Categories:

«Творческая вольница Союза»: история Русского театра Эстонии

Автор:
Ольга Вайнгарт 

В Русском театре Эстонии жизнь бьет ключом — спектакли, премьеры, гастроли… Из года в год он балует зрителей насыщенной культурной программой. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал читателям о русских театрах в Вильнюсе и Риге. Сегодня отправляемся в третью прибалтийскую столицу — Таллин.

Из русских театров Прибалтики Таллинский, носящий название Vene Teater, — самый молодой. Он начал свою деятельность в самом конце 1948 года по приказу Комитета по делам искусств при Совете министров Советского Союза как Государственный русский драматический театр Эстонской ССР.

С 2005 года он носит название Русского театра Эстонии. Его премьерой стала постановка «Семья пилотов» по пьесе Владимира Супонева. Костяк труппы тогда, в самом начале, составили молодые выпускники Российского института театрального искусства (ГИТИС), обучавшиеся у профессора Владимира Белокурова. Вскоре после этого он удостоился Сталинской премии, а впоследствии получил звание Народного артиста СССР.

Со временем среди актеров появились и выходцы из местных театральных училищ, но основной кузницей кадров по-прежнему оставался ГИТИС.

Первым постановщиком «новорожденного» театра стал В. Аксенов, занимавший эту должность до 1951. В отличие от других своих прибалтийских собратьев, эстонский театр избежал многочисленных переездов, а тем более «бездомных» периодов, сразу поселившись в специально отведенном для него красивом здании начала прошлого века, спроектированном в стиле ар-деко именитым латышским архитектором Фридрихом Скуиньшем. Ранее здесь размещался шикарный кинотеатр «Глория-палас».

Фото: veneteater.ee

Не так давно, уже в нынешнем тысячелетии, здание было отреставрировано снаружи и полностью реконструировано внутри. Теперь здание театра — это органичное сочетание настенных росписей и затейливых интерьеров почти вековой давности и современного подхода к оформлению зрительных залов, в том числе их технического оснащения.

Например, помещением-сюрпризом стал Малый зал, способный трансформироваться от действа к действу и неизменно удивлять этой своей способностью зрителей. Они любовно окрестили его «черным ящиком» — пока не заглянешь, не узнаешь, что внутри на этот раз!

Впрочем, привести в восторг способны и другие помещения театра: Каминный зал, Римская галерея, Зеркальное фойе. Каждое из них впечатляет по-своему, а в совокупности они и вовсе производят сказочный эффект. Именно поэтому сюда приходят не только на спектакли, но и на специальные экскурсии, которые становятся все более популярными. Они проводятся днем, когда гомонящие туристы не нарушают таинства театрального действа.

Зеркальное фойе Русского театра / Фото: radikal.ru

На протяжении всех этих лет здесь проходят спектакли на русском языке. Само собой разумеется, что в программе присутствуют постановки по Чехову, Островскому, Горькому, Булгакову и другим великим русским писателям.

Но сам театральный репертуар вовсе не ограничивается исключительно русскими пьесами: значительная доля от общего числа спектаклей — а их за годы плодотворной работы набралось порядка полутысячи — принадлежит пьесам зарубежных классиков или театральным обработкам крупных прозаических произведений.

Присутствуют — и всегда присутствовали — постановки эстонских авторов, например, таких как Энн Ветемаа, Эдуард Вильде, Антон Таммсааре и многих других.

Вообще, громких имен в истории театра — любо-дорого послушать! Целая плеяда режиссеров-постановщиков, актерские составы разных лет, многочисленные гастроли и мероприятия — как выездные, так и «домашние», в которых театр является принимающей стороной, — все это было и есть.

Спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров» / Фото: goteatr.com

Такие мэтры эстонского и всесоюзного масштаба, как Андрей Тарковский, Роман Виктюк, Василий Бархатов, Кальё Комиссаров, Вольдемар Пансо, Юри Силларт особо не нуждаются в представлении — их имена на слуху отнюдь не только у заправских театралов.

Стоит отметить, что, помимо прочих, Виктюк ставил в Таллине и овеянный недоброй мистической славой спектакль «Мастер и Маргарита» по бессмертному булгаковскому роману. А спектакль «Милый лжец» в постановке Тарковского и Седова считается одним из главных звездных моментов истории театра.

Андрей Тарковский / Фото: b1.culture.ru
На «Трамвай "Желание"» и «По ком звонит колокол», премьеры которых проходили в 1970-х годах, натурально не хватало билетов, люди добывали их, как какой-нибудь дефицит, охотились за «лишними», подключали связи и знакомства — лишь бы попасть на эти пьесы.

Пользовался народной любовью и публицистический спектакль Комиссарова «Люди, я любил вас!» Именно на сцене Русского театра состоялся дебют Олега Стриженова, в будущем народного артиста СССР. Здесь он впервые после Щукинского училища вышел на подмостки в роли Незнамова в спектакле А.Н. Островского «Без вины виноватые».

На заре 1970-х в Таллин специально приехал заслуженный артист РСФСР Анатолий Солоницын, чтобы исполнить главную роль в пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Ее премьера была приурочена к юбилею писателя.

Вообще, русской драме в Эстонской Республике жилось куда более свободно, чем «в среднем по больнице». Благодаря многим факторам, не последний из которых — заслуги художественных руководителей, государственный контроль над всеми сферами театральной жизни (в том числе над репертуаром) был минимален.

Этакая «творческая вольница» позволила тому же Виктюку, кроме Булгакова, отношение к которому в Союзе разнилось от десятилетия к десятилетию, поставить здесь «Мелкого беса» Федора Соллогуба, за которого в принципе однозначно не рекомендовали браться, если и не запрещали напрямую. Это стало в прямом смысле культурным событием, если не сенсацией.

Наверное, уже и так понятно, что Русский театр Эстонии пользуется любовью и уважением зрителей. Но чтобы не быть голословными, подкрепим сие утверждение сухими цифрами.

В среднем за год здесь бывает около сорока тысяч зрителей, а порой и больше.

Эта цифра сама по себе весьма и весьма значительна.

А если учесть, что все население Таллина составляет порядка четырехсот тысяч человек, то можно смело заявлять, что каждый десятый житель эстонской столицы, включая все возрастные и социальные группы, — заядлый театрал.

По крайней мере, неумолимая статистика говорит именно об этом. Почему заядлый? Да потому что для того, чтобы в итоге получилась такая весомая цифра годовых посещений, сходить в театр нужно не раз — залы старинного здания не так уж вместительны. За один присест Большой зал способен разместить шестьсот зрителей, а упоминавшийся выше «черный ящик» — и вовсе только сотню.

Фото: veneteater.ee

Труппа Vene Teater много гастролирует — как по городам России и странам бывшего Союза, так и по более дальним «заграницам». Пожалуй, нет ни одной сферы деятельности, ни одной номинации, в которых театр и его сотрудники не имели бы наград.

Одним из относительно недавних событий стало вручение в 2015 году национальной премии Артему Гарееву как лучшему режиссеру за спектакль «Враг».

В марте этого года в рамках мероприятий, посвященных Международному дню театра, актриса Русского театра Наталья Дымченко была номинирована на звание «Лучшая актриса» за главную роль в постановке «Бред вдвоем», музыкальный руководитель Vene Teater Александр Жеделев — на звание лучшего композитора, председатель совета театра Яак Аллик выдвинут на специальную награду имени Прийта Пылдрооса.

Фото: sputnik-news.ee

Совсем скоро — уже в середине декабря — театр празднует свой семидесятилетний юбилей. В связи с этим зрителей весь сезон ожидают всевозможные праздничные мероприятия, а сам день рождения будет отмечен грандиозной концертной программой.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded