Category:

Несвоевременный композитор эпохи утопии

К 100-летию Бернда Алоиса Циммермана

Произведения Бернда Алоиса Циммермана, одного  из крупнейших композиторов послевоенной эпохи, по-прежнему исполняются  неизмеримо реже, чем Шостаковича, Мессиана, Лигети или Штокхаузена. Тем  не менее, единственная опера Циммермана «Солдаты» идет в наши дни  на крупнейших мировых сценах. В Москве опера была исполнена  один-единственный раз – в 1989 году на гастролях Штутгартского оперного  театра, в рамках большого фестиваля западногерманской музыки,  проходившего в течение целого года в различных городах СССР. Сведениями  об этом сочинении чаще всего и ограничиваются представления о Циммермане  у нас в стране.

Одна из самых значительных опер ХХ века – «Солдаты» Циммермана, и она же  едва ли не труднейшая во всем мировом репертуаре, не только из-за  музыки, но и из-за невероятно сложной сценографии. Это первая опера  в мировой истории, где используются элементы мультимедиа, электроники,  кинопроекции и звукоусилительные средства, помещенные как на сцене, так  и в зрительном зале. Все это делает постановку мероприятием небывало  трудным и финансово затратным, на что современные театры идут редко  и неохотно. Схожая проблема – с симфоническими и камерными  произведениями композитора. Наиболее зрелые и интересные из них написаны  для очень больших или достаточно «непрактичных» составов оркестра.  Поэтому они тоже звучат слишком редко – даже в западных странах с их  большими материально-техническими возможностями.

Читать дальше...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded