dem_2011

Categories:

Молотом дробить пролетарское прошлое!

Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность

В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный перформанс «Удар молота»,  организованный немецким писателем Андреасом Аммером и его многолетним  творческим партнером, классиком альтернативной музыки FM Einheit. Музон,  что называется, качал — удержаться от того, чтобы начать танцевать,  было крайне сложно. Декламируемые на трех языках стихи из цикла «Пачка ордеров»,  звуки дрели, кирпича и молота, барабанной установки и электрогитар —  все они занимали свое точное место в происходящем. Главного героя  перформанса — советского поэта, исследователя и революционера Алексея  Гастева — играл скрывавший лицо за сварочной маской дирижер Теодор  Курентзис.

Впрочем, если от безупречной реализации индустриального  концерта — выбранной дуэтом писателя и музыканта Ammer & Einheit формы художественного высказывания — перейти к его содержанию  и контексту, история становится куда сложнее и интереснее. Настолько  сложнее, насколько фигура Алексея Гастева, выведенного в перформансе  в качестве очередного интеллигента — жертвы Сталина, масштабнее этого  штампованного на фабрике одинаковых мнений образа.

Трижды бежавший из ссылки профессиональный революционер, организатор  большевистских боевых дружин Гастев писал стихи лишь в 1910-х, в краткий  период жизни, совпавший по времени с пиком русского поэтического  (да и не только поэтического) авангарда.

«Пачка ордеров» — последний из поэтических циклов Гастева, сборник  отрывистых лозунговых текстов. Это футуристическая программа  грандиозного и безжалостного революционного преобразования как  человеческого труда, так и всего окружающего мира. Это поэзия действия,  призванная выразить не только единство и мощь пролетарских масс, но и  превращение их в охватывающую весь земной шар машину человечества. Она  становится автором будущего.

С невиданной доселе точностью и скоординированностью Машина  творит искусство, производство, войну с врагом, проектирует и определяет  новую жизнь на планете.

Индивид больше не имеет ни малейшего значения.

Движение  этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых  как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные  нормализированные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики,  эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром.
 

Остается лишь:

Отрапортовать: шестьсот городов — выдержка пробы.
Двадцать городов задохлись, в брак.
 

Возможно, именно эти тексты и манифесты стали источником вдохновения для классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded