Category:

Ольга Чехова: «Государственная Актриса Третьего Рейха»

До конца жизни Ольга Константиновна исполняла  завет Дузе: идти на сцену к людям с открытой, обнаженной душой. Она не только так играла. Она так жила.

Автор: Светлана Макаренко

Сайт: Знаменитости

   От автора.

Возможно,  я никогда не стала бы писать об этой женщине. Что она для нас? Легкая дымка, полунепонятная, полунеприятное восприятие в связи со  словами: "государственная  актриса  Рейха",  что-то слишком уж далекое, такое же, как и Вера  Холодная…  Когда-то была. Когда-то жила. Когда?… И вдруг, читая о ней, я наталкиваюсь  на фразу:"  Она сказала  мне:"  Почему  ты  плачешь, девочка? Ты боишься быть актрисой?  Не бойся, только ты должна знать — на сцену надо идти нагой".  «Только позже я поняла, что великая  Элеонора Дузе имела ввиду открытость, обнаженность души на сцене, а вовсе не стриптиз. " Так скажет в своей книге мемуаров  "Мои часы идут иначе" сама Ольга Константиновна Чехова, — актриса, преуспевающая бизнес-леди,  светская дама, вхожая в высокие круги Третьего Рейха, любимица Гитлера  и  Геббельса, по слухам — разведчица, работавшая  для высших чинов Кремля, чуть ли не для самого Сталина. Последнее, впрочем, осталось полудоказанным.

Кто она? Она не  была родной племянницей великого русского писателя, тетей ей приходилась супруга Антона Павловича, Ольга Леонардовна Книппер, но Чехова-доктора видела в  своем  доме с детских  лет:  он  лечил  ее  брата  Лео.*

(*Лев  Книппер — композитор, автор песни "Полюшко - поле", ставшей народной).

***

Ольга Константиновна Книппер родилась 13 апреля 1897 года в Тифлисе в семье инженера-путейца. Ее родители, как и многие обрусевшие немцы, верой и правдой служили Царю и Отечеству, свято соблюдали православные обряды, были подчеркнуто русскими, влюбленными в культуру, природу и народ России.

Ее отец занимал пост министра путей сообщения, в их доме собиралась высокообразованная, интеллигентная публика, звучала музыка, вслух читались все литературные новинки и пьесы — по ролям. Здесь уже вовсю блистала тетушка Оля, а ее крохотная тезка, онемев от восторга и спрятавшись в углу, наблюдала за происходящим. Уже с раннего детства она мечтала стать актрисой, блистать на сцене, благо пример перед глазами, да и пророчество Элеоноры Дузе, не зря ведь сказано…

Окончив учебу в Царском Селе, где при дворе Государя-императора в чудесной, но строгой атмосфере, жила семья, Оленька была отпущена "на свободу" в Москву, под крыло тети Оли Книппер -Чеховой. Юная прелестная племянница мечтала тоже стать актрисой. И способности у нее были, не такие явные и яркие, как у ее ровесницы Аллочки Тарасовой, но зато Оленька Книппер была совершенно обворожительна, и дело тут не только в сладостном обаянии первой молодости, гармоничной, полноценной фигуре, длинных, стройных ножках, но и в "вечной женственности", умении без видимых усилий привлечь, подчинить, завоевать внимание мужчин. На правах вольнослушательницы по протекции тетеньки Оля поступила в студию Художественного театра и сразу же влюбилась. Шел 1915 год. Ей не было и  восемнадцати лет. Объектом романтической страсти стал ее кузен, один из племянников дяди Антона, Миша Чехов, молодой (ему было тогда 24 года), но уже блестяще заявивший о себе актер Художественного театра, любимец московской публики. Станиславский говорил о Мише то, чего не говорил ни о ком, коротко и емко: "Гений". Михаил Чехов был гениальным актером, но не ангелом, Ольга убеждалась в этом все четыре года их совместной жизни, совпавшие с самыми страшными годами России. Они, не испросив благословения у родителей Ольги, тайно обвенчались в подмосковной церквушке и отправились жить к Мише. Квартира матери Михаила Чехова оказалась темной, затхлой, маленькой, не идущей ни в какое сравнение с апартаментами семьи Книппер в Царском Селе или с квартирой тети Оли в Москве. Сноха и Мишина няня, души в нем не чаявшие, отнеслись к Оленьке ревниво и не слишком гостеприимно, но это не смутило новобрачную. Когда Ольга Леонардовна узнала о случившемся, чувствуя свою ответственность за судьбу племянницы и вину перед доверившими ей ее родителями, она делала все, чтобы дезавуировать этот скоротечный брак, привлекла Константина Сергеевича, чтобы тот повлиял на Мишу, но все оказалось бесполезно, в основном из-за той неожиданной твердости, которую проявила Оленька - она умела добиваться своего.

Оля Книппер на вполне законных основаниях впредь именовалась Ольгой Чеховой, она любила Мишу первой самозабвенной любовью, гордилась им, гордилась своей новой фамилией и не сменила ее даже тогда, когда этого требовали ее следующие мужья или люди типа Геббельса, которые не понимали, как арийская кинозвезда может носить вопиющую славянскую фамилию.

Однако счастье продлилось недолго, дурным знаком стало самоубийство влюбленного в Олю другого кузена, Володи Чехова, а Миша быстро остыл, легко увлекался другими женщинами, оказалось, что он, как и его умерший от алкоголизма отец, страдал запоями, его нервная система была расшатана, что, может быть, замечательно для актера, но ужасно для семейной жизни; безумные вспышки гнева, странные поступки были невыносимы для окружающих. Когда Оленька забеременела, он не стеснялся приводить поклонниц к себе домой — необузданный был человек, пил неделями, потом стоял на коленях и просил прощения. Оскорбленная постоянными изменами мужа, беременная Ольга сделала все, чтобы дело ограничилось выкидышем (горячие ванны, прыгала с большой высоты), но все же в 1916 году родила девочку, еще одну Олю Чехову, и потом никогда не жалела, а, наоборот, была счастлива, что Господь уберег ее от греха — на свете появился еще один, оказавшийся потом самым родным и близким человек...

А эпоха не благоволила, в России стряслась революция, началась гражданская война, голод, обрушились сотни тысяч, миллионы судеб, особенно русских дворян.

Ольга Константиновна Чехова была дочерью крупного царского сановника, внучатой племянницей фрейлины Императрицы. Только отчаянный, несколько даже авантюрный характер и оптимизм Оли позволили ей выжить и не позволить умереть от голода дочери. Часть артистов Художественного театра бежали под руководством Василия Ивановича Качалова к белым, а потом гастролировали в сытой Европе, их пример  вдохновил Ольгу. Она наконец развелась с Чеховым, что было, как ни странно, для Миши страшным ударом, он чуть не сошел с ума, не мог представить, что его можно бросить. Ольга ненадолго вышла замуж за некого Фридриха Яроши, бывшего в русском плену австрийского офицера, и в 1921 году благодаря связям тети Оли с Луначарским получила разрешение и выехала (как она думала, на полтора месяца, а оказалось, на всю жизнь) в Германию.

***

Но и тут все было трудно. Во-первых, немецкого языка она не знала (потом быстро выучила, но говорила с сильным русским акцентом), во-вторых, карьера актрисы в Германии, оказавшейся после поражения в войне отнюдь не сытой, была для нее практически закрыта. Однако, характер Оленьки Чеховой, таившаяся в ней жизненная сила, превозмогли все. Она не зря училась у Станиславского, не зря вращалась в кругу своего гениального первого мужа, ей удалось получить роли сперва в маленьких берлинских театриках, после успешного дебюта она активно знакомилась с кинорежиссерами и неожиданно для самой себя оказалась успешной, а потом и знаменитой артисткой немого кино.. Она умела покорять, очаровывать людей, была очень красива, в ее лице была какая-то загадка, в каждой кино — роли она ничего особенного не делала, но была естественна, хороша, благородна. С 1923 года она снималась регулярно, к ней пришла популярность, ею заинтересовался великий немецкий режиссер Макс Рейнхардт, она стала играть в его спектаклях — в лучших спектаклях своей второй Родины.

В 1928 году в Германию эмигрировал и Михаил Александрович Чехов — он не мог свободно работать в России в условиях чекистской цензуры, на него, как на тогдашнего руководителя МХАТ-2, отпочковавшегося от Художественного театра, оказывалось страшное давление, которого он не выдержал. Несмотря на свою громадную известность в России, Чехов, не зная немецкого языка, без первоначального капитала был никому не нужен в Германии, никому... кроме Frau Olga Tchechowa — она помогла бывшему мужу, забыв все обиды, оказала ему необходимую поддержку. Благодаря ее стараниям он получил роль в фильме, режиссером и исполнительницей главной роли в котором была сама Оленька.

"Паяц собственной любви" — назывался этот фильм. Потом она помогла ему получить ангажемент у Макса Рейнхардта, но главное было в радости встречи Мишеньки с дочерью, которая была так на него похожа. Через несколько лет Михаил Чехов сосредоточился на педагогической деятельности и уехал в Англию. Актерская школа Чехова (поначалу в Лондоне, а потом в Голливуде) перевернула представления Запада об актерской игре — его учениками стали Юл Бриннер, Грегори Пек и многие другие, а Мэрилин Монро подарила ему свое фото с характерной надписью: "Когда я училась в школе, я обожала больше всего Линкольна. Теперь я обожаю Вас".

Но это потом, а тогда в Германии обожали Ольгу Чехову, она снималась в 5 - 7 и фильмах в год, в начале 30-х легко преодолела барьер звукового кино. Это были в основном легкие, танцевальные, костюмные фильмы, но они пользовались бешеным успехом у немцев. "Ночь решений", "Мулен Руж", "Фаворит императрицы", "Красивые орхидеи", "Опасная весна", "Маскарад", "Пер Гюнт"... всего она снялась более чем в ста фильмах.

В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер. Многие друзья и знакомые Ольги Чеховой, актеры, режиссеры, писатели (из известных назову братьев Томаса и Генриха Маннов) покинули Германию, а она осталась. Почему? Ну во- первых, потому, что съемки в Голливуде не принесли ей удовлетворения, хотя было много интересного. Она познакомилась со всеми американскими кинозвездами: Чарли Чаплиным, Кларком Гейблом, Гэри Купером, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих и снимавшимся там тогда Жаном Габеном. Поразил больше всех Чарльз Спенсер Чаплин.

В своих воспоминаниях она так пишет о нем: "Чаплин любит подчеркнуто непринужденно прогуливаться по бульвару Сансет, при этом он почти без остановки грызет русские семечки, бесцеремонно сплевывая шелуху. "Ведь так делают в России, правда?" — лукаво улыбается он мне". Но вообще Америка не понравилась Чеховой своей примитивностью и скаредностью. Во-вторых, она не уехала из Германии, потому что...

***

Многие исследователи и сама Ольга Константиновна писали о ее связях с НКВД, она отвергала эти слухи, но кое-какие документы свидетельствуют о том, что что-то было. Она, не таясь, искренне любила Россию, и НКВД не могло не использовать ее в своих играх. Чехова была любимой артисткой Гитлера, вскоре она получила самое высокое звание в фашистской Германии — звание "государственной актрисы Рейха", она приглашалась на все правительственные приемы. Она, ее дочь, мать, после кончины отца перебравшаяся в Германию, отнюдь не разделяли нацистскую идеологию. Часто у них дома появлялся низкорослый, вертлявый плебей, полуграмотный доктор Геббельс, он был отвратителен, ненавидел Чехову, которая в отличие от других немецких актрис не то, что не уступила его ухаживаниям, но откровенно его презирала и не боялась. Почему? Потому что ее обожал Гитлер. Он был ее страстным поклонником еще с 20-х годов. И даже выбранная им для сожительства Ева Браун была чем-то похожа на Чехову. Каждое Рождество она, где бы ни находилась, получала роскошную корзину цветов и подарки от умевшего быть галантным и сентиментальным кровожадного тирана. Несомненно, Ольге Константиновне мы обязаны тем, что немцы, захватившие во время войны Ялту, не тронули домик Чехова (Ясную Поляну Толстого, Спасское -Лутовиново Тургенева фашисты сожгли, разорили беспощадно!). Когда начались гонения на евреев, Чехова лично ходатайствовала перед фюрером, и нескольких человек ей удалось спасти.

Она продолжала переписываться с оставшимся в России братом Львом, известным композитором, дважды лауреатом Сталинской премии, с тетей Олей, признанной звездой и совестью МХАТа, награжденной и обласканной властью сверх всякой меры.

В 1937 году состоялись триумфальные гастроли МХАТа в Париже, на обратном пути Ольге Леонардовне, в порядке исключения, разрешили навестить племянницу, которую она то ли в шутку, то ли всерьез всегда называла "авантюристкой".

Книппер-Чехова поселилась дома у Ольги в Берлине. В честь своей великойтетеньки Ольга Чехова устроила роскошный прием, но какой же ужас испытала Ольга Леонардовна, когда на прием в ее честь явилась вся верхушка III рейха, то есть те люди, которых в советских газетах называли «фашистскими псами, отребьем», и за связи с которыми отправляли в ГУЛАГ! Ошеломленная Ольга Леонардовна вернулась в СССР гораздо раньше намеченного и долго еще боялась переписываться с Ольгой. И напрасно, близость к Ольге Чеховой была охранной грамотой и в фашистской Германии, и в коммунистической России.

Личная же жизнь Ольги Константиновны была весьма бурной. Всегда. Вот уже и дочь подросла, и повторяла путь матери, рано вышла замуж, родила, развелась и тоже стала актрисой, а Ольга Константиновна, всегда блестяще выглядевшая, умудрялась не стареть. Она была в постоянном лирическом напряжении.

***

В 1937 году Чехова попробовала очутиться в тихой гавани законного брака и вышла замуж за бельгийского красавца миллионера Марселя Робинса. Но когда выяснилось, что тот патологически скуп и хочет, чтобы Чехова принадлежала целиком только ему, а не миллионам театральных и кинозрителей, она отказалась бросить актерскую карьеру, они расстались. Во время войны Ольгу Константиновну настигла настоящая страсть, она влюбилась в летчика-аса, капитана Фердинанда Йепа.

Познакомились они романтически. По Европе, недавно оккупированной фашистами, триумфально проходили гастроли театра Чеховой: Париж, Лион, Брюссель, Лилль...

После одного из спектаклей ее пригласили на вечеринку галантные офицеры люфтваффе (вообще летчики во всем мире всегда любили актрис, вспомним хотя бы Валентину Серову, получившую свою фамилию от трагически погибшего мужа-пилота).

Чехова не могла отказать рослому, мужественному, уверенному в себе капитану, который к тому же был значительно моложе ее. Это была любовь с первого взгляда.

Вспыхнул головокружительный роман, они не могли видеться часто, у нее — съемки, гастроли, театр, у него — театр военных действий, роман продолжался в письмах.

Он называл ее "Олинка". "Mon amour, Olinka, нас разделяют более тысячи километров, но мне кажется, что ты всего лишь в нескольких метрах, словно в соседней комнате и вот-вот войдешь: сейчас я услышу твой голос — и я забываю... о фронте, этом проклятом фронте, который я ненавижу, как ненавижу всю войну..." — писал он в одном из многочисленных писем. Это была и духовная близость: Йеп был образован, интеллигентен, прекрасно музицировал и тоже презирал нацистов.

Больше года длилась эта романтическая связь, пока в конце 1941 года истребитель Йепа не был сбит англичанами в небе Ла-Манша.

Чехова ненавидела войну и тех, кто затевает войны, еще в детстве ее учил этому единственному праведному роду ненависти граф Лев Толстой. Однажды Лев Николаевич "во время нашей прогулки совершенно неожиданно останавливается, смотрит на меня серьезно и проницательно, словно его переполняет глубокая забота, и наконец произносит непривычно требовательно: "Ты должна ненавидеть войну и тех, кто ее развязывает". Когда началась война с СССР, Ольга Константиновна была на стороне России и, не стесняясь, написала об этом в своих опубликованных в ФРГ воспоминаниях, недавно появившихся в Москве под названием "Мои часы идут иначе". Однако, она много ездила по частям и выступала перед солдатами вермахта. Ее любили солдаты, офицеры, генералы... и не только Германии. Когда в апреле 1945 года в предместье Берлина Кладов, где располагался особняк Чеховой, вошли войска Красной Армии, крайне корректные офицеры советской контрразведки немедленно увозят Ольгу Константиновну сперва в ставку Красной Армии в Карлхорст, потом самолетом в Москву. Но не в тюрьму. Три месяца она живет в тщательно охраняемой двухкомнатной "золотой клетке" на конспиративной квартире, не имея возможности ни с кем встречаться, даже с тетей Ольгой Леонардовной. При ней постоянно находились предупредительные молодые офицеры, играли с ней в шахматы. Очень часто "шахматисты" возят ее на беседы в Кремль. Ее собеседники — генералы НКВД. В своих воспоминаниях Чехова яростно отрицает, что была многолетним ценнейшим агентом Лубянки, но зачем тогда ее было принимать на таком высоком уровне руководителям разведки Абакумову, Меркулову и Берии? Потом ее переправили в Берлин, советские оккупационные власти сделали все, чтобы семья Чеховых (дочь с мужем и детьми, некий Альберт Зумзер, 1916 года рождения, чемпион по легкой атлетике, тренер, бывший с Ольгой Константиновной в близких отношениях, как доносила разведка) в страшное голодное послевоенное время ни в чем не нуждалась. Какие услуги оказала Чехова советской разведке — тайна, но в западной прессе упорно ходили слухи, что она работала на Берия, и что в Кремле Сталин вручил ей за заслуги перед Отечеством Орден Ленина. Немецкие патриоты в середине 50-х объявили Чехову "врагом народа", она мешками получала письма с угрозами, были случаи, когда разъяренные фрау плевали ей в лицо, но несгибаемый характер Чеховой помог ей преодолеть клевету, как она это охарактеризовала, выстоять и оправдаться. Травить ее перестали.

Между тем в 1955 году Ольга Константиновна совершенно осознанно перестала сниматься в кино, а вскоре покинула и сцену. Ей показалось, что с определенного возраста не совсем удобно заниматься лицедейством. Она давно готовилась к уходу со сцены, увлекаясь философией красоты, здорового образа жизни, сохранения вечной молодости. Она основала фирму "Косметика Ольги Чеховой" и оказалась очень успешной в бизнесе. Здесь пригодились ее природное обаяние и внутренняя закалка, жесткость, без которой нельзя успешно вести дела. Под ее началом трудилось более ста человек.

Она пережила свою дочь Ольгу, погибшую в авиакатастрофе, умер Михаил Александрович Чехов, но Ольга Константиновна не согнулась, остались внуки Вера и Миша. Она мечтала приехать с ними в Россию, но после кончины Ольги Леонардовны в 1958 году ехать было уже не к кому. Она переписывалась только с Аллой Тарасовой, директором Чеховского музея в Мелихово Авдеевым и Евгенией Михайловной Чеховой, родной сестрой застрелившегося когда-то из-за любви к ней двоюродного брата ее мужа, Володи Чехова. Для нее родство с великим русским писателем и интеллигентом Антоном Павловичем Чеховым было главным в ее фантастической биографии.

***

Скончалась Ольга Александровна Чехова в 1980 году в возрасте 83-х лет. Согласно завещанию, ее похоронили в соответствии со всеми канонами православного обряда.

Она была немецкой кинозвездой и русской женщиной. Рак мозга унес одну из самых умных и загадочных женщин ХХ века. Нам остались на память легенда ее долгой и счастливой жизни и загадка ее успеха.

***

P.S. Добавлю только, что пока могла передвигаться самостоятельно, Ольга Константиновна каждый год 15 июля (день смерти Антона Павловича Чехова) приезжала в местечко Баденвейлер, где много лет назад скончался ее" дядюшка Антоша," как она ласково называла писателя. До конца жизни Ольга Константиновна исполняла завет Дузе: идти на сцену к людям с открытой, обнаженной душой. Она не только так играла. Она так жила.

______________________________________________

Март 2001 – апрель 2005 г. Макаренко Светлана.

*В основу данной статьи положен материал, опубликованный в журнале "Крестьянка" № 7, 2000 г. "Тайная роль Государственной Актрисы ".

Использованы также материалы книги И .Семашко "Сто Великих Женщин" М. 1999 г. Изд - во "Вече".

**Статья опубликована в авторской редакции.

via   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded