
Константин Васильевич Руснак родился 6 февраля 1948 года в селе Требисэуць Бричанского района Молдавской ССР. В 1965 году окончил Республиканскую музыкальную школу-десятилетку им. Е. Коки, в 1970 — Государственный институт искусств Молдавской ССР им. Г. Музическу. По окончанию вуза был оставлен на преподавательскую работу. Позже работал в Министерстве культуры Молдавии: сначала редактором, главным редактором Репертуарной коллегии творческих коллективов при Министерстве культуры. Был первым заместителем министра культуры (1975-1984 гг.), ректором Государственной консерватории имени Г. Музическу (1984-1999 гг.).
С 1993 года является генеральным секретарем Национальной комиссии Республики Молдова (НКРМ) по делам ЮНЕСКО, а с 2000 года — председателем исполкома Национального Дельфийского совета.
В 1976 году был удостоен Государственной премии за произведение «Сэрбэторяска» для большого, объединённого оркестра народной музыки, в 1984 году — звания «Maestru în Arta», а в 1998 году награжден орденом «Gloria Muncii».
Константин Руснак — натура энергичная и деятельная: В 2008 году выпустил компакт-диск «Folclor instrumental românesc de pretutindeni», включающий 3600 мелодий, в 2012 году — книгу «Acrostihuri. Portrete în timp», а в 2013 году — сборник «101 poeme» в коллекции «Ideal» (издательство Biodova). В 2015 году ему присвоена почетная степень «Doctor Honoris Causa» Академии наук Молдовы, он был награжден золотой медалью на европейской выставке творчества и инноваций «EUROINVENT» в Яссах (Румыния) за сборник «Acrostihuri. Portrete în timp». В том же году стал почетным гражданином села Джордже Энеску (Ливень) уезда Ботошань в Румынии.
Изольда Борисовна Милютина специально для этого журнала написала очерк, посвященный юбиляру.
* * *
Заметки в личных тонах
Душевная теплота и творческое воображение… При этом — живой отклик на явления окружающей жизни… Прекрасно, когда всё это соединяется в натуре одного человека. Давно искала повод сказать об этом. И вот он появился, этот повод… Композитор и фольклорист (а также музыковед и писатель) Констатин Руснак отмечает свой 70-й день рождения. Поздравляя с юбилеем уважаемого Константина Васильевича, хочу поделиться с теми, кто готов меня выслушать, некоторыми своими мыслями о незаурядном и просто хорошем, богато одарённом, человеке, которого знаю уже много лет.
Семидесятилетие — цифра довольно солидная, серьёзная. Она не столь уж малая и позволяет её обладателю оглянуться на пройденный жизненный путь, на всё, что сделано. А здесь нашему юбиляру есть, чем гордиться!. Однако надо полагать, что для К. Р., подведение итогов на сегодняшнем возрастном рубеже повлечёт за собой новые творческие планы и новые достижения в дальнейшем. Харизматическая сущность его натуры, излучающей, по моим наблюдениям, неиссякаемую жизненную энергию, позволяет ждать от него ещё многого.
Как ни кстати было бы сейчас обратиться к картине жизненной и музыкантской судьбы К. Р., разворачивающейся при ближайшем рассмотрении в интересных подробностях, всё же не стану распространяться о том, что известно всем… Скажу лишь, что за цифрой 70 у К. Р. скрывается путь, ступень за ступенью приближающий его к с намеченным целям... И побуждаемая самыми добрыми чувствами к юбиляру, не могу решить, когда думаю об этой полнокровной жизни, чему отдавать предпочтение и чему больше радоваться — завоёванным ли им высотам, как в творческой, так и в деловой, общественной жизни, или замечательному его окружению (всегда видишь его в кругу друзей, молодёжи). Но в первую очередь, эти слова я отношу к его семье, где прочный супружеский союз, прекрасные дети, внуки… Уверена, что многие разделят эти мои мысли. Особенно же, наверно, те, кому, как мне, посчастливилось наблюдать проявление и, образно говоря, взросление его Личности (первый успех, который ошеломил всех, пришёл к нему, когда К. Р. было всего 28 лет!). А затем — это беспрерывное Crescendo в его жизни, заполненной не только музыкой, творчеством, но и активной общественной деятельностью во благо родной страны и людей, живущих на этой земле. А ведь она на наших глазах давно уже вышла за локальные рамки. И наконец, искренне можно порадоваться уже достигнутой ранее, но укрепляемой каждым новым жизненным этапом подлинной зрелости неординарной личности, каким, я знаю, не мне одной представляется сейчас Константин Руснак.
Вернувшись немного назад, но не вдаваясь в детали, позволю себе напомнить, что замечательный творческий взлёт К. Р. как композитора был связан с его концертно- виртуозной пьесой «Сэрбэторяска» для большого оркестра народной музыки. Пьеса эта очень быстро стала знаменитой в качестве музыкальной визитной карточки Молдовы и была отмечена Государственной премией. В середине 70-х, вскоре после написания, «Сэрбэторяска» К. Руснака была представлена в блестящем исполнении руководимого С. Лункевичем оркестра «Флуераш». Здесь сошлись интересы — увлечение родным фольклором, да и немалый талант автора музыки и прославленного скрипача-дирижёра с его коллективом! И прозвучала она не только в Молдове, но и с Кремлёвской сцены в Москве, что тогда было особенно почётно! А потом, как пишет композитор в своих воспоминаниях, «Сэрбэторяска» исполнялась этим знаменитым оркестром «на всех меридианах земного шара». Далее из-под его пера последовал целый ряд интересных композиций на фольклорной основе… Потому что никогда не изменяло ему собственное мироощущение сквозь призму несметных сокровищ из арсенала молдавского народного творчества (шутка ли? — сам собрал и записал 2000 народных мелодий!).
Многое было отпущено этому человеку судьбой. Но самое главное — природа наградила его натуру замечательными душевными качествами. Здесь на первом месте — доброжелательное оношение к людям и благодарность к тем, кто помогал ему в профессиональном становлении. Я знаю, что хранит он в душе к ним признательность и глубокое уважение. Первым в этом плане он называет своего научного руководителя по консерваторским годам, известного знатока молдавского музыкального фольклора Г. С. Чайковского. И в то же время надо знать, с каким пиететом К. Р. и сейчас вспоминает о Сергее Лункевиче, много помогавшем ему в работе с фольклором, в сотрудничестве со своим оркестром ! Знаменательны его слова из доступных прочтению его собственных воспоминаний. Цитирую: «Маэстро был крёстным всем моим произведениям, которые я написал для оркестра «Флуераш»... Безусловно, в этой эволюции, от простого аранжировщика до автора музыки на фольклорной основе, большую роль сыграл Сергей Лункевич, и я ему за это благодарен… Я и сейчас храню партитуры, на страницах которых рукой Маэстро написаны очень важные для меня отзывы о моих произведениях».
А теперь несколько слов из личного. Помнится мне, как давно уже, в своё время, мне доводилось сталкиваться в консерваторских аудиториях и многолюдных коридорах с молодым человеком весьма привлекательной внешности. Это был преуспевающий, неизменно приветливый и учтивый со старшими студент К. Р. Его главные успехи были впереди… И сегодня Константин Васильевич выглядит, я бы сказала, весьма импозантно. Это впечатление вынесено мною как из личного общения, так и на основании многочисленных опубликованных фотодокументов. Там мы видим его то на концертной эстраде при исполнении своей музыки, рядом с другими исполнителями (многих он взял за руку и вывел на авансцену), то в жюри различных конкурсов или, наконец, в обстановке дипломатических приёмов, на трибуне международных симпозиумов, где он появляется в связи со своими обязанностями как представитель Молдовы в организациях ЮНЕСКО. Одним словом, — везде, где разворачивается его столь многогранная деятельность.
Но особенно приятно видеть нашего юбиляра в окружении своей замечательной семьи, красивых детей и внуков. Меня всякий раз покоряет привлекательность этих молодых лиц! И думается о том, что родовые гены главы семейства проросли и во внешности, и в творческих судьбах, способностях детей и внуков.
Нелишне ещё раз подчеркнуть столь привлекающее в натуре К. Р. уважение к авторитетам, к старшему поколению, особенно к памяти уже ушедших в мир иной. Это, столь драгоценное свойство характера, высказанное им не раз в наших приватных разговорах, получило отражение в адресованном мне письме К. Р. (пришло в своё время по электронной почте как отклик на какую-то мою публикацию…).
То, что К. Р. написал тогда, хоть и относилось всего лишь к одному, но очень важному этапу в его биографии, замечательно характеризует автора того послания. В дополнение ко всему уже сказанному, позволю себе привести оттуда небольшой фрагмент.
Цитирую: «Я, когда пришёл в консерваторию (в 1984 году Константин Васильевич вступил в руководящую должность ректора консерватории в Кишинёве — И. М.) и понял, рядом с какими творческими лицами мне придётся работать, вначале растерялся. Я, конечно, знал… всех наших великолепных профессоров (у некоторых я учился), и как только стал ректором, старался узнавать, что болит у этих замечательных людей, какие обиды оставили в их душах непроходящие царапины. Если помните, первый шаг который я сделал, — позвонил и пригласил на работу (после 10-летнего перерыва) Леонида Симоновича Гурова. А что касается Бориса Семёновича (Милютина), я узнал, что у него болит душа из-за того, что закрыли оперную студию. И я дал себе зарок всё сделать для того, чтобы открыть заново оперную студию...».
Я рада, что сейчас со всей ответственностью могу свидетельствовать — появление К. Р. в качестве ректора Кишинёвской консерватории весьма благотворно сказалось тогда на деле высшего музыкального образовании в республике.
Нам всем свойственно отзываться на всё хорошее, что способна, несмотря на все её сложности, преподнести жизнь. И я с глубоким удовлетворением отношу к этому благоприятные впечатления, которые неизменно оставляют всякие контакты с нынешним юбиляром. Он всегда готов помочь, пойти навстречу любой просьбе. Мне самой довелось почувствовать это, когда понадобилось через посольскую почту переслать в Кишинёв важные документы в Национальный Исторический музей, книги в библиотеку АМТИИ...
Завершаю свои заметки тем, с чего их начала. Перед нами в лице того, о ком я веду речь, чрезвычайно цельная натура. И всё, что мне удалось выразить, хочу завершить пожеланиями Константину Васильевичу многих сил, физических и душевных, для исполнения той миссии по отношению к людям, которая ему, видимо, предназначена самим Провидением.
Заслуж. деятель искусств Молдовы И. Милютина
6 февраля 2018 года