dem_2011

Category:

Путешествие в Зальцбург

Идея поехать на родину Моцарта возникла давно, но все время откладывалась по различным причинам. Одна из них — трудность заказать поездку из-за ее популярности. Кроме того, была еще одна идея — побывать на Зальцбургском фестивале, хотя бы на одном из концертов или оперных представлений, но и это в результате оказалось нереализуемо — к моменту, когда уже созрело решение о поездке, все билеты были проданы. 

Многие рекомендуют приобрести Salzburg Сard, что мы и сделали на следующее утро в отеле. Купить карту можно также на вокзале или в туристическом информационном центре. Если вы планируете посетить несколько музеев, то покупка такой карты однозначно выгодна, так как дает право на посещение основных музеев и что немаловажно — право на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также сюда было включено посещение представления «Потешные фонтаны» в крепости Хелльбрунн, поднятие на фуникулере на гору Унтерсберг и прогулка на речном катере по реке Зальцах. 

Особенно понравилось, что с такой картой не надо заботиться о проезде, так как для туристов это всегда головная боль — иметь мелочь для оплаты.

Моцарт

На этой улочке,  в доме по адресу Getreidegasse 9,  27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт.

Дом Моцарта слева (там, где висит флаг).

Getreidegasse

Домом владел Хагенауер (Hagenauer). Оба семейства дружили, что подтверждается множеством документов. Леопольд и Анна Мария Моцарт поселились здесь сразу после свадьбы в 1747 году. Семья Моцартов занимала кухню, небольшой кабинет, мастерскую, гостиную и спальню.

Чтобы попасть в квартиру Моцарта, надо зайти в подъезд и подняться на четвертый этаж.

Mozarts Geburtshaus

Поднявшись по крутой лестнице, мы попадаем в квартиру Моцарта. Первая на нашем пути — кухня.

Mozarts Geburtshaus

Так как фотосъемка в музее запрещена, то далее привожу сканированные снимки с официального сайта Моцартеум.

Mozarts Geburtshaus

К тому времени, когда ему было пять лет, Вольфганг Амадей Моцарт уже мог играть на фортепиано и скрипке. К изумлению его отца ребенок начал заниматься музыкой на скрипке без каких-либо предварительных уроков, и, как рассказывают, по личной инициативе сопровождал игру отца с музыкантами. В 1762 году Леопольд сообщил из своей первой поездки в Вену, что Вольфганг «сыграл ему [таможеннику] менуэт на своей маленькой скрипке».

Несмотря на то, что способности Моцарта в игре на скрипке были велики, его отношения с инструментом с годами стали неоднозначными. Из его писем, написанных во время долгого путешествия в Мюнхен, Мангейм и Париж в 1778-79 годах, мы знаем, что он публично исполнял свои, очень трудные скрипичные концерты и сольные произведения, и был поражен большим одобрением публики. «Ты сам не знаешь, насколько хорошо ты играешь на скрипке», — заметил Леопольд, сам скрипач и автор трактата “Фундаментальная школа скрипичной игры” („Versuchs einer Gründlichen Violinschule“), о его мастерстве.

Однако, когда к концу поездки в Париж стало очевидно возвращение Моцарта к ненавистному служению двору, он решительно написал своему отцу: «Еще одна вещь, которую я должен решить в Зальцбурге, это то, что я не буду держаться за скрипку, как раньше. Я не хочу быть уличным скрипачом. Я хочу дирижировать за клавиром и сопровождать арии» (11 сентября 1778 года). Моцарт смог реализовать этот план в Вене, где за последние десять лет своей жизни фортепиано стало его главным инструментом. С энтузиазмом он написал в 1781 году своему отцу в Зальцбурге: «Это, несомненно, страна фортепиано!»

Mozarts Instrumente

Детскую скрипку Моцарта создал зальцбургский придворный скрипичный и лютневый мастер Андреас Фердинанд Майр (Andreas Ferdinand Mayr — 1693-1764), который также был имперским домашним слугой и коллегой-музыкантом Леопольда Моцарта. Его имя находится на этикетке внутри инструмента.

Хотя точная дата не читается, скрипка, вероятно, была сделана в 1740-х годах. Она была пожертвована Фонду Моцартеума в 1896 году.

Оригинальное звучание можно послушать по ссылке.

Детская скрипка Моцарта


1.«KINDERGEIGE_39591_Rondo_KV269»


Концертная скрипка Моцарта теперь идентифицирована как инструмент из семейной мастерской Клотц в Баварских Альпах, вероятно, датированная началом восемнадцатого века. Обманчивая надпись на внутренней стороне, похоже, предполагает, что она была создана по образцу инструмента Якоба Штайнера. Моцарт сделал счастливый выбор, если он предположил, что он действительно приобретает один из инструментов Штайнера с его знаменитым «серебристым тоном».

Когда Моцарт покинул Зальцбург, он не взял с собой скрипку в Вену, а оставил ее у сестры. В 1820 году она продала ее вместе со своей детской скрипкой.

Поскольку инструмент содержался с самого раннего периода как своего рода реликвия Моцарта, он находится в очень хорошем состоянии, кроме нескольких незначительных изменений, практически в первоначальном состоянии.

Концертная скрипка Моцарта


1. «KONZERTVIOLINE_P60754_K403»



Моцартовская скрипка Costa названа в честь своего создателя Пьетро Антонио далла Коста (Pietro Antonio dalla Costa ) и, в соответствии с оригинальной этикеткой внутри, была сделана в Тревизо (Treviso) в 1764 году. Далла Коста создавал свои скрипки по образцу Амати, и в наши дни они высоко ценятся как концертные инструменты из-за их теплого и мощного тона. Моцарт, вероятно, приобрел и играл на этой скрипке в Вене.  После нескольких изменений собственности она был приобретена доктором Никола Лейбингер-Каммюллером (Dr Nicola Leibinger-Kammuller) в 2013 году с намерением пожертвовать ее Фонду Моцартеума. 

Моцартовская скрипка Costa


1. «COSTA-VIOLINE_P63837_Violinkonzert_KV219»


Альт Моцарта был сделан в северной Италии в начале восемнадцатого века анонимным мастером. Внутренняя метка, которую трудно прочитать, приписывает инструмент Паоло Маджини из Брешиа (Paolo Mаggini in Brescia), но это не точно. Альт — единственный из инструментов Моцарта, перечисленных в его имуществе — «1 viola in case» — и облагается налогом в четыре гульдена.  Фонд Моцартеума приобрел инструмент в 1966 году у наследников английского музыкального коллекционера Эдварда Шпейера. 

Альт Моцарта

1. «VIOLA_(mit_Violine)_Duo_KV424_(01)_Lindsberger_Stadler»


Хаммерклавир Моцарта не подписан и не датирован, но может быть отнесен к создателю фортепиано Антону Вальтеру (1752-1826) и, вероятно, был построен около 1782. Моцарт приобрел его в качестве концертного инструмента до 1785 года и играл на нем в своих публичных выступлениях в Вене. «С момента моего приезда [в Вену]», — писал Леопольд Моцарт своей дочери Наннерль в письме от 12 марта 1785 года, — «фортепиано твоего брата было взято не менее десяти раз в театр или в какой-либо другой дом. У него большая педаль, которая находится под инструментом и примерно на два фута длиннее, и очень тяжелая». После смерти Моцарта инструмент остался в семье.   В 1856 году в столетие со дня рождения Моцарта его сын Карл Томас пожертвовал инструмент Фонду Моцартеума. 

Mozarts Hammerklavier


1. «HAMMERFLUEGEL_P17506_Klaviersonate_KV457»


Клавикорд Моцарта был основой коллекции оригинальных моцартовских инструментов Фонда Моцартеума. Он прибыл в 1844 году из поместья его младшего сына Франца Ксавера Вольфганга во владение предшественника Фонда Моцартеума Соборного музыкального общества. Внутри этого инструмента, который с тихим тонким тоном был предназначен для личного использования, есть надпись рукой Констанции Моцарт: «Мой дорогой клавир, на котором Моцарт играл так часто и сочинял Волшебную флейту, Милосердие Тита, Реквием и Масонскую кантату... Моцарт так любил этот клавир, и по этой причине я люблю его вдвойне!».

На стене  — незаконченный портрет Моцарта работы Йозефа Ланге. Считается самым достоверным.

Клавикорд Моцарта

1. «CLAVICHORD_P59306_Andante_KV616»


Еще несколько сканированных фотографий интерьеров музея Моцарта.

Mozart Wohnhaus

В 1773 году семья переехала в дом на Makartplatz 8, где сегодня открыт еще один музей Моцарта.

Mozart Wohnhaus

Следующие две фотографии сканированы с официального сайта Моцартеум.


Концертный зал Mozarteum перед выступлением оркестра MusicAeterna Теодора Курентзиса 17 августа 2018.

Photo: Anastasia Shapoval
Photo: Anastasia Shapoval

В этот вечер музыканты исполнили Первую и Третью симфонии Бетховена.

Photo: Veronika Gaydel

Если пойти по Getreidegasse на запад (дом, где родился Моцарт, остается слева), то можно выйти к Церкви Св. Блазиуса (Bürgerspitalkirche St. Blasius).

Getreidegasse

В XII веке здесь, в аббатстве Адмонт, стояла небольшая часовня, посвященная Святому Блазиусу. Спустя 150 лет архиепископ Фридрих III построил на этой территории больницу для жителей Зальцбурга. И дополнил ее церковью в древнероманском стиле. В настоящее время Римско-католическая приходская церковь. Является памятником архитектуры и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Исторического центра Зальцбурга.

Bürgerspitalkirche St. Blasius

На второй день после рождения Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта и Вергилия. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Salzburger Dom: Blick von der Festungsgasse

Собор святых Руперта и Виргилия — кафедральный собор Римско-католической церкви, официальное название — Salzburger Dom.

Fassade des Salzburger Doms
Residenzplatz, rechts die Nordfassade des Doms
Salzburger Dom

Нынешнее строение выполнено в стиле барокко и имеет длину в 101 метр при ширине в 45 метров. Высота основного здания — 32 метра, высота купола — 79 метров, высота башен — 81 метр. Собор имеет 11 алтарей, 5 органов и множество колоколов, старейшие из которых были отлиты в XVI—XVII столетиях. Главный орган, относившися к 1703 году, был заменён в 1988 году на новый инструмент, произведённый в Швейцарии. Собор располагает 900 сидячими местами, всего же в нём одновременно могут находиться до 10 тысяч человек.

Salzburger Dom

В 774 году, 25 сентября епископом Виргилием Зальцбургским на месте нынешнего был освящён первый христианский храм, построенный в романском стиле. В ночь с 4 на 5 апреля 1167 года Зальцбург — и собор вместе с ним — был сожжён графом фон Плайн по приказу императора Фридриха Барбароссы за то, что зальцбургский архиепископ Конрад II фон Бабенберг отказался признавать выдвинутого Фридрихом антипапу Виктора IV.

Salzburger Dom

Собор был заново отстроен при архиепископе Конраде III Виттельсбахе, но в 1312 году сгорел. При последнем пожаре огонь был столь силён, что расплавились церковные колокола. После четвёртого пожара 1598 года по указанию архиепископа Вольфдитриха фон Райтенау старое здание вместе с 55 другими повреждёнными домами было снесено, и на их месте по проекту Винченцо Скамоцци в 1614 году было заложено строение нового собора, освящённое в сентябре 1628 года. Этот праздник освящёния, по мнению некоторых историков, являлся самым пышным празднованием за всю историю существования Зальцбурга. Новый пожар последовал во время реставрационных работ в 1859 году.

16 октября 1944 года Зальцбургский собор был повреждён при бомбардировке города американской авиацией. При этом рухнул купол здания. Восстановительные работы были в целом закончены к 1959 году.

Продолжение


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded