dem_2011

Categories:

Дмитрий Киценко. IN IMO PECTORE

Музыкальный тематизм In imo pectore реализует ретроспективные тенденции, затрагивая такие важные для современного слушателя музыкальные темы, как ария сопрано Mein Gott ich liebe dich из Кантаты BWV77 Du sollst Gott, deinen Herren, lieben И. С. Баха, тема вступления из первой части Неоконченной симфонии Ф. Шуберта и ария альта Erbarme dich mein Gott из баховских Страстей по Матфею

В 2011 году, претворяя свой опыт работы с аудиовизуальной версией Бабьего Яра, композитор решил наделить и In imo pectore параллельно идущим зрительным рядом. Тем самым он поместил данное сочинение в круг других своих опусов – с одной стороны, отмеченных религиозной тематикой, поскольку он дополнил свой первоначальный замысел, используя картины с образом новорожденного Христа и Богоматери, с другой – также снабжённых видеорядом.

Одновременно включение видеоряда изменило жанровую природу произведения, переведя его из области «чистой музыки» в разряд своего рода «мини-фильма». 

Видеоряд играет в новой версии сочинения важную роль. Она заключается в раскрытии одной из идей, связанной с Рождеством, несмотря на то, что такая тема никак не отображена в названии произведения.

Если в картинах, составляющих визуальный ряд, отражается только тема Рождества, с акцентом на самом факте рождения Младенца и Его первых дней, то в музыке идея раскрывается глубже. И, прежде всего, через мотив предвестия судьбы Спасителя. Поэтому, если следовать мнению Г. Кочаровой, «рождественская тема здесь не такая светлая, как можно было бы ожидать – умиротворенность вытесняется скорбью и мотивом вознесения», поскольку Рождество воспринимается как явление Христа –  жертвы за искупление грехов человечества. Изначально же, как пишет Д. Киценко, здесь возможно говорить «о взгляде на мир, на божественное происхождение человека и его приход на землю». Позже Дмитрий Дмитриевич в разъяснение своей мысли добавляет: «Идея более широкая, и суть ее в названии In imo pectore — В глубине души. Состояние души. Отсылаю вас к музыкальным цитатам, используемым в произведении. Не только идея Рождества, хотя она, конечно, присутствует. Философия вечности мира и кратковременного существования человека на земле, идея моления о прощении грехов».

Источник:
Климентина Запеска, Галина Кочарова. Взаимодействие аудио и визуального ряда в In imo pectore Дмитрия Киценко В: Studiul artelor şiculturologie: istorie, teorie, practică Nr 2 (22),2014. Chişinău: Grafema Libris. ISSN 2345-1408.P.80-85

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded