Политбюро решило не вмешиваться в избрание патриарха. Дело в том, что местоблюститель был, конечно, «их человек» (агент КГБ с оперативным позывным «товарищ Антонов»), но очень уж близок он стал к председателю Верховной Рады УССР Кравчуку, проявлявшему сепаратистские наклонности (всего через месяц Рада примет декларацию о суверенитете). В итоге Филарет с треском проиграл выборы не только избранному патриарху Алексию II, но и занявшему второе место митрополиту Владимиру Сабодану. Участники собора не могли не знать, что Филарет на два десятка лет докладывал «кураторам» о братьях-епископах и даже местами содействовал заведующему идеологическим отделом ЦК КПУ Кравчуку в его войне с Церковью. К тому же Михаил Антонович вёл явно не монашеский образ жизни, да и просто слыл самодуром.
«По возвращению в Киев Филарет пребывал в депрессии, – вспоминает тогдашний управделами УПЦ (МП) митрополит Ионафан. – Как-то раз он угрюмо сидел в алтаре Владимирского собора. Со словами утешения к нему подошел протодиакон Никита Пасенко: «Владыка! Не стоит так расстраиваться...» Тот поднял голову и несколько раз глухо повторил: «Отец Никита! Украину мы ему [патр. Алексию] не отдадим!».
И действительно, вскоре Филарет созвал архиерейское совещание Украинского экзархата, на котором «дал понять», что Москва, дескать, «благословила» создание автономной украинской церкви. При виде опешивших лиц епископов, он поспешил заверить, что ни о какой реальной автономии речь не идёт, а всё это – «лишь дымовая завеса для националистов».
Патриархию же Филарет стал шантажировать страшилками о якобы стремительной бандеризации массового сознания православных Украины. Мол, если не наделить украинский экзархат статусом автономной церкви, они перебегут к «автокефалам» и униатам, потому как сами неистово желают отделения от Москвы. Так, во время первого архипастырского визита патриарха Алексия в УССР в органе КПУ «Правда Украины» было опубликовано (очевидно, по распоряжению Кравчука), т.н. «Обращение украинского епископата к Патриарху» с просьбой предоставить Украинскому Экзархату широкую автономию. «Фабрикуя этот документ, Филарет вновь обманул украинских епископов, сказав, что делает это только для отвода глаз руховцев от нашей Церкви и для борьбы с унией, которая заявила о себе как о национальной украинской церкви, – заверяет митр. Ионафан. – Ему еще верили, и потому никто не думал о последствиях… Потом бывший Предстоятель не раз будет ссылаться на «документы», добытые таким нечестным путем, оправдывая свою раскольническую деятельность мнением «большинства».
Патриарх Алексий поверил (или просто уступил) чудовищной лжи Филарета (особенно об автокефалистских устремлениях православных на Украине) и благословил создание в лоне МП самостоятельной в управлении УПЦ.
Ещё не анафема, уже мафия
Уже в статусе предстоятеля Филарет принялся «зачищать» украинское «духовное поле» от конкурента в лице «патриарха Мстислава» и ещё одних возродившихся коллаборационистов – униатов. «Лидеры незаконной автокефалии стоят на националистических и сепаратистских позициях, – обличал он действительно сепаратистов, каковы ныне верно служит, обзывая теперь сепаратистами тех, кто борется за воссоединение страны, в которой он –
В обращении Президиуму Верховной Рады он обращал внимание законодателей на «противоправные и хулиганские действия групп экстремистов, которые называют себя автокефалистами и греко-католиками, специально привезенных из западных областей Украины».
Законодатели, впрочем, к тому времени приняли декларацию о независимости Украины. А уж после «обретения независимости» в итоге провала ГКЧП в Москве, Филарет понял, что ему вновь есть куда расти. Тем более что сведения о неблаговидной жизни и деятельности «тов. Антонова» стали просачиваться в российскую прессу, и он понимал, что единственная гарантия остаться на плаву – пристать к Кравчуку. А тому, как без пяти минут президенту «суверенной европейской державы» позарез требовалась «суверенная церковь». Желательно, не запятнанная фашизмом, а ещё лучше – каноническая. Посему начале октября
Это деяние, мягко говоря, не было воспринято всей полнотой Церкви на Украине, что только усилило недовольство православных Филаретом. К патриарху Алексию стали поступать из епархий телеграммы и протоколы приходских собраний с просьбой принять их в свою непосредственную юрисдикцию. Филарет в ответ разослал циркуляр об обязательном проведении собраний духовенства в поддержку решения собора УПЦ. Списки участников из числа духовенства с их подписями предписывалось доставить в канцелярию Киевской митрополии.
Подобным, попирающим принципы соборности Православной церкви, методам воспротивились епископы Буковинский Онуфрий, Тернопольский Сергий и Донецкий Алипий и вся братия Киево-Печерской лавры во главе с наместником архимандритом Елевферием Диденко. За это владыки были смещены с кафедр (а митрополит Одесский Агафангел за противление курсу на автокефалию был снят с кафедры ещё раньше). Но верующие взяли епархиальные управления «в осаду», не выпуская своих архипастырей. И хотя последним удалось уговорить паству подчиниться данному решению предстоятеля, православные приходы и целые епархии начали акции протеста. Имя Филарета во многих приходах прекратили поминать за богослужениями.
В конце концов, епископы Онуфрий Березовский и Сергий Генсицкий направили послания патриарху, в которых заявили об отказе от своих подписей под прошением Собора УПЦ об автокефалии.
Спрашивается, почему же они, не говоря уже о других епископах УПЦ (МП) ранее ставили свои подписи под подобными документами? На это ответит патриарх в
Халиф на миг
К апрельскому архиерейскому собору РПЦ
И вот когда «настал тот час», за главой украинской делегации, направившемся к выходу, никто не последовал (приподнялись человек пять, но оглянувшись на зал, тут же сели)! Вся тщательно выстраиваемая в течение двух лет операция была проиграна мигом! Пришлось Филарету, не выходя из зала, возвращаться в президиум.
И тут уже, «не снижая темпа контрнаступления» участники собора поставили вопрос о смене предстоятеля УПЦ, как «не соответствующего требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян в Украине». «Идя навстречу» пожеланиям епископата, патриарх Алексий обратился к митрополиту Филарету с просьбой «ради блага православия на Украине, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля». Тому ничего не оставалось, как пред Крестом и Евангелием заверить собор, что «во имя мира церковного» он созовёт архиерейский собор УПЦ (МП), на котором подаст прошение об освобождении от обязанностей предстоятеля. Своё обещание скрепил он отсылом к завету Христа «да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».
С новым богом – «чисто» украинским
Вернувшись в Киев, Филарет созвал пресс-конференцию, на которой он объявил, что… «украинскому Православию дан богом», и, соответственно, покинуть престол не может. Под «богом» разумел он теперь очевидно президента Украины, на что косвенно указывал недельный период переосмысления Михаилом Антоновичем своего бытия. Как рассказывала родная дочь «монаха» Филарета Вера, перед пресс-конференцией её папа успел посовещаться с Кравчуком и своей давней сожительницей Евгенией Петровной (матерью Веры). Последняя якобы заявила: «Миша, ты хочешь пустить сюда (в резиденцию предстоятеля УПЦ на ул. Пушкинской) другого?! Если ты это сделаешь, я тебя сама пущу по миру с котомкой: расскажу все о наших отношениях!». Да и сам «Миша» позже в интервью газете «Бульвар» признался, что на этот шаг он решился по совету своего старого приятеля Кравчука.
Филарет полагал, что украинские архиереи не дерзнут выступить против его мафии, усиленной к тому же «авторитетом» президента и Верховной Рады (поддержкой которой он также успел заручиться). Однако по благословлению патриарха Московского старейший по хиротонии архиерей УПЦ (МП) митрополит Харьковский Никодим «дерзнул» созвать 27 мая
Из двух десятков архиереев УПЦ сторону Филарета принял лишь один – епископ Почаевский Иаков. Но для рукоположения священноначалия в Церкви требуется по меньшей мере три правящих епископа, Иаков же был лишь викарным, а сам Филарет из епископского сана был уже извергнут. Эта парочка не могла рукополагать себе даже простых священников. К тому же 11 июня
Нефашистская церковь хотя бы с намёком на каноничность не состоялась. Поэтому, наверное, неправильно называть деяние Денисенко расколом. Новую церковную структуру они с Иаковом ведь не создали. Это нельзя даже назвать «отколом». Ведь Филарет уже до того был уже запрещён в священнослужении.
И всё же раскол состоялся
21 июня
На следующий день, не уведомив своего «патриарха» (живущего в США), Масендич срочно вызвал в Киев «епископов УАПЦ».
25-26 июня
Три «епископа УАПЦ» отказались участвовать в афере, покинув собрание.
Так было положено начало расколу. Но не Церкви на Украине, а т.н. «украинского православия». Которое тот же Филарет так неистово разоблачал за каких-то пару лет до ухода в антиканоническую «автокефалию».
«Автокефалия должна быть признана другими Православными Церквями, – совершенно справедливо утверждал он в газете «Советская Украина» от 9 мая
И даже в
В том же «Православном вестнике» №1 за
1 июля
Тем не менее, Совет по делам религий при кабмине принял документы «объединительного собора». Регистрация их была столь скоропалительной, что оказалась скрепленной печатью уж полгода как несуществующего Совета по делам религий при Совете министров УССР. Следовательно, не имела юридической силы.
20 октября
10 ноября
На следующий день на Украину вновь прилетает Мстислав. На сей раз к нему допускают журналистов, которым он жалуется, что ему «даже негде переночевать».
В это же время проходит «архиерейский собор УПЦ-КП». Разумеется – без благословления якобы её же «патриарха», на который он отказывается прибыть. «Собор» принимает положение о возложении обязанностей «патриарха» на «синод» в связи с «постоянным пребыванием патриарха за пределами страны».
Находящийся в «пределах страны» Скрыпник подаёт заявление на имя президента Кравчука, премьера Кучмы и генпрокурора Шишкина с требованием отменить решение о ликвидации «УАПЦ», возвратить все права «законно избранному Поместным Собором УАПЦ патриарху», а также привлечь к уголовной ответственности организаторов «УПЦ-КП». После чего он отбывает в США, где через полгода и умирает, так и не дождавшись решения по своему заявлению. Которое последовало буквально через неделю после его смерти.
На основании заявления нардепа Головатого (ныне член Венецианской комиссии) Генпрокуратура Украины подала протест в отношении регистрации «УПЦ-КП». Однако до суда дело не дошло – генпрокурор Шишкин был снят с должности по настоянию Кравчука, а Коллегия Генпрокуратуры распущена.
Осенью того же года «Беркут» разогнал демонстрацию сторонников «УАПЦ» под Администрацией президента. На следующий день были задержаны семь «архиереев УАПЦ» за протесты против правового произвола в отношении «УАПЦ» и требования возвращения имущества, в том числе здания «патриархии».
И вновь облом
В октябре
В конце октября
О том же подумывал и Романюк. «Своим “патриаршинством” он совсем не дорожил, зная ему цену, – признавался его ближайший помощник, «наместник патриаршего подворья архимандрит Викентий», – Филарета иначе, как “скотиной” не называл. В последние месяцы своей жизни он хотел отправить Филарета на покой, издал указ об его увольнении, вышел на контакты с иерархами канонической Церкви, хотел соединиться на канонических основах, с покаянием». Кстати, и покойный Скрыпник 19 декабря
Вряд ли это было желание присоединить «УАПЦ» именно к Московскому патриархату. Как пишет лично знавший Романюка глава пресс-службы УПЦ (МП)
Вследствие ли общения с митр. Владимиром Сабоданом или по более практичным соображениям, но Романюк приступил к поиску «приватизированной» казны УПЦ (МП). В
А через десять дней «патриарх» был обнаружен в ботаническом саду мёртвым с переломами рёбер и следами от уколов в сердце. Как рассказал тогдашний глава «Отдела внешних церковных сношений УПЦ-КП архим. Викентий, «Незадолго до смерти Романюк взломал какую-то дверь на Пушкинской и таки нашел архив Филарета, где находились копии за много лет донесений Филарета в КГБ Украины и даже обращение о том, что он сыграл какую-то выдающуюся роль в Чехословацких событиях 1968 года, а правительство не решает его квартирных и бытовых проблем». По словам «архимандрита», «Романюк был очень рад этой находке, поскольку Филарет всегда кичился тем, что имеет на всех компромат, собранный КГБ, а здесь оказался компромат на самого Филарета».
Попытка №5
Мечта Денисенко о пошитом ещё в
Филарет вновь остался в подавляющем его амбиции меньшинстве. Поэтому 22 октября
Впрочем, «любовь с униатами» – совершенно новая страница в развитии «украинского православия». Достойная отдельного исследования.