dem_2011

Categories:

Что герои "Бураттино" делают на картинах XIX-XX веков?

Не секрет, что персонажи Алексея Толстого родились задолго до сказки "Золотой ключик", и даже задолго до "Приключений Пиноккио" Карло Коллоди. Никто, даже сами герои, ни за что не скажут, сколько им исполнилось лет. Потому что их продолжительность жизни измеряется веками и насчитывает больше четырех столетий! Фокус в том, что и Пьеро, и Арлекин, и даже сам Бураттино – традиционные маски старинного итальянского народного театра под названием комедия дель арте.

Например, Бураттино на венецианских уличных подмостках играл второстепенную роль глуповатого, но добродушного отвергнутого любовника! Правда, никакой Мальвины и Артемона не было и в помине, они родились уже в России из-под пера нашего писателя. Многие итальянские герои не попали в книгу: Коломбина, Бригелла, Пульчинелла (который, правда, стал персонажем похожей сказки Карло Коллоди) и многие другие.

Персонажи комедии дель арте
Персонажи комедии дель арте

Знакомых с детства персонажей можно увидеть в интерпретации трех русских художников: Сомова, Сапунова и Судейкина. Все трое работали на рубеже веков – задолго до того, как Алексей Толстой, редактируя перевод "Приключений Пиноккио", задумал написать свою сказку о деревянном мальчике. В Серебряном веке тема комедии дель арте занимала многие умы, а начался этот маскарад в искусстве с пьесы Блока "Балаганчик".

Сомов, "Арлекин и дама"
Сомов, "Арлекин и дама"

Художники подхватили идею и устроили в мире своей живописи такую арлекинаду, что недавно ей даже посвятили выставку в Третьяковке, которая называется "Арлекины Серебряного века" и идет до 19 мая. Всем москвичам очень советую успеть: атмосфера барочных галантных празднеств и шумных вакхических карнавалов гарантирована! К тому же, возможность посмотреть графику выпадает редко. Она хрупка и быстро выцветает, поэтому музеи большую часть времени прячут ее в своих темных анналах от посторонних глаз. Если же Вы далеко от столицы, как минимум долистайте до конца статьи и полюбуйтесь сказочными героями в неожиданных образах.

Сапунов, Комната господина Журдена. Фрагмент эскиза к спектаклю "Мещанин во дворянстве"
Сапунов, Комната господина Журдена. Фрагмент эскиза к спектаклю "Мещанин во дворянстве"

На выставке акварелист Константин Сомов отвечает за фейерверки, иллюминацию, не слишком целомудренные объятия и прочие атрибуты вечеринки XVIII века. Он был немного безумным фантазером-ретроградом, который родился на пару веков позже, чем следовало бы. Именно Сомов подарил современным акварелистам идеи для сказочных переливов краски по мокрому и прочей нарядной бутафории как, например, в акварели "Пьеро и дама".

Сомов, Пьеро и дама
Сомов, Пьеро и дама

К тому же, мало кто мог потягаться с Сомовым в мастерстве кулисных композиций. Они построены по театральным законам, а роль "кулис" выполняют ажурные деревья.

Сомов, "Поцелуй"
Сомов, "Поцелуй"
Сомов, "Арлекин и смерть"
Сомов, "Арлекин и смерть"

Но большинство из нас знают Сомова по портретам современников. Узнаете это лицо со страниц учебника по литературе?

Сомов, Портрет А.А.Блока
Сомов, Портрет А.А.Блока

"При чем здесь Блок? Не слишком-то он похож на Арлекина", – скажет скептично настроенный читатель. На Арлекина и впрямь не очень. Но Алексей Толстой нашел в нем сходство... с Пьеро. Поговаривают, что именно его он изобразил в роли меланхоличного поэта, а жену Любовь Менделееву – соответственно, в роли Мальвины. Можно найти много других параллелей с реальностью, если перечитать книгу взрослым взглядом. Не будем на них останавливаться, но если у Вас есть версии – строчите в комментариях!

Сомов, "Спящая дама"
Сомов, "Спящая дама"

Николай Сапунов и Сергей Судейкин и сами слыли художниками-арлекинами, так что они просто рисовали свой гротескный мир-маскарад. Оба много занимались оформлением книг, и на выставке можно увидеть их изящные виньетки. И, конечно, классика жанра рубежа веков – разработка театральных костюмов и декораций. В начале XX века проще пересчитать по пальцам художников, которые НЕ рисовали для театра, чем тех, кто рисовали. И наша сегодняшняя троица не исключение!

Судейкин, Эскиз костюмов к спектаклю "Женитьба Фигаро"
Судейкин, Эскиз костюмов к спектаклю "Женитьба Фигаро"

Авторы невзначай сливались со своими масками. Так, Николая Сапунова современники даже называли "художником-арлекином". В арлекины себя записывал и Сергей Судейкин, создавая свои автопортреты в узнаваемом аляповатом костюме в ромбик.

Сапунов, "Ряженые"
Сапунов, "Ряженые"

Ну как, убедила заглянуть на новую экспозицию в Третьяковку? Сайт выставки для самых любознательных: tretyakovgallery.ru. Пишите в комментариях, какая из картин больше всего понравилась! И конечно, очень жду отзывов от тех, кто уже посмотрел на третьяковских арлекинов вживую.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded