dem_2011

Categories:

20 июня (3 июля) 1910 года родился Леонид Симонович Гуров, композитор и педагог

Дмитрий Киценко

Леонид  Симонович Гуров (1910–1993)
Леонид Симонович Гуров (1910–1993)

Леонид  Симонович Гуров, композитор, педагог, профессор, народный артист  Молдавской ССР, занимает особенное место среди музыкальных деятелей  Молдавии — личность значительная и неординарная.

Родился 20 июня (3 июля) 1910 года в селе Архангельское Херсонской губернии.

Детство Леонида Гурова пришлось на суровые годы революции и гражданской войны. Известно,  что в тогдашней Херсонской губернии, где в с. Архангельское проживало  семейство Гуровых, во время гражданской войны, как и в других губерниях  Украины и Белоруссии, прошли погромы, особенно затрагивающие еврейское  население.

В  марте 1918 г. Архангельское захватили германо-австрийские оккупанты.  Они применяли применяли жестокие меры к тем, кто не подчинялся вводимым  ими порядкам...

В мае 1919 г. Архангельское оказалось в районе боев с контрреволюционными кулацкими бандами атамана Григорьева...

Только в январе 1920 г. части 14-й армии под командованием И. П. Уборевича изгнали белогвардейцев из села.

Переустройство  жизни в Архангельском проходило в трудных условиях. В 1921 г. в связи с  засухой начался голод. А в апреле 1922 г. село подверглось нападению  банды Свища. Бандиты ограбили почтово-телеграфное отделение, помещение  КНС (Комитет незаможных селян), забрали оружие, документы, убили  милиционера и активного борца за Советскую власть И. И. Бойко... И  только к осени 1922 г. налаживается мирная жизнь в Архангельском.

В  1922 году в двенадцатилетнем возрасте Леонид Гуров поступает в  Херсонскую музпрофшколу, где обучается игре на скрипке и фортепиано, а  также изучает теорию музыки, а в 1928 году начинает учебу на  теоретико-композиторском факультете Одесского музыкально-драматическоно  института имени Людвига ван Бетховена, позже преобразованного в  консерваторию.

Особую  роль в формировании мировоззрения молодого музыканта сыграл  проф. Н. Н. Вилинский, в классе композиции которого занимался Гуров.  Превосходный композитор и выдающийся педагог, Н. Н. Вилинский воспитал  многих музыкантов, ставших впоследствии известными композиторами и  исполнителями.

Известно,  что Л. С. Гуров  заинтересовался молдавским фольклором не без влияния  своего педагога, поскольку Н. Н. Вилинский всесторонне исследовал  особенности молдавской народной музыки, а также был одним из первых  профессиональных композиторов, кто начал обрабатывал народные мелодии.

В  1932 году по окончании Одесской консерватории Гуров  преподавал в ней  до 1941 года, а также занимал пост секретаря Одесского областного  отделения Союза композиторов Украины, где председателем был его учитель  Н. Н. Вилинский.

Воспитанный  в традициях русской и украинской музыкальной культуры, в первый же  послевоенный год приехав в Молдавию после работы в Одессе и в эвакуации в  Сибири, в Иркутске, он стал основателем кафедры теории музыки и  композиции в Кишиневской консерватории, в стенах которой и проработал  почти всю жизнь.

Л. С. Гуров  был  наставником для многих в музыкальном мире Молдавии, в особенности для  композиторов и музыковедов. Фактически Леонид Симонович заложил  в Молдове базовые основы композиторской профессии. По образному  выражению Галины Вартановны Кочаровой, всё «генеалогическое древо»  молдавской композиторской школы покоится, по сути, на его имени, начиная  с первого его выпускника — крупнейшего симфониста и педагога С. Лобеля.

Леонид  Симонович воспитывал в своих учениках художественный вкус и чувство  стиля. Да, он был консерватором и не воспринимал новых веяний в музыке,  но его критика всегда была корректна и аргументирована.

Среди  непосредственных воспитанников ведущего консерваторского класса  профессора Л. С. Гурова — Соломон Лобель, Александр Муляр, Василий  Загорский, Злата Ткач. Но и они уже воспитали целую когорту учеников.  Среди музыковедов выпусков 50-х из класса Гурова — Елена Абрамович, Д.  Кольчинская, Глеб Чайковский, Изольда Милютина.

Гуров  вёл в консерватории не только класс композиции, но и такие предметы,  как гармония, анализ музыкальных форм, оркестровка; вёл класс по  подготовке дипломных работ музыковедов. По воспоминаниям И. Милютиной,  уроки Гурова дарили им прежде всего общение с живой музыкой, без чего  всякое теоретизирование, как известно, бесплодно. Гуров сам много играл,  показывая произведения разных композиторов. Тогда не было того обилия  пластинок, записей на кассетах и дисках, как в последующие времена, но в  классе Гурова всегда звучала живая музыка.

Леонид  Симонович был образцом высокой человеческой и профессиональной этики,  удивительно цельным и принципиальным в своих убеждениях.

Очень  ценна ещё одна грань в облике Гурова-композитора. Известна мысль  Стендаля: «Я никогда не отделял художника от мыслителя, как не могу  отделить художественной формы от художественной мысли». Изольда Милютина  пишет: «Эти слова вспоминаются, когда думаешь о том интересе, который  Гуров проявлял к молдавскому фольклору, на протяжении многих лет  исследуя его особенности и обращаясь к арсеналу его выразительных  средств в своём творчестве. Стоит вспомнить, что в Первой симфонии Гурова (1938-й год), написанной ещё в пору принадлежности молодого тогда автора к Союзу композиторов Украины (он жил тогда в Одессе), в качестве  тематического материала использованы молдавские народные мелодии. Это  служит для исследователей основанием считать это монументальное  произведение Гурова первой молдавской симфонией. Это неизменно отмечают  все, кто пишет о симфонической музыке в Молдавии. Первая симфония Гурова  впервые прозвучала в Молдавии уже после войны под управлением моего  отца — Бориса Милютина (1946). Скерцо из этой симфонии неизменно входило  во многие концертные программы оркестра. Одно из этих исполнений  симфонии Гурова сохранилось и в архивных записях Молдавского радио.

И  в дальнейшем Гурова продолжал привлекать красочный молдавский фольклор.  Об этом свидетельствует, например, блестящая разработка народных тем в  "Молдавском каприччио" для арфы, посвященном, как и написанный в поздние  годы Концерт для арфы с органом, дочери-арфистке. Такой же образец  мастерского претворения фольклорного материала содержит замечательная  скрипичная соната Гурова, финал которой основан на знаменитом народном  наигрыше. Искусно использованный здесь импровизационный блеск "Чокырлии"  придает музыке жанровые черты инструментального концерта и определяет,  таким образом, жанровую многоплановость Сонаты. Написанные в 50-е годы,  эти интересные камерные сочинения Гурова отличаются композиционной  стройностью и показывают, как мастерски автор владел образным  музыкальным материалом народного источника, как виртуозно вводил его в  строгую композицию академического плана.

В  то же время всю жизнь творческие симпатии композитора были отданы  традициям русской классики. Не случайно последним произведением,  завершившим его творческий путь, оказалась симфоническая "Рахманиана" —  дань творческому гению великого композитора, одного из наиболее ярких  представителей русской школы в музыке». (Изольда Милютина. «Между  прошлым и будущим». Gutenberg, 2004).

Композиторское  наследие Леонида Симоновича сравнительно невелико — две симфонии,  Концерт для арфы и органа с оркестром, сюита для оркестра «Рахманиана»,  две сонаты для скрипки и фортепиано, Каприччио на молдавские народные  темы для арфы, «Детская сюита» для фортепиано, хоры, романсы, обработки  народных песен. В своем творчестве он основывался на лучших традициях  представителей русской и советской композиторской школы, сочетая  позднеромантические и импрессионистские тенденции с элементами  молдавского фольклора. Его музыке присуща осмысленность, гармония чувств  в сочетании с крепким профессиональным воплощением.

Кроме  музыкальных сочинений Л. С. Гуров является автором значительных работ в  области теории музыки, в числе которых «Ладовые и метро-ритмические  особенности молдавской народной музыки», «К вопросу о функции и колорите  в гармонии», «Аккорды нетерцовой структуры: их происхождение и  применение в творческой практике» и др.

Леонид Симонович был блестящим педагогом и неравнодушным человеком. Таким он навсегда остался в наших сердцах.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded