dem_2011

Categories:

Балет эпохи Петипа

...Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот  хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли  отличались не только мастерством композиции, стройностью  хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он  сделал музыку одним из главных действующих лиц балета...     

Мариус  Иванович Петипа родился 11 марта 1818 года во французском городе  Марселе. Его отец Жан-Антуан Петипа был артистом балета. Мариус начал  учиться у него балетному искусству, а  также брал уроки у Огюста Вестриса. Уже в детстве Мариус вышел на сцену в  балетах, поставленных отцом. Повзрослев, он продолжал работать с отцом,  выступал с гастролями во Франции, в США, в Испании.

В 1847 году Мариуса пригласили в Россию, где в октябре 1847 года он  станцевал партию Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита». Впоследствии  Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете Ж.Мазилье «Сатанилла»,  балетах Ж.Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар» на сцене Большого  театра в Санкт-Петербурге.

Вскоре Петипа пробует себя в качестве  балетмейстера и одновременно играет роли в своих постановках. В 1862  году, поставив балет Пуни «Дочь Фараона», он прославился. Начиная с  этого момента, он поставил более 60 оригинальных балетов, являясь в  1863-1903 годах главным балетмейстером петербургского балета. Опираясь  на традиционную школу, Петипа в то же время разработал новую структуру  балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные  сцены. Вершиной его творчества считаются балеты, поставленные им на  музыку Петра Ильича Чайковского: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое  озеро» (1895), а также Ильи Глазунова («Раймонда», 1898).

Умер Мариус Петипа 14 июля 1910 года в Гурзуфе, был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Первая жена — Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка  Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет — с 1854 по 1869 год.  Дети — Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских  театров; Иван (р. 1859).

Вторая жена — Любовь Савицкая, дочь известного актёра Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети — Надежда (р. 1874), Евгения (р. 1877), Виктор (р. 1879), Любовь (р. 1880), Марий (р. 1884), Вера (р. 1885).
Также Мариус Петипа имел  внебрачных детей — сына Мариуса Петипа (р. 1850), ставшего  драматическим актёром, от актрисы Терезы Бурден и девочку, от работницы  театра, с которой он жил долгое время.

Великолепного танцовщика и  балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция до сих пор никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа». Благодаря ему русский балет считается самым лучшим в мире.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded