dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

«Возьми одежды скорби любимая страна...»



15 июня 1889 года ушел из жизни гений молдавской и румынской литературы Михаил Эминеску.

Первое опубликованное стихотворение поэта — «У могилы Арона Пумнула» было напечатано в журнале «Слёзы лицеистов». В стихотворении лирический герой призывает к трауру всю Буковину по случаю смерти одного из лучших учителей Румынии:

Возьми одежды скорби
Любимая страна...

Не закончив обучения в гимназии в Черновцах Эминеску по настоянию отца уезжает на учёбу в Вену, позже перебирается в Берлин. Сохранились переводы Эминеску таких философов, как Кант и Конфуций. Художественный мир Эминеску в этот период подвержен влиянию патриотических идей. В духе любви к Отчизне написано стихотворение «Что тебе желаю, сладкая Румыния», которое считается одним из самых прекрасных стихотворений поэта:

Что тебе желаю, сладкая Румыния
Страна моих печалей, страна моих скорбей...

Позже, уже после переезда в Берлин, поэт переосмысливает концепцию тематического содержания своих стихотворений. Многие произведения в этот период написаны о любви («Чезара», «Голубой цветок»). По мнению поэта, настоящая, истинная любовь неприкосновенна и священна. Любое реалистическое событие разрушает или извращает её. Подобная идея есть у Лермонтова в «Герое нашего времени» (эпизод с подкидыванием червонного туза в главе «Фаталист», где происходит столкновение романтизма и реализма и где последний побеждает).

Центральным произведением Эминеску является поэма «Лучафэрул» (рум. Luceafărul — «Утренняя звезда»). Художественный метод поэмы романтический, однако поэт поднимает реалистические темы, в частности тему судьбы отверженного гения. Главный герой в конце поэмы говорит:

Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!

Лирическому герою Эминеску нет места в этом мире. Он ищет покоя, но не может найти его. Мотив усталости слышен в многих стихотворениях поэта. Эминеску не может найти истинный смысл жизни: его то бросает в пучину неверия и атеизма («Я не верю…»), то в пропасть бессмыслия и дикой дисгармонии («Демон»).

Одним из видных последователей Михая Эминеску был живший на рубеже XIX—XX веков румынский поэт Александру Влахуцэ.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments