«Творческая вольница Союза»: история Русского театра Эстонии
Автор:
Ольга Вайнгарт
В Русском театре Эстонии жизнь бьет ключом — спектакли, премьеры, гастроли… Из года в год он балует зрителей насыщенной культурной программой. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал читателям о русских театрах в Вильнюсе и Риге. Сегодня отправляемся в третью прибалтийскую столицу — Таллин.
Из русских театров Прибалтики Таллинский, носящий название Vene Teater, — самый молодой. Он начал свою деятельность в самом конце 1948 года по приказу Комитета по делам искусств при Совете министров Советского Союза как Государственный русский драматический театр Эстонской ССР.
С 2005 года он носит название Русского театра Эстонии. Его премьерой стала постановка «Семья пилотов» по пьесе Владимира Супонева. Костяк труппы тогда, в самом начале, составили молодые выпускники Российского института театрального искусства (ГИТИС), обучавшиеся у профессора Владимира Белокурова. Вскоре после этого он удостоился Сталинской премии, а впоследствии получил звание Народного артиста СССР.
Со временем среди актеров появились и выходцы из местных театральных училищ, но основной кузницей кадров по-прежнему оставался ГИТИС.
Первым постановщиком «новорожденного» театра стал В. Аксенов, занимавший эту должность до 1951. В отличие от других своих прибалтийских собратьев, эстонский театр избежал многочисленных переездов, а тем более «бездомных» периодов, сразу поселившись в специально отведенном для него красивом здании начала прошлого века, спроектированном в стиле ар-деко именитым латышским архитектором Фридрихом Скуиньшем. Ранее здесь размещался шикарный кинотеатр «Глория-палас».
Не так давно, уже в нынешнем тысячелетии, здание было отреставрировано снаружи и полностью реконструировано внутри. Теперь здание театра — это органичное сочетание настенных росписей и затейливых интерьеров почти вековой давности и современного подхода к оформлению зрительных залов, в том числе их технического оснащения.
Например, помещением-сюрпризом стал Малый зал, способный трансформироваться от действа к действу и неизменно удивлять этой своей способностью зрителей. Они любовно окрестили его «черным ящиком» — пока не заглянешь, не узнаешь, что внутри на этот раз!
Впрочем, привести в восторг способны и другие помещения театра: Каминный зал, Римская галерея, Зеркальное фойе. Каждое из них впечатляет по-своему, а в совокупности они и вовсе производят сказочный эффект. Именно поэтому сюда приходят не только на спектакли, но и на специальные экскурсии, которые становятся все более популярными. Они проводятся днем, когда гомонящие туристы не нарушают таинства театрального действа.
На протяжении всех этих лет здесь проходят спектакли на русском языке. Само собой разумеется, что в программе присутствуют постановки по Чехову, Островскому, Горькому, Булгакову и другим великим русским писателям.
Но сам театральный репертуар вовсе не ограничивается исключительно русскими пьесами: значительная доля от общего числа спектаклей — а их за годы плодотворной работы набралось порядка полутысячи — принадлежит пьесам зарубежных классиков или театральным обработкам крупных прозаических произведений.
Присутствуют — и всегда присутствовали — постановки эстонских авторов, например, таких как Энн Ветемаа, Эдуард Вильде, Антон Таммсааре и многих других.
Вообще, громких имен в истории театра — любо-дорого послушать! Целая плеяда режиссеров-постановщиков, актерские составы разных лет, многочисленные гастроли и мероприятия — как выездные, так и «домашние», в которых театр является принимающей стороной, — все это было и есть.
Такие мэтры эстонского и всесоюзного масштаба, как Андрей Тарковский, Роман Виктюк, Василий Бархатов, Кальё Комиссаров, Вольдемар Пансо, Юри Силларт особо не нуждаются в представлении — их имена на слуху отнюдь не только у заправских театралов.
Стоит отметить, что, помимо прочих, Виктюк ставил в Таллине и овеянный недоброй мистической славой спектакль «Мастер и Маргарита» по бессмертному булгаковскому роману. А спектакль «Милый лжец» в постановке Тарковского и Седова считается одним из главных звездных моментов истории театра.
На «Трамвай "Желание"» и «По ком звонит колокол», премьеры которых проходили в 1970-х годах, натурально не хватало билетов, люди добывали их, как какой-нибудь дефицит, охотились за «лишними», подключали связи и знакомства — лишь бы попасть на эти пьесы.
Пользовался народной любовью и публицистический спектакль Комиссарова «Люди, я любил вас!» Именно на сцене Русского театра состоялся дебют Олега Стриженова, в будущем народного артиста СССР. Здесь он впервые после Щукинского училища вышел на подмостки в роли Незнамова в спектакле А.Н. Островского «Без вины виноватые».
На заре 1970-х в Таллин специально приехал заслуженный артист РСФСР Анатолий Солоницын, чтобы исполнить главную роль в пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Ее премьера была приурочена к юбилею писателя.
Вообще, русской драме в Эстонской Республике жилось куда более свободно, чем «в среднем по больнице». Благодаря многим факторам, не последний из которых — заслуги художественных руководителей, государственный контроль над всеми сферами театральной жизни (в том числе над репертуаром) был минимален.
Этакая «творческая вольница» позволила тому же Виктюку, кроме Булгакова, отношение к которому в Союзе разнилось от десятилетия к десятилетию, поставить здесь «Мелкого беса» Федора Соллогуба, за которого в принципе однозначно не рекомендовали браться, если и не запрещали напрямую. Это стало в прямом смысле культурным событием, если не сенсацией.
Наверное, уже и так понятно, что Русский театр Эстонии пользуется любовью и уважением зрителей. Но чтобы не быть голословными, подкрепим сие утверждение сухими цифрами.
В среднем за год здесь бывает около сорока тысяч зрителей, а порой и больше.
Эта цифра сама по себе весьма и весьма значительна.
А если учесть, что все население Таллина составляет порядка четырехсот тысяч человек, то можно смело заявлять, что каждый десятый житель эстонской столицы, включая все возрастные и социальные группы, — заядлый театрал.
По крайней мере, неумолимая статистика говорит именно об этом. Почему заядлый? Да потому что для того, чтобы в итоге получилась такая весомая цифра годовых посещений, сходить в театр нужно не раз — залы старинного здания не так уж вместительны. За один присест Большой зал способен разместить шестьсот зрителей, а упоминавшийся выше «черный ящик» — и вовсе только сотню.
Труппа Vene Teater много гастролирует — как по городам России и странам бывшего Союза, так и по более дальним «заграницам». Пожалуй, нет ни одной сферы деятельности, ни одной номинации, в которых театр и его сотрудники не имели бы наград.
Одним из относительно недавних событий стало вручение в 2015 году национальной премии Артему Гарееву как лучшему режиссеру за спектакль «Враг».
В марте этого года в рамках мероприятий, посвященных Международному дню театра, актриса Русского театра Наталья Дымченко была номинирована на звание «Лучшая актриса» за главную роль в постановке «Бред вдвоем», музыкальный руководитель Vene Teater Александр Жеделев — на звание лучшего композитора, председатель совета театра Яак Аллик выдвинут на специальную награду имени Прийта Пылдрооса.
Совсем скоро — уже в середине декабря — театр празднует свой семидесятилетний юбилей. В связи с этим зрителей весь сезон ожидают всевозможные праздничные мероприятия, а сам день рождения будет отмечен грандиозной концертной программой.