dem_2011

Category:

К 220-летию со дня рождения Алексея Николаевича Верстовского

Гравюра Карла Гампельна, 1830-е
Гравюра Карла Гампельна, 1830-е

...  Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862) — русский композитор и  театральный деятель. ... Родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую  фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать — Анна Васильевна (урождённая Волкова) —  происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние  музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой  Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В 1816 переехал в Санкт-Петербург.  Там он был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в  разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано),  Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. В. Маурера (скрипка), Брандта, К. Т. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы он начал страстно  увлекаться театром, среди его петербургских друзей были выдающиеся  деятели театра: князь Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В.  Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев. Кроме того, Верстовский активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика  пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам. Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820),  «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в  Петербурге и имели большой успех. Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург
Н. И.  Хмельницкий.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву  чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830  инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и,  вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

 Годы жизни в Москве были наполнены для Верстовского активнейшей  музыкально-общественной деятельностью. Период, когда Верстовский был  фактическим руководителем театральной жизни города, современники назвали «эпохой Верстовского». Он показал себя не только энергичным  администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли  режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара,  улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня  спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его  стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные  классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных  оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический  альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал  членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он  закончил Императорский Московский университет. Параллельно с этим шла  интенсивная композиторская деятельность.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений — опер и  опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер — «Пан Твердовский»  (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832),  «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается  «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся  большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г., после смерти композитора, он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей — «Бабушкины попугаи» (текст Н. И.  Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст  А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины  виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и  другие.
Он также прославился романсами — «Слыхали ль вы за рощей  глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина;  последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский  создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам  называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения  для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной  форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина),  «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни  скальда» и другие. 

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded