dem_2011

Categories:

Три жизни Аньес Варда

Аньес Варда, март 2009 / Agnès Varda speaking at a retrospective series at the Harvard Film Archive/Puchku - собственная работа
Аньес Варда, март 2009 / Agnès Varda speaking at a retrospective series at the Harvard Film Archive/Puchku - собственная работа
«Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть  молодой».
Аньес Варда

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» 11 апреля 2019 в Московском Мультмедиа Арт Музее открывается ретроспективная выставка легендарного французского режиссера, фотографа  и художника Аньес Варда. 

Выставка продлится с 12 апреля по 26 мая 2019.

Стратегический партнер музея: ПИК
При поддержке: Посольство Франции в РФ, Французский институт

«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, изменила наше представление о документальном кино. Она позировала для обложек модных журналов, танцевала с Анджелиной Джоли в момент присуждения ей почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги, боролась с раком,  до последнего много работала, оставаясь любопытной и открытой для новых идей, а главное — была великим гуманистом. 

«Мне нравятся другие люди,  они меня интересуют, ужасно меня интригуют», — сказала Варда  в автобиографическом фильме «Побережья Аньес» (2008), считая эти слова  ключевыми для понимания ее творчества.

«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько  привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая  черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно  сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название  проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как  и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила  к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа  к современному искусству и снова к фотографии.

Аньес Варда родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала  литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра,  а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она  хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы,  изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и,  вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы  на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты,  фотографировала своих друзей-художников и просто бродила по городу  в поиске «решающего момента».

В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского  театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также  Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP,  в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна Моро и Филипп Нуаре,  был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание  в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для  себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии  и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес  продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников  и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье,  Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.

В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих  60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе  своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории  и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет  во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько  соседей из
14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай. 

Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ. Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.

В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société  Ciné-Tamaris).

С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961),  «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта»  (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008), «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).

В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art  contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum Wuhan в Китае  (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке  (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura  Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).

На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда,  характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные  фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие  ей известность как художнице.

В марте 2019 года Аньес Варда прислала нам маленький текст, которым  она хотела предварить свою выставку и который мы приводим здесь целиком:  «По такой разнообразной подборке моих фотографий можно догадаться, что  жизнь сводит меня с очень разными людьми и странами. Я была рада  работать с Жаном Виларом, талантливым театральным постановщиком, и его  блестящим актером Жераром Филипом, пришедшим из киноиндустрии. Что  касается кино, я посылаю несколько фото легендарных личностей: Катрин  Денев, Жерара Депардье, мастера Висконти, моего любимого Жака Деми  и других. Я работала на Кубе, в Китае, но на этой выставке вы также  увидите мое видение поколения мира и любви конца 60-х в Лос-Анджелесе.

Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровых пленок: это  макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю  свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20,  40 и 80 лет».

Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет. 

Аньес Варда — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского  кинофестиваля (1965); «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля  (1985); «Почетного леопарда» Кинофестиваля в Локарно (2014); почетной  «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2015); приза  зрительских симпатий Кинофестиваля в Торонто (2017); почетного приза  «Оскар» (2017) и «Золотой звезды» Кинофестиваля в Марракеше. Последней  прижизненной наградой Аньес Варда стала Золотая камера Берлинского  кинофестиваля (2019), которую она получила за документальный автопортрет  «Варда глазами Аньес».


Избранные фотографии

01_Аньес Варда. Марди Гра (Масленный вторник), 1953. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда
01_Аньес Варда. Марди Гра (Масленный вторник), 1953. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда
02_Аньес Варда. Мария Казарес и Жан Вилар. «Сон в летнюю ночь». Авиньон, 1959. Предоставлено автором © Аньес Варда
02_Аньес Варда. Мария Казарес и Жан Вилар. «Сон в летнюю ночь». Авиньон, 1959. Предоставлено автором © Аньес Варда
03_Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
03_Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
04_Аньес Варда. Катрин Денев, 1969. Катрин Денёв снималась в фильме «Апрельские безумства» с Джеком Леммоном. Снимок сделан в ее вилле на холмах Беверли-Хиллз. Жак [Деми — муж Аньес Варда, кинорежиссер, сценарист] ставил «Model Shop», а я снимала «Lions Love». Это было в 1969 году в Лос-Анджелесе. Предоставлено автором © Аньес Варда
04_Аньес Варда. Катрин Денев, 1969. Катрин Денёв снималась в фильме «Апрельские безумства» с Джеком Леммоном. Снимок сделан в ее вилле на холмах Беверли-Хиллз. Жак [Деми — муж Аньес Варда, кинорежиссер, сценарист] ставил «Model Shop», а я снимала «Lions Love». Это было в 1969 году в Лос-Анджелесе. Предоставлено автором © Аньес Варда
05_Аньес Варда. «Черные пантеры». Демонстрация в Окленде, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
05_Аньес Варда. «Черные пантеры». Демонстрация в Окленде, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
06_Аньес Варда. Ребенок на фоне рисовой плантации около Чунцина. Китай, 1957. Из серии «Китай». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
06_Аньес Варда. Ребенок на фоне рисовой плантации около Чунцина. Китай, 1957. Из серии «Китай». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
07_Аньес Варда. Студенты киношколы I.C.A.I.C. танцуют «ча-ча-ча». Студентка Сарита Гомез, женщина с детьми. Гавана, 1962–1963. Из серии «Куба». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
07_Аньес Варда. Студенты киношколы I.C.A.I.C. танцуют «ча-ча-ча». Студентка Сарита Гомез, женщина с детьми. Гавана, 1962–1963. Из серии «Куба». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
08_Шалаш счастья. Макет Аньес Варда (2017). Из серии «Шалаши кино». Парник: металлический каркас, покрытый кинопленкой Супер-8 с фильмом «Счастье» (1964). Миниатюрные подсолнухи в горшках, различные элементы, встроенная подсветка, выключатель. Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
08_Шалаш счастья. Макет Аньес Варда (2017). Из серии «Шалаши кино». Парник: металлический каркас, покрытый кинопленкой Супер-8 с фильмом «Счастье» (1964). Миниатюрные подсолнухи в горшках, различные элементы, встроенная подсветка, выключатель. Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
09_Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
09_Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
10_Аньес Варда. Картофельное сердце. 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
10_Аньес Варда. Картофельное сердце. 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
11_Аньес Варда. Добро пожаловать в Вёль-ле-Роз. 1954 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
11_Аньес Варда. Добро пожаловать в Вёль-ле-Роз. 1954 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
12_Аньес Варда. Лукино Висконти, 1962. Еженедельник «Realites» в 1962 году послал меня в Рим делать портреты Лукино Висконти. Он принял меня, так как высоко ценил мой фильм «Клео от 5 до 7». Его настоящие и бутафорские собаки произвели на меня не меньшее впечатление, чем он сам, такой серьезный и сдержанный. Предоставлено автором © Аньес Варда
12_Аньес Варда. Лукино Висконти, 1962. Еженедельник «Realites» в 1962 году послал меня в Рим делать портреты Лукино Висконти. Он принял меня, так как высоко ценил мой фильм «Клео от 5 до 7». Его настоящие и бутафорские собаки произвели на меня не меньшее впечатление, чем он сам, такой серьезный и сдержанный. Предоставлено автором © Аньес Варда





Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded