dem_2011

Categories:

Свободная художница или феминистка?

На пути эмансипации женщинам приходилось не только отстаивать  свое право на образование или на справедливую оплату труда. Удивительно,  но возможность писать обнаженную натуру – это еще одна привилегия, за  которую им пришлось весьма долго бороться.  

Мария Башкирцева. «В студии». 1881 г.
Мария Башкирцева. «В студии». 1881 г.

Сегодня, когда большинство студентов художественных  вузов – девушки, трудно вообразить, что во все века мировой истории  занятие искусством считалось для женщины неподобающим, аморальным.  Столетиями ее уделом было сидеть дома, рожать и воспитывать детей – где в  этом конвейере воспроизводства найти «лазейку» на хорошее обучение и  нормальную работу? В Средневековье единственным способом соскочить с  репродуктивного колеса был уход в монастырь – таким образом женщина,  во-первых, сразу продлевала себе срок жизни в два-три раза, поскольку ей  больше не угрожала смерть от родов. Во-вторых, в монастырях можно было  заниматься искусством – прославляя Бога, монахини переписывали  манускрипты, копировали миниатюры, создавали собственные картины и  фрески (как, например, флорентийская художница сестра Плаутилла Нелли).  Но обнаженных мужчин, само собой, монахиням рисовать не разрешалось –  если только это не Иисус на кресте или святой Себастьян у мученического  столба. И то, их требовалось изображать максимально прилично. А  поскольку писать фигуры святых с живых натурщиков-мужчин было  невозможно, подобные изображения получались слабоваты с точки зрения  анатомии.

Сестра Плаутилла Нелли с мастерской. «Святая Екатерина Сиенская». 2-я пол. XVI в.
Сестра Плаутилла Нелли с мастерской. «Святая Екатерина Сиенская». 2-я пол. XVI в.

В эпоху Возрождения и барокко постепенно стали появляться женщины –  профессиональные художники. Но это были считанные исключения из правила – девочки, родившиеся в семьях живописцев и обученные своими отцами этому прибыльному ремеслу, – Артемизия Джентилески, Софонисба Ангиссола, Мариэтта Робусти. Вероятно, отцы-живописцы предоставляли им, как и своим  подмастерьям-мальчикам, обнаженных натурщиков, – но результаты этого в  истории искусства можно увидеть крайне редко. (Да и многие ли отцы  способны на такое абстрагирование даже ради обучения?) Женщин нацеливали  на написание портретов, натюрмортов, пейзажей, – а не многофигурных  мифологических или религиозных тем, где присутствовали сложные позы и  обнаженные телеса.

Артемизия Джентилески. Вирсавия. 1636. Холст, масло. Галерея изобразительных искусств, Коламбус
Артемизия Джентилески. Вирсавия. 1636. Холст, масло. Галерея изобразительных искусств, Коламбус

В XVI–XVII веках возникла та система высшего художественного  образования, которая, эволюционировав, существует и сегодня. Если раньше  каждый мастер учил своего подмастерья в собственной мастерской, то теперь появились государственные академии художеств с огромными классами, где профессора учат студентов, а те прилежно сидят за мольбертами и постигают азы анатомии, зарисовывая обнаженных моделей, стоящих на возвышении. Так вот почти 300 лет женщин-студенток в такие академии не принимали. Ни в Италии, ни во Франции, ни в Англии, ни в России. Конечно, параллельно женщинам не давали учиться и на врачей, юристов и т. п. (да им самим и в голову не приходило подобное – вплоть до XIX века). Доступ к престижным профессиям имели только мужчины. Кроме того, априори считалось, что женщины не столь умны и талантливы, как представители сильной половины, а потому ремесло живописи им не по плечу. Если хочешь – бери частные уроки и учись рисовать цветы на фарфоре! Прекрасное занятие, как раз твоего уровня, барышня. (Вообще, над женщинами, которые хотели иметь равное мужскому образование, подсмеиваться было незазорно.)

В академиях существовала иерархия жанров – самыми почетными считались  живопись историческая, мифологическая и религиозная, а портреты,  натюрморты, пейзажи имели рейтинг пониже. На домашнем обучении художник-любитель (или любительница), конечно, мог навостриться писать  виды парка или вазы с фруктами. А вот сложные многофигурные картины  учили писать только в академиях – и для этого надо было годами постоянно  рисовать с натуры обнаженных натурщиц и особенно натурщиков. Срамота!  Женщинам нельзя было позволить смотреть на подобное ни в коем случае, а  уж тем более – зарисовывать. Вот еще одно достижение, за которое мы  должны благодарить суфражисток и феминисток, – слава богу, сегодня  больше нет этой болезненной стыдливости, этой агрессивной морали.  Женщина спокойно может позволить себе обнажиться перед мужчиной-врачом, а  в XIX веке она бы предпочла умереть. Кстати, и общественных туалетов  для дам тоже не существовало очень долго. И в кафе в одиночестве тоже  нельзя было посидеть, представляете? (Так делали только куртизанки в  поисках клиентов.) Если бы дама заявила, что она желает нанять для  частных уроков натурщика, – к ней бы отнеслись как к душевнобольной.

Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855 / Female classes of drawings in_Peterburg drawing school- E.Khilkova (1855)
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855 / Female classes of drawings in_Peterburg drawing school- E.Khilkova (1855)

Наконец, в XIX веке женщин начали допускать к академическому  художественному образованию. Повод для патриотической гордости – в  России это случилось примерно на полвека раньше, чем во Франции и  Англии. В 1842 году в Петербурге открылись специальные женские вечерние  классы при Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Возможно, им даже ставили живых натурщиков (в драпировке) и совершенно точно  разрешали рисовать мужскую мускулатуру с античных статуй – большой шаг  вперед. В 1854 году золотую медаль Академии художеств впервые получила  женщина – Софья Сухово-Кобылина, сестра известного драматурга А.В.  Сухово-Кобылина. В 1873 году в России позволили женщинам посещать уроки  вместе с мужчинами – еще один невероятно прогрессивный шаг: Лондонская  академия художеств разрешила это только в 1903-м. Может, оттого и  появилась в XX веке мощная плеяда «амазонок русского авангарда» (от  Натальи Гончаровой до Варвары Степановой), что у нас в отличие от Запада  это было уже отнюдь не первое и даже не второе поколение женщин,  имевших доступ к профессиональному обучению живописи.

Тем не менее во второй половине XIX века постепенно появляется  некоторое количество художниц, рисующих обнаженную натуру. Да вот только не мужскую, а женскую, что, безусловно, считалось более пристойным. Больших шедевров им создать не удалось: в основном это сладкая салонная  живопись, созданная, чтобы потворствовать вкусу заказчика. Кстати, даже у  Зинаиды Серебряковой, известной огромным количеством картин ню, не найти полотен с изображением мужчин – только социально одобряемые нежные  женские фигуры.

Laura Knight. Behind the scenes / Лора Найт. Закулисье
Laura Knight. Behind the scenes / Лора Найт. Закулисье

Лондонская академия в том же 1903 году постановила, что для «студенток» будут созданы специальные натурные классы. То есть рисовать натурщика, сидя рядом с джентльменом за соседним мольбертом, барышня не могла – это все равно считалось неприличным и провокационным. В 1913-м  британская художница Лора Найт осмелилась написать свой автопортрет за  мольбертом перед обнаженной натурой. И разразился большой скандал – хотя  на картине девушка-модель была изображена со спины.

Лишь к началу Первой мировой войны женщины отстояли свое право на  полноценное художественное образование – на то, чтобы рисовать  обнаженных мужчин с натуры. По иронии судьбы именно в этот период  реалистическая живопись стала уступать свои позиции модернизму.

Текст: Софья Багдасарова

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded