
Это горькое признание я впервые услышала от выдающегося украинского ученого, археолога, историка, академика НАНУ в канун его юбилея. Телеканал «Интер» — единственный, кто к 80-летию Петра Толочко счел необходимым снять и показать в эфире фильм о человеке, чья судьба наглядно иллюстрирует смысл перефразированной библейской истины: «Нет пророка в своем Отечестве».
Власть никогда не жаловала его. За вольнодумство, отсутствие «политической озабоченности» и нежелание участвовать в строительстве национального мифа. За то, что, посвятив свою жизнь изучению истоков Киевской Руси и осмысливая их в фундаментальных научных трудах, он не пошел на поводу у тех, кто дерибанил по независимым углам былое восточнославянское единство, но встал на его защиту.
Сегодня, когда большинство его коллег предпочитают поиску истины интерполяцию современных политических дрязг в историческое прошлое, Петр Толочко продолжает по крупицам воссоздавать историю своего отечества — Древней Руси — без примесей и идеологических домыслов. Он не боится публично озвучивать крамольную мысль о том, что нет ничего обидного в происхождении топонима Украина — «окраина». Гораздо хуже, полагает ученый, превратиться в окраину духовную, оторвавшись от своих корней.
Я беседую с Петром Петровичем в его скромной, уютной от обилия книг «келье» — так он называет свой кабинет на Владимирской в старом здании с табличкой «Отдел археологии Киева». На мой вопрос, что дает ему смелость защищать историческую правду во времена, когда она воспринимается как сепаратизм, он отвечает словами своего учителя — известного ученого Бориса Александровича Рыбакова: «Мне поздно бояться, устраивают ли мои научные выводы кого-то или нет». Говорит об этом со спокойной уверенностью и доброжелательной улыбкой. Он так не похож на своих экзальтированных оппонентов, что я не могу не спросить:
— Петр Петрович, вы часом не благородных кровей будете? Что вам известно о своем генеалогическом древе?
— Древом своим мы немножко занимались когда-то с братьями. И накопали, что род наш по линии матери происходит из двух казацких ветвей. Прабабушка моя, урожденная Якименко, была переяславской дворянкой, которая имела земли в селе Пристромы, что недалеко от Переяслава-Хмельницкого, откуда я родом. А прадед носил фамилию Хмельницкий. Но я не возвожу себя к Богдану, как один из наших президентов — к Калнышевскому. По линии отца мы тоже из казаков. В казацких сотнях брат нашел две фамилии Толочко, и в селе нашем эта фамилия числится уже в XVII в. Но это обрывочные сведения. С собственной родословной у меня гораздо хуже, чем с родословной Украины.
Читать дальше...