Франческа Гааль, урождённая Сидония Зильбершпиц
26 марта 1945 года во время зачистки Будапешта от немецкого гарнизона, советский майор Иван Агибалов среди суеты и хаоса царившего на улицах южной столицы некогда мощнейшей Австро-Венгерской империи услышал прекрасное пение на немецком языке, доносившееся из подвала большого дома в самом центре Будапешта Песня была майору хорошо знакома и любима. Она звучала в знаменитой австрийской киноленте «Петер», которую так любили в Советском Союзе. Он спустился в подвал и увидел двух женщин в лохмотьях. Песню исполняла на вид старуха лет 60, лицо ее было зеленого цвета, руки ее были в струпьях, она была немощной, изможденной, но не потерявшей своего чудесного голоса. Женщина сидевшая с ней рядом, просто произнесла одно имя — Франческа Гааль.
Майор сразу же понял, что похожая на нищенку женщина — не кто иная, как звезда экрана, покорившая мир по обе стороны Атлантики — Франческа Гааль, та самая Гааль, которая сыграла Еву/Петера в одноименной картине режиссера и продюсера Германа Костерлица,так полюбившейся в СССР и во всем мире.
Судьбе было угодно, что Гааль вместе со своей преданной домработницей практически единственной уцелеет из своей огромной и такой дружной семьи будапештских евреев и спасет ее русский майор — Иван Агибалов.
Урожденная Сидония Зильбершпиц, Франческа расстанется со своим настоящем имени в самом начале своего творческого пути. Она родилась в состоятельной еврейской семье, в Будапеште. Последний, 13-ый ребенок в семье, Франческа с детства обожала читать стихотворения перед публикой, пела, танцевала и радовала своих домашних.
Еще в юности она сама изучила систему Станиславского, перечитала русскую классическую литературу, обожала Чехова, это был ее любимый писатель, брала уроки вокала у русского педагога, как будто чувствовала, что именно благодаря русскому человеку она останется жива...
Она начинала сниматься еще в немом кино и успех ее был оглушительный. Ее вздернутый носик, карие лучезарные глаза сделали свое дело. Франческа становится примой театральных подмостков Будапешта. Она сыграла Ирину в «Трех сестрах», Наташу в «На дне», Аню в «Вишневом саде», Элизу Дулитл в «Пигмалионе». Последняя роль, прогремевшая на весь Будапешт, открыла ей путь в оперетту, где она также главенствовала. «Фиалка Монмартра» и «Принцесса цирка», «Графиня Марица» и «Роза любви» собирали аншлаги независимо от количества даваемых представлений.
Богом ей был дан исключительный музыкальный талант, помимо этого она была очень яркой актрисой. Не потерялась Франческа и в звуковом кино. Немецкий фильм 1931 года «Паприка» сделал ее весьма популярной в Германии. Гааль сыграла де быстро снялась еще в двух музыкальных лентах: «Привет и поцелуй, Вероника!» и «Скандал в Будапеште». Оба фильма, выпущенные в 1933 году, были приняты зрителями на ура. Но политическая обстановка в Германии изменилась. К власти в стране пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером, который, к слову, восхищался талантом Гааль, и говорил: «Не может быть, чтобы такая прелесть не была арийского происхождения. Это чудовищная ошибка». Большинство коллег Гааль не арийского происхождения покинули Германию, но независимая и свободолюбивая мадьярская еврейка остаивала свои человеческие права на творчество.
Геббельс ее ненавидел. Ему вторил и Гиммлер, сказавший: «Госпоже Гааль придется выбрать между эмиграцией и лагерем». К счастью, Франческа выбрала первое и отправилась в Австрию, куда фашизм еще не проник настолько сильно, как в Германии. На Венской студии ею были сыграны киношедевры на века. Ее опекал продюсер и любимый человек — Герман Костерлиц, благодаря которому Франческа оказалсь на Венской киностудии. Связи Костерлица были довольно обширны.
Фильм «Петер» (1934) Германа Костерлица имел громадный успех и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль. Она сыграла в этой ленте две ипостаси одного персонажа. И всё потому, что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки, работает на бензоколонке под именем Петер.
В 1935 году на I Московском международном кинофестивале фильм «Ева и Петер» получил почетную грамоту как «соединяющий занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством». Кстати, до того у нас даже не видели зарубежных музыкальных фильмов.
Иосиф Сталин лично посмотрел ленту 21 июня 1935 года. А уже через пять недель она была выпущена в массовый прокат по СССР. Не обошлось без курьезов. Комитет по делам кино переименовал фильм в «Петьку». «Новшество» мгновенно проявило себя на улицах городов, где висели аршинные афиши идущего параллельно «Чапаева». Цензура вернула половину оригинального названия обратно, и в нашу историю фильм навсегда вошел, как «Петер».
В этот же период Гааль снялась в Австрии в популярных картинах Костерлица «Маленькая мама» (1934) и «Катерина» (1936), которые продюсировал Джо Пастернак, возглавлявший в те годы европейский филиал американской фирмы Universal. Во всем мире появилась мода на прическу Франчески. Парижанки поголовно носили шляпки «маленькая мама», брюки «петер», платье «катерина». В чем секрет успеха Гааль? Она была необыкновенно пленительной, искрящейся, хрупкой героиней с большой душой Франческа всегда пела в своих лентах и делала это блестяще. Зрители ее обожали за трогательность, естественность, она была как глоток свежего воздуха в европейском искусстве накануне большой беды...
На волне успеха Франческа уезжает в Голливуд, куда по протекции Костерлица ее пригласил знаменитый голливудский продюсер — Джо Пастернак. В Голливуде Гааль снялась в трех фильмах,которые, к сожалению, не умножили ее славу. Ее любимый человек — Герман Костерлиц бросил ее, предпочтя совсем еще юную, только что начавшую свой творческий путь — Дину Дурбин. Франческа принимает фатальное для себя решение — вернуться в родной Будапешт, навестить родных. Шел 1940 год. Вторая мировая война уже полыхала огнями, а госпожа Гааль, каким-то чудом добралась до Будапешта. Случайно увидев в Будапеште известную актрису Марию Корду, она узнала что ее ищет гестапо. Ее искали 4 с половиной года. И так и не нашли. Она жила в подвале дома своих друзей. Квартал был немецкий, но никто ее не выдал. Ее боготворили. Она была звездой в самом высоком смысле этого слова. Ее мать замучили в Будапештском гетто, отец покончил с собой, сестра погибла в газовой камере в Дахау. Племянника расстреляли на улице. Двое братьев без вести исчезли. Почему она выжила? С ней была ее верная служанка Марга — простая венгерская женщина,а еще Франческа представляла себя в новых ролях.
Она мечтала о Даме с собачкой, об Анне Карениной. Немногие уцелевшие друзья приносили тайком ей еду. Но она все равно голодала и наверняка скончалась бы от голода, если бы не советские воины в лице Ивана Агибалова, спасшего Франческу и верную ей Маргу Ковач.
Нашедшуюся в Будапеште Гааль поначалу опекал сам Климент Ворошилов, ведавший делами в венгерской зоне оккупации. В его хозяйстве ее привели в порядок физически и душевно. 9 мая 1945 года она впервые за долгое время вышла на сцену. Закрывала гала-концерт в венском Оперном театре для советских солдат и офицеров. Спела по-русски «Полюшко-поле» и «Катюшу». Солдаты плакали. Плакала и Франческа. Проклятая война лишила ее родных, друзей, близких.
1 августа 1945 года по линии Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, Франческа прилетела в Москву. Ее принимал в Кремле лично Сталин. Вождь мирового пролетариата нежно гладил ее руки,
обезображенные чесоткой и обморожениями, и сказал, что она может на него во всем рассчитывать. В СССР Гааль прожила три месяца. Побывала в Ленинграде, Одессе, Киеве. А затем вернулась в Будапешт. Она никогда не забывала о помощи,которую ей оказали в СССР. Она мечтала сыграть на мхатовской сцене и очень хотела встретиться снова с Иваном Агибаловым, спасшим ей жизнь. Но, увы — не случилось.
Постаревшая дива мирового кинематографа поняла, что в социалистической Венгрии, уже другие идеалы, другие типажи и в 1948 году Франческа Гааль снова уезжает в США, — теперь уже навсегда. В 1956 году в печати появились сообщения о ее смерти, на что якобы покойная отреагировала марктвеновской фразой: «Слухи о моей смерти слегка преувеличены».
Увы, в Америке ее возвращения в кино не состоялось. Она поиграла немного на Бродвее, и постепенно исчезла с поля зрения общественности. 2 января 1973 года Франчески Гааль не стало. Ей было 69 лет. Она умерла в бедности и забвении. А в России ее по-прежнему помнят и любят . В 2014 году Театральным музеем имени Бахрушина была организована выставка : «Я здесь! Франческа Гааль. Реликвии, документы, фотографии».
Трагическую жизнь прожила удивительная женщина, прекрасная актриса —Франческа Гааль,которая умела обьединять народы, примером своей жизни учила прощать, пусть и не забывать. Волшебная мелодия из «Петера» под дивное сопрано Франчески никогда не устареет, потому что это подлинное искусство,не имеющее срока давности. Светлая память великой Франческе Гааль.




