Несвоевременный композитор эпохи утопии
К 100-летию Бернда Алоиса Циммермана

Произведения Бернда Алоиса Циммермана, одного из крупнейших композиторов послевоенной эпохи, по-прежнему исполняются неизмеримо реже, чем Шостаковича, Мессиана, Лигети или Штокхаузена. Тем не менее, единственная опера Циммермана «Солдаты» идет в наши дни на крупнейших мировых сценах. В Москве опера была исполнена один-единственный раз – в 1989 году на гастролях Штутгартского оперного театра, в рамках большого фестиваля западногерманской музыки, проходившего в течение целого года в различных городах СССР. Сведениями об этом сочинении чаще всего и ограничиваются представления о Циммермане у нас в стране.
Одна из самых значительных опер ХХ века – «Солдаты» Циммермана, и она же едва ли не труднейшая во всем мировом репертуаре, не только из-за музыки, но и из-за невероятно сложной сценографии. Это первая опера в мировой истории, где используются элементы мультимедиа, электроники, кинопроекции и звукоусилительные средства, помещенные как на сцене, так и в зрительном зале. Все это делает постановку мероприятием небывало трудным и финансово затратным, на что современные театры идут редко и неохотно. Схожая проблема – с симфоническими и камерными произведениями композитора. Наиболее зрелые и интересные из них написаны для очень больших или достаточно «непрактичных» составов оркестра. Поэтому они тоже звучат слишком редко – даже в западных странах с их большими материально-техническими возможностями.