dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

ВЕРОНИКА



16 июля 2012 года ушла из жизни Вера (Вероника) Александровна Гарштя, советский молдавский хормейстер, педагог. Народная артистка СССР (1987).
Своим титаническим трудом и самоотверженностью Вероника Гарштя навеки вписала свое имя в историю Молдавии.

В канун пятой годовщины со дня ухода в Вечность Вероники Гаршти, молдавский и израильский музыковед Изольда Борисовна Милютина делится с нами своими воспоминаниями.



Пять лет тому назад из своего далёка я в последний раз услышала её голос по телефону – поздравляла заслуженного хормейстера Молдовы с 85-летием. Не помышляла о том, что не пройдёт и четырёх месяцев, как он умолкнет навсегда… Подготовленный мною тогда в связи с этой юбилейной датой  материал послала электронным письмом в Кишинёв. Возвращаюсь к нему сейчас. Позволю себе привести фрагмент из написанного в те дни.

Нас связывали с Вероникой Гарштей долгие годы общения. В моей памяти сохранилось её появление в качестве студентки в Кишинёвской консерватории, когда я только начинала там свою педагогическую деятельность. Вероника Александровна и сама не раз вспоминала то молодое время. И конечно же, как и я, не без удовольствия. Заканчивала консерваторию В. А. в 1957 году. По классу хорового дирижирования Е. М. Богдановского. У меня сохранились программы тех государственных экзаменов. В скобках заметим, что в том же консерваторском выпуске молодых специалистов вижу сейчас начертанными  имена – Сергей Лункевич, Андрей Фоменко, Эмилия Парники, Виктория Слюсаревская, Елена Абрамович, Логин Цуркан, Инна Зельцер….


Вероника привлекла уже тогда внимание ведущих профессоров, продирижировав на госэкзамене с успехом такими произведениями, как Хор из оратории «Павел» Мендельсона, «Грёзы» Шумана и хором из оперы «Хованщина»…  В качестве дипломной работы ею была представлена Сцена стрелецкой слободы из «Хованщины» Мусоргского  – и, как указано в программе экзамена, автореферат с подробным хоровым и исполнительским анализом этой Сцены, с выявлением особенностей хоровой фактуры, исполнительских трудностей и приёмов дирижирования для их преодоления.

В 1963 году Вероника Александровна Гарштя как дирижёр возглавила  «Дойну». История этого знаменитого хора хорошо известна. Я с большим удовольствием в конце 80-х  увлечённо работала, по просьбе Вероники, над монографическим альбомом об этом заслуженном коллективе. Во время  подготовки альбома к изданию (в 1990 году) наши контакты с В. А. были особенно тесными. К тому времени я уже могла писать о ней как о зрелом художнике, осваивающим со своим коллективом в амплуа ведущего хормейстера разнообразный многоплановый репертуар, сумевшим выработать свой исполнительский почерк. Позволю себе привести две выдержки  из того Альбома:

«…Справиться со всеми техническими трудностями капелле, руководимой В. Гарштей, помогает то, что план композиции чаще всего заранее точно выверен и видится дирижёром как некое целое…». Помню, как я задумалась над этим, имея ввиду работу В. А. с хором. Велик был соблазн сослаться на однажды найденное мною образное высказывание Пауля Хиндемита, которое там привела:

«Нам всем знакома картина, выхваченная из ночной тьмы вспышкой молнии. В течение секунды мы видим обширный ландшафт… Музыка должна рождаться таким же путём. Если мы не в состоянии – в миг проблеска – увидеть композицию в её абсолютной целостности… мы не подлинные творцы.»  Ясно, что  в большой мере эти слова можно отнести к дирижёрам, воздвигающим вместе с коллективом музыкантов – единомышленников прекрасное здание Музыки».

 Я запомнила из бесед с Вероникой, какое большое значение она придавала такому мысленному охвату целого… заранее продуманному плану.

 И ещё из Альбома:

«Трудно сказать, чему В. Гарштя отдаёт предпочтение:  крупные масштабные композиции в репертуаре соседствуют с малыми формами, народная песня – с композиторскими сочинениями. Русские, молдавские, зарубежные авторы, классика и современность – всё находит своё место в работе В. Гаршти с капеллой. Всё же есть среди исполняемой музыки работы, наиболее дорогие сердцу дирижёра. Это «Перезвоны» Гаврилина и «Те Деум» Генделя, из более ранних – оратория «Кающийся Давид» Моцарта и «Казнь Степана Разина» Шостаковича, Месса C-dur Моцарта для хора и органа. С особой теплотой и вдохновением В. Гарштя относится к творчеству Георгия Свиридова…».

За все годы общения я убедилась , что не для меня одной со временем стало неразделимо в молдавском искусстве имя В. Гаршти и жизнь этой капеллы, само существование Академической хоровой  капеллы «Дойна» на довольно продолжительном (более, чем полувековом) этапе.  Я убеждена – в памяти всех Вероника Александровна осталась не только как волевой, и энергичный человек. Она неизменно проявляла поистине материнскую заботу не только о своих близких, но и о многих других людях, кто попадал когда-либо в её энергетическое поле – в орбиту жизненную и особенно творческую. Именно в этом формировалась и проявлялась затем  художественная и общественная значимость натуры Вероники Гаршти. И ещё – в полной отдаче любимому делу, своему призванию. Таким стало для Вероники Александровны  хоровое искусство и работа с родным творческим коллективом. На моих глазах,  скованная подчас жизненными обстоятельствами, эта целеустремлённая женщина всегда действовала в творчестве как свободная, воистину творческая личность, наделённая богатой художественной интуицией.  Когда она становилась перед хором и видела множество глаз своих хористов… на неё устремлённых (а ведь на концертных выступлениях за спиной ещё и публика!), надо полагать,  для неё все привходящее мелочи жизненной суеты отступали на второй план. Всегда не оставляло впечатление, что она находится только во власти музыки, подвластной её дирижёрскому жесту.  Быть может, она ощущала в этот момент, образно говоря, звёздное небо над головой…

 Хоровое искусство (пение), вовлекающее  многих в единый творческий акт – это был её дом, её жизнь, жизнь её души… Я не раз убеждалась в этом, присутствуя на концертах «Дойны», на репетициях…

 И. Милютина,
заслуж. деятель искусств Молдовы
     
Израиль,  2017 год, июль.                 
                                                        


Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Вероника Гарштя

    Из Молдавии пришла печальная весть: ушла из жизни народная артистка СССР Вероника Александровна Гарштя. Она была волевым, энергичным человеком.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments