Category:

Памяти Учителя. Леонид Симонович Гуров

Дмитрий Киценко

5 июня 1993 г. ушел из жизни Леонид Симонович Гуров.

Человек высокой культуры, бескорыстный, иногда ироничный, готовый придти на помощь другим людям, глубоко порядочный, обладавший житейской мудростью, всегда внимательный к коллегам —таким предстает в моей памяти Леонид Симонович.

Особую роль в формировании его мировоззрения сыграл профессор Н.Н.Вилинский, в классе композиции которого он занимался. Превосходный композитор и выдающийся педагог, Н. Н. Вилинский воспитал многих музыкантов, ставших впоследствии известными композиторами и исполнителями. 

Известно, что Л. С. Гуров  заинтересовался молдавским фольклором не без влияния своего педагога, поскольку Н. Н. Вилинский всесторонне исследовал особенности молдавской народной музыки, а также был одним из первых профессиональных композиторов, кто начал обрабатывать народные мелодии.

В 1932 году по окончании Одесской консерватории Гуров  преподавал в ней до 1941 года, а также занимал пост секретаря Одесского областного отделения Союза композиторов Украины, где председателем был его учитель Н. Н. Вилинский.

Воспитанный в традициях русской и украинской музыкальной культуры, в первый же послевоенный год приехав в Молдавию после работы в Одессе и в эвакуации в Сибири, в Иркутске, он стал основателем кафедры теории музыки и композиции в Кишиневской консерватории, в стенах которой и проработал почти всю жизнь.

Н.Н. Вилинский с учениками. Сидят: Н.Н. Вилинский, К. Данькевич, М. Завалишина. Стоят: С. Орфеев (второй справа), Л.С. Гуров (в центре), Я. Файнтух (первый слева). Одесса, 1930-е гг. / Фотография предоставлена Юрием Вилинским, Нью-Йорк.
Н.Н. Вилинский с учениками. Сидят: Н.Н. Вилинский, К. Данькевич, М. Завалишина. Стоят: С. Орфеев (второй справа), Л.С. Гуров (в центре), Я. Файнтух (первый слева). Одесса, 1930-е гг. / Фотография предоставлена Юрием Вилинским, Нью-Йорк.

Л. С. Гуров был наставником для многих в музыкальном мире Молдавии, в особенности для композиторов и музыковедов. Среди воспитанников Леонида Симоновича: композиторы —Соломон Лобель, Александр Муляр, Василий Загорский, Злата Ткач; музыковеды (выпусков 50-х гг.) —Е. Абрамович, Д. Кольчинская, Г.Чайковский, И. Милютина.

Леонид Симонович вел класс композиции, преподавал гармонию, методику преподавания гармонии, анализ музыкальных форм, оркестровку, а также вел работу по подготовке дипломных работ музыковедов.

С 1960 по 1964 год Леонид Симонович — ректор консерватории. В 1964 году на пост ректора назначают  А.К. Суслова, причем, Леонида Симоновича «забывают» поставить в известность об отставке. Можно представить, что происходило в душе Леонида Симоновича! И вот, его обвиняют в приписках. Обладая чувством собственного достоинства, Леонид Симонович вынужден уйти из консерватории.

В 1984-м году, когда был назначен ректором Константин Руснак, первый звонок по телефону, который сделал новоиспечённый ректор, был Леониду Симоновичу Гурову, своему профессору по инструментовке, с просьбой вернуться в консерваторию на любых  условиях. Леонид Симонович любезно согласился. Константин Васильевич был ему благодарен за это.

 Долгое время Леонид Симонович не мог издать «Задания для письменных работ по специальному курсу гармонии». Основным препятствием было то, что они были написаны на русском языке. Собственно говоря, основной текст излагался в самом начале, где давались необходимые пояснения. 

Наконец, «Задания...» согласились издать в местном издательстве Lumina, но было поставлено условие: только на молдавском языке. Так как Леонид Симонович не знал язык в должной мере, ему посоветовали найти переводчика. Но за свой счет! 

Естественно, когда ко мне обратились с просьбой сделать перевод, денег я не стал требовать — это было бы просто не порядочно с моей стороны. 

Одним ноябрьским днем после очередной лекции по гармонии я вышел в коридор и увидел Леонида Симоновича, терпеливо ожидавшего звонка на перемену (а что ему стоило зайти в класс во время урока!). Оказалось, что он пришел в консерваторию специально ради меня, чтобы увидеть и подарить мне экземпляр только что вышедших из печати «Заданий для письменных работ по специальному курсу гармонии» с дарственной надписью. Сказать, что я был тронут до глубины души, значит, ничего не сказать. Я был потрясен! Мэтр пришел к молодому коллеге с поклоном. 

Вспоминаю с благодарностью Судьбе о тех временах, когда мы были молоды и полны радужных надежд, и когда мы могли общаться с такими выдающимся человеком, каким был Леонид Симонович Гуров. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded