dem_2011

Митрополит Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль

Информационно-просветительский отдел  Украинской Православной Церкви публикует в переводе с греческого языка  интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония греческому  агентству церковных новостей «Ромфея», которое было размещено 12 сентября 2018 года.

Управляющий делами УПЦ митрополит  Антоний в своем интервью рассказал о том, какие чувства вызвало решение  Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Киев в лоне  Украинской Православной Церкви, о последствиях, которые возникнут в  Украине в результате возможного предоставления автокефалии раскольникам,  и создании параллельной Церкви, а также о том, какие действия могли бы  помочь избежать этих опасностей.

— Какие чувства в лоне Вашей Церкви вызвало недавнее решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Украине?

— Печаль и возмущение одновременно. Я надеюсь, Вы читали официальные заявления нашей  Церкви. В лоне нашей Церкви верующий народ и духовенство волнуются, у  них очень тяжелые предчувствия, неспокойно на сердце. Мы ожидаем  худшего.

Однажды, год или два назад, Вселенский  Патриарх в приватном разговоре с одним иерархом нашей Церкви сказал: «Не  беспокойтесь, Матерь-Церковь никогда не сделает больно своей дочери». И  тогда мы были очень признательны Вселенскому Патриарху, когда услышали  от него такие слова. Однако сейчас мы недоумеваем, по какой причине  Патриарх поменял свое мнение и своими действиями ранит тело канонической  Церкви в Украине. Обычно Патриарх говорит очень мало, но каждое  коммюнике Патриархата вызывает целую бурю в украинских СМИ. В каждой  статье, заявлении, комментарии обвиняется наша Церковь раскольниками,  политиками и радикалами. Вы должны понимать, что на нашу Церковь  оказывается большое давление, и Матерь-Церковь, вместо того, чтобы  помочь защитить свою дочь, подливает масло в огонь — и своими  заявлениями и действиями содействует врагам канонической Церкви.

— Кажется,  что Вселенский Патриархат решил предоставить автокефалию, очевидно  надеясь, что таким образом может решиться проблема раскола. Ваше  Высокопреосвященство, как Вы на это смотрите?

— Не знаю, почему Вселенский Патриархат  решил, что предоставлением автокефалии будет уврачевана схизма. Кто ему  это сказал? Известно, что прежде, чем излечить какую-либо болезнь, врач  должен поставить правильный диагноз. В нашем случае именно вопрос  автокефального устройства в начале 90-х годов породил раскол. И я не  думаю, что будет правильным врачевать болезнь тем средством, которое ее  породило. Мне кажется, что Патриарх Варфоломей в нашем случае поставил  ошибочный диагноз и продолжает совершать ошибочное лечение. Настойчивые и  упрямые попытки Вселенского Патриархата исцелить раскол в Украине с  помощью предоставления автокефалии являются не лекарством, а ядом как  для канонической Украинской Православной Церкви, так и для всего Тела  Вселенского Православия. Не является тайной, что́ будет в случае, если  Патриарх Варфоломей пойдет до конца и не пересмотрит своих решений.  Следствием этого шага будет то, что будут отравлены межправославные  отношения, а также и все Православие. Потому что, как мы понимаем, Фанар  старается создать в Украине новую, параллельную «Церковь», которая  будет состоять из нынешних раскольников, а те, без сомнения, первыми  прибегут в эту организацию, какова будет объявлена как будущая  автокефальная Церковь. Прежде всего, хочу без преувеличения сказать, что  у этой идеи раскольнический характер с самого начала.

Почему?

— Потому, что в нашей стране уже  существует каноническая Церковь. Если бы она не существовала, тогда  другое дело, или если бы мы находились в ереси, тогда понятно. Но когда в  Киеве есть канонический архиепископ, то есть Митрополит Онуфрий, и  кто-то извне хочет создать параллельную иерархию и провозгласить ее  автокефальной, тогда тот и создает раскол. Создание и существование  параллельной иерархии является отличительной характеристикой раскола.  Подобное мы уже переживали в Украине и видели, как это делал Филарет,  когда он ушел от нас и создал параллельную, по отношению к нашей Церкви,  иерархию. В каждом городе, где уже есть наш епископ, он поставил  своего, раскольнического. Если это мы не называем расколом, что тогда  раскол?

Я хочу привести и другой исторический  пример. Настоящий раскол между Востоком и Западом, то есть между  Римско-Католической и Православной Церковью состоялся не в 1054 году,  когда поругались между собой тогдашний патриарх Михаил Керулларий с  кардиналом Гумбертом. Настоящий раскол произошел во время I Крестового  похода (1096-1099 г.г.), когда латинские крестоносцы начали изгонять  православных епископов в Антиохии и вообще на Ближнем Востоке и на их  места ставить латинских епископов. Именно в этот период начался реальный  раскол.

Наша большая горечь в том, что Вселенский  Патриарх  своими недавними действиями, как кажется, делает то же самое.  Он уже ступил на путь раскола, послав двух экзархов в Киев без  разрешения местного епископа, то есть Митрополита Онуфрия, очевидно,  имея готовность создать новую «церковь» в Украине, чтобы поставить  нового архиепископа или митрополита, или патриарха, и новую иерархию, и  этой новой организации предоставить автокефалию. Но это же строго  запрещается священными канонами.

Чтобы Вы лучше понимали, что́, возможно,  хочет сделать с нами Вселенский Патриархат сейчас, приведу такое  сравнение. Конечно, сравнения не всегда являются совершенными, но они  помогают нам лучше понять действительность. У вас в Греции уже около ста  лет раскол старостильников. Он до сих пор не разрешен. Представьте,  если бы вам сказал кто-то из Патриархатов: «Если вы не можете решить это  сами, то это сделаем мы. Итак, мы призна́ем старостильников в качестве  канонической Церкви, назовем их Элладской Церковью, примем опять старый  стиль календаря, а вы –  настоящая Церковь Эллады, должны присоединиться  к ним и отказаться от своего календаря. Если вы не хотите, то будьте  как есть, но вашей Церкви мы дадим новое имя».

То же самое хотят сделать здесь и с нами.  Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской  Православной Церкви, которой мы являемся, в «Русскую Церковь в Украине»,  хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все было наоборот. Раскольники  стали каноническими, а каноническая Церковь стала раскольнической или  хотя бы чужой для своего народа. И Вселенский Патриархат играет на  стороне врагов нашей Церкви — и это причиняет нам боль.

— Как я понял, если это действительно будет, то это создаст большой скандал в Православии?

— Конечно, следствие этого шага  Вселенского Патриарха повлияет на все Православие, потому что, если  может один Патриарх вторгаться на каноническую территорию другой Церкви,  то почему тогда не может делать это и другой? Не является тайной, что  между некоторыми Поместными Церквями существуют епархии, которые  исторически принадлежали другой соседней Церкви, но сейчас, имея  прецедент, каждый может делать то, что хочет. Куда мы придем с такой  логикой? Это же будет катастрофа.

— Когда  Вы ездили на Фанар 23 июня вместе с другими членами Священного Синода,  Вас предупредил Вселенский Патриарх, что будет действовать таким  способом?

— Нет. Поэтому мы и удивляемся, почему  Патриарх Варфоломей нашел время и способ поговорить с Президентом, через  которого он попросил обращения и подписи раскольников, но не [нашел  возможности пообщаться] с канонической Церковью? Как будто нас не  существует. Как будто раскольниками являемся мы, а канонической Церковью  являются раскольники.

Кроме того, я знаю, что Поместные  Православные Церкви с недоумением следят за этими событиями и смотрят,  до чего дойдет Вселенский Патриархат. Не может Вселенский Патриархат  пренебрегать позицией канонической Церкви.

— В  Константинополе недавно состоялся Синаксис иерархов Вселенского  Патриархата, где украинский вопрос был одним из главных? Как Вы можете  оценить обсуждение Вашего вопроса на Фанаре?

— Я не знаю всех подробностей, о чем там  говорили по этому вопросу. Мы можем судить об этом только из того, что  читали в СМИ. Однако нас удивляет тот факт, что на Фанаре о решении  украинского вопроса говорят архиереи, большая часть из которых  никогда не были в Украине и не имеют полного понимания о том, что  происходит в нашей стране. Как мы узнали, главный доклад по украинскому  вопросу сделал епископ из Крита, который живет в Эстонии. Я имею в виду  владыку [Макария] Христупольского, который, если мне не изменяет память,  даже если и приезжал в Украину, то один раз и очень давно.

На это отсутствие осведомленности в  церковной ситуации в Украине обратили внимание архиереи Вселенского  Патриархата из Финляндии, которые рассказывали в своем интервью, что им  не хватало точки зрения украинских епископов, трое из них принимали  участие в Синаксисе.

— Что  будет в Украине с Вашей Церковью в случае предоставления автокефального  устройства раскольникам, что, как кажется, сделает Фанар?

— Все будет наоборот. Сегодняшние  раскольники станут автокефальной Церковью, а нашу каноническую Церковь  попытаются сделать чужой для нашей страны. Здесь Вселенский Патриарх  компрометируется в глазах нашего верующего народа, нашего духовенства и  архиереев.

Наша Церковь не признает этого действия и  не будет сослужить с новой «церковью». Церковь – это большая духовная  семья, это значит, что большинство наших верующих и приходов останутся в  лоне канонической Церкви, не предадут своих пастырей, которых любят и  за которыми идут. Некоторые уйдут, но не многие, уйдут главным образом  проблемные. В семьях украинцев начнутся опять споры, будут опять  захватывать наши храмы, брат пойдет на брата, будут конфликты. Подобные  события мы уже пережили в начале 90-х годов прошлого века, когда  состоялся раскол.

— Какой Вы видите выход  из этой ситуации, что предлагаете?

— Я отдаю себе отчет в том, что я сказал  Вам об очень жестких вещах. Но время дипломатии уже прошло, и надо  говорить открыто и откровенно, потому что опасность грозит всему  Православию. В этой ситуации никакая из Поместных Православных Церквей  не может сидеть в углу, рассуждая и надеясь, что ее не касаются  вышеупомянутые события. Все Поместные Церкви составляют Тело Единой,  Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как нас учит апостол Павел, «если страждет один член, ему сострадают и все члены» (1 Кор. 12:26).

И поэтому необходимо, чтобы возвысили  голос все Поместные Церкви. Надо, чтобы собирались Предстоятели, чтобы  посредством диалога все мы нашли решение. Как сказал Вселенский Патриарх  в начале своей встречи с Патриархом Кириллом, если политические  лидеры с помощью диалога решают проблемы между собой, насколько больше  церковные лидеры должны использовать возможности диалога. Кроме того, в нашей Церкви синодальная система принятия решений.

Из истории Церкви мы видим, что как  только возникала какая-то проблема, ересь или раскол, созывались как  Поместные, так и Вселенские Соборы. Поэтому в нашем украинском случае  необходимо, чтобы нас собрала благодать Святого Духа, как мы поем в  Вербное воскресенье, а также во время наших Соборов и Синодов. Только  все вместе с молитвой, имея попечение о благе Церкви, под руководством и  просвещением Святого Духа, обязательно найдем решение проблемы и  избежим больших проблем в лоне нашей любимой Церкви Христовой, где  Господь нас «поставил епископов, пасти Церковь Господа и Бога, Которую Он стяжал Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Оригинал

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded