dem_2011

Category:

Ян Сибелиус: «Каждая нота должна жить»

Швед по национальности, рождённый в Российской империи, национальная  гордость Финляндии – всё это один человек – композитор Ян Сибелиус. Для  любителей музыки Ян Сибелиус — композитор, которого часто сравнивают с  Рихардом Штраусом.  

Для финнов — он символ музыкального величия нации. В Финляндии говорят о  нём, как о втором Бетховене. Сибелиус является автором ряда знаменитых  симфонических произведений. Их называют еще полотна–симфонии и  симфонические поэмы. Не забывают, конечно, и о знаменитом скрипичном  концерте ре минор. Этот концерт вот уже несколько десятков лет исполняют  скрипачи всего мира.

Симфонические произведения Яна Сибелиуса яркие, эмоциональные,  запоминающиеся. Часто они основаны на финском национальном эпосе. Они  необычайно популярны в Финляндии и признаны по всему миру. На фоне таких  монументальных музыкальных творений фортепианным произведениям Яна  Сибелиуса просто не нашлось места в работах музыковедов и в репертуаре  пианистов – исполнителей. Долгое время полагали, что фортепиано не было в  цене у знаменитого мастера. А его сочинения для этого инструмента  находятся на периферии его творчества. 

Однажды он сказал своему ученику Бенту вон Тюрину: «Я пишу фортепианные пьесы в моё свободное время... на самом деле фортепиано не интересует меня, потому, что оно не умеет петь». Но разве эта фраза говорит о том, что Сибелиус считал лишним писать произведения для фортепиано или писал их недостаточно талантливо, чтобы они заслужили забвение? В его дневнике есть такие слова: «Должно совмещать вещи большие и малые. Симфонии и песни». Сам же композитор использовал фортепиано на протяжении всей своей жизни в качестве практического инструмента, на котором он импровизировал и приобретал новые идеи. 

Еще при жизни Яна Сибелиуса критиковали за то, что он пишет фортепианную музыку. Почитатели его таланта добивались того, чтобы мастер сосредоточил всё свое внимание на больших оркестровых работах, прежде всего, симфониях и оставил миниатюры. Но как можно оставить работу с инструментом, если понимаешь все его выразительные средства, способность заглянуть в душу человека, возможность отобразить характер родной природы. Ян Сибелиус отдавал фортепиано должное место в своём творчестве, а внимания его произведения были удостоены лишь в 1957 году в год смерти мастера.

Финский музыковед Эрик Тавансштерн написал книгу «Фортепианные произведения Сибелиуса».

Сам Ян Сибелиус не отчаивался, он заранее провидел благополучное будущее для своих маленьких опусов. Он говорил в шутку: «...в один прекрасный день они станут такими же популярным, как пьесы Шумана».

Обычно к Сибелиусу и его произведениям для фортепиано придирались (и придираются в наши дни) музыкальные писатели и критики. С другой стороны, пианисты, потрудившиеся сами поработать над материалом, хвалили стиль Сибелиуса за самобытность и соответствие инструменту.

Ян Сибелиус никогда не останавливался на месте в своём творчестве. Вот как вкратце выглядела его музыкальная биография. В двадцать лет он оттачивал приёмы романтизма и классики. В тридцатилетнем возрасте обратился к национальным финским мотивам. У него получилось соединить музыку центральной Европы с самобытными скандинавскими напевами. В сорок лет пришлись на первое десятилетие 20 века и расцвет символизма, что нашло отражение в его творчестве, как и финский эпос «Калевала». В пятьдесят лет в его музыке слышно влияние импрессионизма. В шестьдесят лет Сибелиус сумел соединить в своей работе классику и медитативные композиции, модернизм и пантеизм, мистику и романтизм.

Всё фортепианное творчество Яна Сибелиуса нельзя охарактеризовать одним словом – оно разнообразно. А вот миниатюры для фортепиано композитор объединил в несколько небольших циклов. Пьесы в них разнохарактерные, но каждый опус имеет свои оттенки.

Сто пятьдесят произведений для фортепиано получило жизнь в музыкальном мире благодаря их автору Яну Сибелиусу. Но не все они достойно представлены публике, не все оценены как должно. Ян Сибелиус говорил, что он никогда не останавливался в своём творчестве. Мы призываем и вас к новым открытиям. Ян Сибелиус был всегда готов для них: «Нынешнее время в значительной степени освободилось от симфонической формы – от формализма. Это началось, когда концертные залы опустели, потому что эта форма не имеет ничего общего с людьми. Я считаю, что нынешнее время прогрессирует» (Интервью, 1943 год).

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded