dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Памяти выдающегося педагога и композитора


7 сентября 1956 года, в Киеве, ушел из жизни Николай Николаевич Вилинский, известный украинский советский композитор и педагог, профессор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951).

Н. Н. Вилинский принадлежит к плеяде личностей, внесших значительный вклад в становление и развитие музыкального искусства. В числе его учеников такие известные имена, как: Вааг Араратян, Александр Билаш, Альберт Водовозов, Давид Гершфельд, Эмиль и Лиза Гилельсы, Мария Гринберг, Леонид Гуров, Константин Данькевич, Мария Завалишина, Яков Зак, Евгений Зубцов, Яков Kaплун, Антон Муха, Давид Ойстрах, Серафим Орфеев, Оскар Фельцман, Владимир Фемелиди, Михаил Фихтенгольц, Абрам Штейнвиль и др.

«...В определении моего педагога по композиции все были едины. Это должен быть выдающийся педагог и композитор — профессор Одесской консерватории Николай Николаевич Вилинский. Его имя было известно не только на Украине, но и во всем Союзе. К тому времени он взрастил целый ряд композиторов, сочинения которых зазвучали в филармониях, на сценах оперных театров», — так писал Оскар Фельцман в одном из писем Юрию Вилинскому.
«Николай Николаевич Вилинский был прекрасным музыкантом и прекрасным человеком. На всех его произведениях лежит печать подлинного таланта, и все они показывают тонкий вкус и большое профессиональное мастерство автора, — написал о своем коллеге Борис Лятошинский. — Что касается Николая Николаевича как человека, то все, хоть изредка встречавшиеся с ним, не могли не убедиться в его высоких душевных качествах, проявлявшихся в течении всей его жизни».

Вот как говорит о Н. Н. Вилинском проф. М. М. Старкова:

«Он был моим близким другом, с которым можно было поделиться самыми сокровенными мыслями. Это был культурный, светлый человек, тонкий музыкант.

Николай Николаевич смело выступал против всяких недоброжелательных взаимоотношений между педагогами.

Много раз я обращалась к нему по pазным теоретическим вопросам. Очень добрый товарищ, он всегда был любезным, кротким и внимательным...

Какое исключительно корректное отношение ко вcем людям, будь то студент, или профессор! Все получали от него ответ, ласку, внимание!

Как часто, чтобы не нарушить интересы товарищей, он терял то, что ему безусловно принадлежало!

В Киеве, во время командировок, как правило, я навещала его в кругу его семьи. Он заботился о больной жене, беспокоился и о внуке, который жил с ними. Николай Николаевич только и думал о том, как бы не мешать им, когда ему приходилось работать и сочинять музыку...».

Известно, что когда в 1951 г. Константин Данькевич подвергся незаслуженным обвинениям за свою оперу «Богдан Хмельницкий», Вилинский стал на защиту своего ученика. Н. Н. помог Данькевичу сделать вторую редакцию оперы, когда опальный композитор приехал с партитурой оперы к Вилинскому в Киев.

Леонид Симонович Гуров, ученик П. Молчанова по композиции и полифонии, учился у Н. Н. по гармонии. После окончания в 1932 году теоретико-композиторского отделения Одесского Музыкально-драматического института имени Л. Бетховена, Л. Гуров начал преподавать теоретические дисциплины в Одесской консерватории и музыкальном училище, а с 1938 года уже ведет специальные курсы сочинения, анализа музыкальных форм и инструментовки.

Хотелось бы упомянуть также еще об одном ученике Николая Николаевича Вилинского, Владимире Фемелиди. Владимир выделялся среди сверстников своей начитанностью и знанием языков. Получив хорошее  домашнее образование, поступил не в университет, как советовал отец, видевший сына юристом, а закончил Одесскую консерваторию.

Как вспоминал  Святослав Рихтер, сам в то время молодой музыкант — он давал студентам, в том числе и талантливому  композитору В. Фемелиди, сочинившему балет «Карманьола», мастер-классы. Партитура балета была  такова, говорит Рихтер, что «в ней были места, которых не постыдился бы и сам Прокофьев. И теперь еще я храню в памяти полную партитуру этого  балета».

Николай Николаевич Вилинский с теплотой отзывался о творчестве Владимира Фемелиди, а Дмитрий Шостакович считал его талантливейшим из молодого поколения композиторов.

В. Фемелиди ушел из жизни в молодом возрасте, в возрасте 26 лет, но оставил яркий след в памяти современников...

Н. Н. Вилинский воспитал много замечательных учеников. Один из них был моим учителем.

Дмитрий Киценко, композитор
 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments