Categories:

Алексей Иванович Корзухин — один из лучших русских живописцев жанра

Фотография работы Генриха Иоганна Деньера
Фотография работы Генриха Иоганна Деньера

Алексей Иванович Корзухин  (11 [23] марта 1835, Пермская губерния — 18 [30] октября 1894, Санкт-Петербург) — один из лучших русских живописцев жанра; в 1858 году поступил в ученики Императорской Академии художеств. Успешно проходя её курс (класс П. В. Басина, Фиделио Бруни, А. Т. Маркова), он уже в 1861 году получил от неё малую золотую медаль за картину: «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединённое с ней право на поездку в чужие края на счёт казны. Но, в 1863 году, он, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии со званием художника 2 степени и участвовал в образовании Санкт-Петербургской Артели художников. Деятельным членом этого кружка он оставался до самого его распада.

«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей
«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея

В 1865 году, за картину: «Поминки на деревенском кладбище», академия повысила его в звание художника 1 степени, а в 1868 году, за «Возвращение отца семейства с ярмарки», признала академиком. Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года без того, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни. Из этих произведений особенно удачными могут считаться: «Разлука» (1872; находится в Третьяковской галерее, в Москве), «Возвращение извозчика из города» (1873; там же); «В монастырской гостинице» (1882; там же), «Смерть И. Нарышкина; сцена из стрелецкого бунта» (1882; собственность академии художеств), «В воскресный день» (1885), «Петрушка идет» (1888) и некоторые другие.

«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея
«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея

Занимаясь преимущественно жанром, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения. Между прочим, им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одной из арок в главном алтаре, икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырёх отцов церкви, стенная живопись в соборе города Ельца и 13 образов для притвора рижского собора.

«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Алексей Корзухин был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1940 году был перезахоронен на Тихвинском кладбище той же лавры с установкой нового памятника.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded