Юрий Александрович Фортунатов – как много в этих трех словах для тех, кто знал Юрия Александровича, кому повезло с ним общаться, пусть и не так часто, как хотелось, но все же... Мне повезло.
Впервые я узнал о Юрии Александровиче, занимаясь чтением партитур по его книге «Практическое руководство по чтению симфонических партитур». Позже посчастливилось с ним познакомиться, когда он приезжал в Молдавию, и мы общались в Союзе композиторов. Обычно это было в летнее время, время отпусков. Можно было придти и посоветоваться с Юрием Александровичем, и не только с точки зрения оркестровки, а всего сочинения в целом. А как он играл симфонии Чайковского! Наизусть! Казалось, не было чего-то, чтобы он не знал в истории оркестровых стилей. Он обращал внимание на сочетания инструментов, объяснял, почему именно такая комбинация применена композитором, какой результат, и часто находил в партитурах такие соединения инструментов, которые, казалось бы, противоречили правилам оркестровки, изложенным в учебнике Римского-Корсакова. Но такие исключения были результатом высокого профессионализма классиков и понимания самой сути предмета. Как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
Слева направо: Дмитрий Дмитриевич Киценко, Павел Борисович Ривилис и Юрий Александрович Фортунатов. Кишинев, 1985 год.
Было незабываемое время, проведенное в Доме творчества композиторов «Иваново», где по инициативе Юрия Александровича Фортунатова проводились семинары молодых композиторов. В ДТК «Иваново» приезжали композиторы из всех уголков Советского Союза. Как правило, Юрий Александрович Фортунатов проводил консультации в январе, а в остальные месяцы – другие опытные композиторы-педагоги. Обычно мы собирались на даче консультанта, и там показывали свою музыку. Порой разгорались нешуточные баталии, так как компромиссов не было, никто не хвалил заведомо не понравившееся сочинение. Авторитетов не было! Вернее был, но один – Юрий Александрович Фортунатов. Его слово было весомым, а критика справедливой. А если похвала, то тогда молодой композитор был на вершине счастья.
Бывая в Москве, можно было всегда заглянуть в Московскую консерваторию на урок к Юрию Александровичу. Двери его класса были всегда открыты для всех. Тогда можно было сесть тихонечко на заднюю парту и слушать его лекцию об «Умнице» Карла Орфа или о другом сочинении, и всегда это было необычайно интересно. Не знаю, осознавали ли студенты до конца, какое счастье иметь такого педагога?
Юрий Александрович Фортунатов уделял особое внимание развитию национальных композиторских школ Советского Союза, и многие композиторы, когда-то принимающие участие в ивановских семинарах молодых, теперь стали маститыми и известными не только в своих государствах, но и далеко за их пределами.
Мы остаемся ему благодарны и память о нем в наших сердцах.
Дмитрий Киценко, композитор.