dem_2011

Category:

Вероника ГАРШТЯ: «Я не деспотична, но очень требовательна»

9 марта 1927 года родилась Вера (Вероника) Александровна Гарштя, советский молдавский хормейстер, педагог. Народная артистка СССР (1987). 

Ниже публикуем статью Александры Юнко, опубликованную в «Независимой Молдове» к 80-летию со дня рождения Веры Александровны.

Статья приводится с некоторыми сокращениями.


Пятьдесят лет отдала Академической хоровой капелле ее художественный руководитель и главный дирижер Вероника Гарштя.

Слово «хормейстер», как видите, приходится употреблять в мужском роде. Есть единственный пример, когда женщина дирижирует симфоническим оркестром, — это россиянка Вероника Дударова. И есть единственный пример, когда женщина дирижирует хоровой капеллой, — это молдаванка Вероника Гарштя. Профессия, кроме высоких музыкальных качеств, требует свойств, которые традиционно считаются «брутальными». Умение ставить работу превыше личной жизни, отдаваться ей целиком и полностью, организационные способности, железная воля и твердый характер.

Преданность делу для Гаршти стоит на первом месте. И рождается она из огромной любви к музыке, к хоровому пению. Наверно, первым эту черту заметил Штефан Няга, который посоветовал талантливой сельской девочке из Оргеевского района учиться.

Шел 1948 год, только что отменили продуктовые карточки. Вероника боялась, что пропадет в Кишиневе от голода. Приехала через десять дней после начала учебного года — и сразу же была зачислена в музыкальное училище, которое позже стало носить имя Няги. Закончила его с отличием и без экзаменов была принята в консерваторию, где училась у легендарных педагогов А. Юшкевич и Е. Богдановского. Год стажировалась в Москве у такого аса, как А. Свешников. На родину вернулась вместе с Владимиром Мининым, который возглавил хоровую капеллу и вывел ее на международный уровень. А через пять лет его сменила Вероника Александровна.

Она никогда не забудет свое «боевое крещение» в 1958 году. На службе девушка числилась три дня, но именно ей поручили дирижировать хоровой капеллой на ответственном выступлении в филармонии. На сцену вышли после двух репетиций — и выступили великолепно! Гости «из-за бугра» очень удивились, увидев, что столь большой коллектив «держит в руках» женщина.

Многие удивляются этому до сих пор. А секрет успеха «Дойны» в том, что ее руководитель, по-человечески входя в положение артистов, не приемлет пропусков, опозданий, неуважения к коллегам, расхлябанности в отношении к делу. По собственным оценкам Гаршти, она не деспотична, но очень требовательна. В первую очередь — к себе.

Наверно, поэтому название коллектива стало синонимом высочайшего мастерства. Капелла, которая начинала с фольклорных песен, исполняет ныне сложнейшие хоровые партитуры, практически всю хоровую классику.

У Вероники Гарштя множество именитых учеников, чьи первые шаги связаны с «Дойной». 

<...>

Человеческие голоса, считает Гарштя, — самое большое чудо в музыке. <...> Ведь самое большое огорчение для маэстро — присутствие в зале случайных людей, тех, кто может спокойно встать посреди номера и пойти в гардероб.

9 марта [2007 года — Д.К.] в Первом концерте для скрипки с оркестром солировал внук доамны Гаршти — скрипач Александр Акиндинов, аспирант Бухарестской консерватории, который приехал в Кишинев специально к бабушкиному юбилею. Со временем он мечтает стать дирижером симфонического оркестра, и если это случится, то одаренный юноша исполнит нереализованную мечту Вероники Александровны.

А она, по-молодому собранная и подтянутая, полна новых идей и планов, силы и вдохновение черпая в музыке.

Александра ЮНКО

«Независимая Молдова» от 15 марта 2007 г.


Вероника Гарштя скончалась 16 июля 2012 года в Кишинёве. Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded