dem_2011

Category:

Dance Open впервые привезет в Петербург Цюрихский балет

Владимир Дудин 

Балет Цюриха: «Зимний путь»

XVIII Международный фестиваль Dance Open пройдет в апреле (с 17-го  по 29-е) в Александринском театре. Этот балетный форум давно вышел за  локальные рамки, приобретя значение мирового масштаба. Автор идеи и  руководитель фестиваля Dance Open Екатерина ГАЛАНОВА, режиссер и  продюсер множества российских и зарубежных проектов, рассказала  музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ о программе 18-го сезона. 


Фестиваль Dance Open на протяжении нескольких лет соблюдает  превосходный темп по ознакомлению российской публики с новинками  современного балета. К каким трендам готовиться в новом сезоне?

– К творческим экспериментам на стыке искусств – драматического  театра, танца, видеографики, сценографии, к восприятию новых смыслов,  новых эклектичных форматов и языковых приемов, способных сложить самые  разные культурные пазлы в единый целостный текст. 

А как в этом безостановочно меняющемся мире поживает собственно классический балет?

– Никто никому не мешает. Наряду с реконструкциями благополучно  существуют авторские версии. К примеру, Dance Open в этом сезоне  привезет «Щелкунчика» Алексея Мирошниченко в исполнении Пермского балета  – одной из сильнейших трупп не только в России, но и в мире. Это очень  хорошо скомпонованная, психологически точная и глубоко музыкальная  постановка. В Вагановском училище мы все росли на хореографии Василия  Вайнонена, и это у нас в крови. Когда ты с девяти лет начинаешь  танцевать то, что к восемнадцати становится уже частью тебя, очень  трудно избежать клишированности сознания. Как это удалось Алексею, не  понимаю. Он заново и очень внимательно переслушал Чайковского и увидел  этот спектакль совершенно по-новому. 

Фото Ксении Поггенполь

Чем еще будете удивлять в этом году? 

– В этом сезоне мы везем премьерную классику. Я имею в виду  «Коппелию»: этой легкой, изящной балетной комедии почти 150 лет и она не  сходит со сцен самых престижных театров мира. В репертуаре Венского  государственного балета у этой постановки – дебют: премьера «Коппелии»  знаменитого французского реставратора классики Пьера Лакотта состоится в  Вене 27 января. А многие петербургские балетоманы уже купили билеты на  премьеру в России: 24 и 25 апреля Dance Open покажет этот роскошный  балет в Петербурге на основной сцене Александринского театра. 

Наряду с классикой в афише – уникальные современные постановки.  Программа, которую привезет нидерландская труппа Introdans, – то новое,  что будет вдохновлять балетные лаборатории будущего. Трилогия Masters от  Нильса Кристе, Ханса ван Манена и Каэтано Сото еще раз убедит в  универсальности языка танца. На нем можно «говорить» так, чтобы тебя  понимали люди из разных уголков земли – без переводчика, независимо от  пола, возраста, рода занятий, хобби и мировоззренческих клише. 

Еще один обязательный для просмотра спектакль – «Алиса» в постановке  Мауро Бигонцетти в исполнении Балета Дортмунда. Для меня Бигонцетти –  один из самых талантливых хореографов, и в любви к нему я не устану  признаваться. Он ставит не так много, как хотелось бы, но все его работы  глубоки и энергетически наполнены. «Алиса» по жанру ближе к  пластическому театру, а сюжет – к эзотерической притче. Не ждите  пересказа книги – его там нет: ведь страна чудес у каждого своя. Это  сказка для взрослых с мощнейшим терапевтическим эффектом в виде прививки  от серости и скуки. Я давно мечтала показать петербуржцам этот  спектакль, и наконец-то это удастся. 

 В этом году Dance Open впервые привезет Цюрихский балет, который еще ни  разу не был в Петербурге. Меня сразил невероятно высокий уровень  подготовки труппы – она всегда была крепкой, но сегодня находится просто  в идеальной форме. Кстати, приятно, что в ее составе работает много  русских танцовщиков. 

Фестиваль откроется 17 апреля одной из самых ярких и эпатажных осенних  премьер – спектаклем «Зимний путь» в хореографии Кристиана Шпука на  музыку Франца Шуберта. Этот балет – история медитативная: перед нами –  фантазия, образ, зарисовка человеческого пути от начала и до конца. При  всем минимализме декораций и костюмов спектакль настолько художественен и  графичен, что ничего более эстетского по картинке я давно не видела.  Конечно, «Зимний путь» – для подготовленных, и в нем нет никакого  заигрывания со зрителем. Это полное погружение в стилистику, дух и  эмоцию романтизма, и как хореографу удалось настолько проникнуться  настроением этой музыки, остается загадкой. Или наоборот: все предельно  просто. Благодаря неповторимому и прекрасному хореографическому языку  Шпука, несмотря на отсутствие фабулы, бессюжетное повествование обретает  и транслирует бездну смыслов. Мы наблюдаем за тем, как здесь и сейчас  магия пластического языка создает образы и купается в них. Это как  океан: можно описывать бесконечно, но надо увидеть. 

Насколько Dance Open интегрирован в контекст мирового балета? 

– За 18 лет имидж фестиваля сложился, и мы очень рады, что приезжать  на Dance Open считается престижно: никого не приходится уговаривать.  Вопрос лишь в стыковке графиков, декораций и площадок.   

Не так давно Dance Open впервые представил себя в Китае. Как там обстоят дела по части информированности о современном балете? 

– Уровень экспертности в области современного балета там очень высок, у  них вырос и сформировался новый понимающий зритель, которому одного  «Лебединого озера» уже недостаточно. Хотя, конечно, в исполнении лучших  российских трупп этот балет никогда не перестанет быть привлекательным.  Для команды Dance Open поездка в Китай стала дебютом. В гала-концертах,  которые мы привезли в Шанхай, танцевали ведущие солисты балета  петербургских театров – Михайловского, Театра танца Бориса Эйфмана,  Театра балета им. Якобсона. За два часа программы было исполнено всего  четыре классических па-де-де, остальное – неоклассика на современную  музыку с небанальным световым оформлением и видеографикой. 

По словам принимающей стороны, за последнее десятилетие в Пекине и  Шанхае успело побывать много балетных проектов самого разного уровня, но  такой отдачи они не ожидали. Их поразило все: и технический уровень  шоу, и жанровое разнообразие программы, и виртуозное мастерство  петербургских танцовщиков. 

Гала проходили на одной из самых престижных площадок – в шанхайском  Центре восточных искусств. После первого вечера зал утонул в  аплодисментах, а после второго нас приветствовали получасовыми овациями  стоя. Не вспомню холодного приема на Dance Open, но могу сказать точно –  такого приема еще не было. 

Ваши фирменные гала-концерты, как балетные, так и оперные – ноу-хау. У кого вы учились их создавать? 

– Мне в жизни повезло: складывать калейдоскоп из разных номеров, будь  то опера или балет, или даже рок с эстрадой, стало любимой частью моей  работы. Каждый раз, закончив проект, я сразу погружаюсь в мысли о новом и  с наслаждением думаю, как буду выстраивать его. Когда твое хобби – это  твоя работа, жизнь приносит удовольствие.

http://www.ng.ru/  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded