dem_2011

Алис Сара Отт играет Gnossienes (1. Lent Encore) Эрика Сати

Erik Satie (1891), by Ramon Casas
Erik Satie (1891), by Ramon Casas
Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!
Эрик Сати

Эрик Сати— эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.

Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестёрки» и кончая Джоном Кейджем. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. В конце 1910-х годов Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке. 

Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр (департамент Кальвадос). Когда ему было четыре года, семья переехала в Париж. Затем, в 1872 году, после смерти матери, детей снова отправили в Онфлёр.

В 1879 году Сати поступил в Парижскую консерваторию, но после двух с половиной лет не слишком успешной учёбы был исключён. В 1885 году снова поступил в консерваторию, и снова её не закончил. 

В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько — часто не более пяти-шести — коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Он давал своим произведениям такие названия, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Раздражения» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Эрик Сати был эмоциональным человеком и, хотя для своей «Музыки как предмета обстановки» использовал мелодии Камиля Сен-Санса, искренне его ненавидел.

В 1899 году Сати начал подрабатывать в качестве пианиста в кабаре «Чёрный кот», что было единственным источником его дохода. 

Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широкой публике его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями. 

В 1917 году Сати по заказу Сергея Дягилева написал для его «Русских сезонов» балет «Парад» (либретто Жана Кокто, хореография Леонида Мясина, оформление Пабло Пикассо; оркестром дирижировал Эрнест Ансерме). Во время премьеры, состоявшейся 18 мая 1917 года в театре «Шатле»[9][10], в театре разразился скандал: публика требовала опустить занавес, кричала «Долой русских! Русские боши!», в зрительном зале началась драка. Раздражённый приёмом, оказанным спектаклю не только зрителями, но и прессой, Сати послал одному из критиков, Жану Пуэгу, оскорбительное письмо — за что 27 ноября 1917 года был приговорён трибуналом к восьми дням тюрьмы и 800 франков штрафа (благодаря вмешательству Мизии Серт министр внутренних дел Жюль Памс[fr] 13 марта 1918 года выдал ему «отсрочку» от наказания). 

Кроме скандально нашумевшего «Парада», Эрик Сати является автором ещё четырёх балетных партитур: «Успуд» (1892), «Прекрасная истеричка» (1920), «Приключения Меркурия» (1924) и «Представление отменяется» (1924). Также (уже после смерти автора) многие его фортепианные и оркестровые произведения часто использовались для постановки одноактных балетов и балетных номеров, прежде всего — гимнопедии и сюита «Джек в стойле».

Эрик Сати умер от цирроза печени в результате чрезмерного употребления алкоголя (особенно абсента)[19] 1 июля 1925 года в рабочем пригороде Аркёй близ Парижа. Его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество стало возвращаться в активное пространство. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века. 

Придумав в 1916 году авангардный жанр «фоновой» (или «меблировочной») индустриальной музыки, которую не надо специально слушать, Эрик Сати также явился первооткрывателем и предтечей минимализма. Его навязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во время приёма гостей, опередили своё время на добрые полвека. 

Gnossiennes (французское произношение: [ɡnosjεn]) — это несколько фортепианных произведений, написанных композитором. В пьесах отсутствует размер и тактовые черты и очень экспериментальны форма, ритм и аккордовая структура. Форма, а также термин были придуманы Сати.

Сати придумал слово gnossienne — один из редких случаев, когда композитор использовал новый термин для обозначения нового «типа» композиции.


Alice Sara Ott —немецкая классическая пианистка и старшая сестра Моны Асуки Отт.

Alice Sara Ott in Hong Kong City Hall
Alice Sara Ott in Hong Kong City Hall

Отт родилась в Мюнхене, Германия, в 1988 году; ее мать — японка, училась игре на фортепиано в Токио, а ее отец был немецким инженером-строителем. Она говорит, что в детстве поняла, что «музыка была языком, который выходит далеко за рамки любых слов» и что она хотела общаться и выражать себя через музыку. Она начала заниматься на фортепиано, когда ей было четыре года, и в возрасте пяти лет вышла в финал на молодежном конкурсе в Мюнхене и играла при полном аншлаге в Hercules Hall.

Она выиграла конкурс Jugend musiziert в Германии, когда ей было семь лет. 

В 2002 году она была самой молодой финалисткой Международного конкурса пианистов Академии Хамамацу в Японии, где она получила награду «Самая многообещающая артистка». 

С двенадцати лет она училась в Зальцбургском Моцартеуме у Карла-Хайнца Кеммерлинга, продолжая свое школьное образование в Мюнхене. Отт получила награды на ряде конкурсов пианистов, в том числе первый приз на конкурсе Пианелло Валь Тидоне 2004 года.

В феврале 2019 года Отт объявила в Instagram, что у нее был диагностирован рассеянный склероз. 

Отт сделала записи для Deutsche Grammophon и регулярно гастролирует по Европе, Японии и США. Она выиграла первый приз на конкурсе Баха 2003 года в Кётене, конкурсе им. Пьянелло Валь Тидоне 2004 года в Италии и 4-м международном конкурсе EPTA ((European Piano Teachers Association) (Европейской ассоциации преподавателей фортепиано) в 2005 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded