« Художник должен избегать состояния депрессии. Художник не имеет права совершить суицид, ведь суицид — это преступление против жизни.
Шестнадцатого сентября на сцене Жовтневого Палацу — Марина Абрамович, известная на весь мир мастер перформанса. Ей 70 лет и она невероятно красива, у нее завораживающий голос и убедительно-восторженная манера речи.
Количество народа в зале превышает все нормы и ожидания оценки искусства в Украине. Заполнены партер и все три яруса, некоторые люди стоят. Изначальное количество заявок на посещение составляло цифру в 5000 желающих. Этому удивляется даже сама Абрамович: «Я ведь всего лишь художник», скромно заявляет она.
(Для некоторых, правда, стало сюрпризом, что лекция пройдет на английском языке, и русского Марина Абрамович не знает.)
Художница спрашивает, кто самый молодой зритель — в зале сидят несколько подростков. «А кто самый старший? Не считая меня, конечно.» — 65 лет. «Нет, это еще молодые, это не в счет». С помощью таких возрастных рамок она приходит к вопросу, самому важному для ее творчества — к вопросу присутствия публики. «Публика для перформанса — это все. Она дает энергию, она дает работе ощущение завершенности».
И все же, наивысшим искусством Марина Абрамович считает музыку. После нее идет перформанс, далее — все остальное. Живопись тоже сильная ниша, но в несколько ином виде. В конце лекции художница расшифрует такую градацию, заявив, что картину можно купить, и плохая картина в таком случае просто превращается в конкретную сумму денег.
Что советует Марина Абрамович любому художнику?
- Необходимо пожертвовать всем. «Когда ко мне приходит студент и говорит, что хочет стать художником, для меня это означает только одно — он никогда им не станет. Ты либо художник, либо нет. Либо жертвуешь всем ради своей страсти, либо хочешь иметь всего и понемногу».
- Нужно рисковать и проживать жизнь. Искусство не может проявлять себя вне опыта. Влияют боль, радость, страдание, наслаждение, рождение и, в особенности, ощущение конечности всего это.
- Художник не имеет права лгать и красть.
- Он не должен идти на компромисс.
- Он не смеет убивать: ни идеи, ни желания, ни порывы, ни других, ни себя.
- Художник не создает себе кумиров и сам должен стараться не становиться таковым для других.
- Он должен полюбить тишину, научиться справляться с ней. Тишина помогает сосредотачиваться, а это особенно полезно в борьбе с собственными слабостями.
- Художнику необходимо одиночество. Здесь работают те же причины, что и с тишиной.
- У художника должно быть минимум личных вещей ( Марина Абрамович привела целый список того, что, на ее взгляд, действительно необходимо. Сюда входит, например, зонт).
- Художник не обязан ходить каждый день в мастерскую, так же он не должен перерабатывать.
- У художника должны быть враги. Это не обязательно, но этого и не стоит бояться. Наличие врагов помогает научиться прощать.
- Художник должен умирать без страха и злости.
Назревает вопрос: неужели художник постоянно что-то кому-то должен? Да. Ведь он изначально приносит себя в жертву. Но для Абрамович жертва и страдания никак не связаны с девиантными депрессивными настроениями. Наоборот, это — составляющие невероятного жизненного опыта, каждый момент которого не похож на предыдущий. Желание избежать, грубо говоря, негативных моментов, лишает художника 99% материала для творчества — для полной картины не хватает пазлов.
В конце лекции зрители из партера задают вопросы. Одна девушка находится в поисках истинного момента для своего перформанса. Абрамович зовет ее на сцену и дает возможность почувствовать себя «здесь и сейчас» перед огромной публикой. Девушка две минуты вглядывается в аудиторию, которая внезапно полностью затихла. Возможно, это и был тот самый истинный момент.
Вторая девушка рассказывает, что ей удалось побывать на перформансе Абрамович «В присутствии художника» , и та успела заметить, что у нее прекрасные глаза. «А в чем вопрос?», — довольно резко прерывает ее художница. Девушка собирается с силами: «У меня действительно прекрасные глаза?», — Абрамович смеется — «Дорогая, здесь это никого не интересует.»
Марине Абрамович 70 лет. Она невероятно красива, умна и талантлива. Она собрала огромную аудиторию, которая готова была аплодировать каждому ее слову. Но. Остается ли художник настоящим художником, когда его искусство настолько популярно? В случае с Мариной Абрамович похоже, что да, ведь она ни раз перечитывает свой список «художник должен…».
Присутствовала: Мариами Губианури