dem_2011

Categories:

«Призраки молдавской оперы...». Комментарии

Верди «Травиата». Режиссер: Элеонора Константинова, Народный артист. Сценография: Вячеслав Окунев. Художник по костюмам: Ирина Пресс, Мастер искусств. Музыкальный руководитель: Альфред Гершфельд. Хореография: Евгений Гырнец, Мастер искусств. Главный хормейстер: Олег Константинов,  Мастер искусств. Дирижер: Думитру Кырчумару.
Верди «Травиата». Режиссер: Элеонора Константинова, Народный артист. Сценография: Вячеслав Окунев. Художник по костюмам: Ирина Пресс, Мастер искусств. Музыкальный руководитель: Альфред Гершфельд. Хореография: Евгений Гырнец, Мастер искусств. Главный хормейстер: Олег Константинов, Мастер искусств. Дирижер: Думитру Кырчумару.

Публикация статьи «Призраки молдавской оперы, или почему в театре не могут найти общий язык», посвященной проблемам Молдавского Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу, получила неожиданное продолжение на страницах Фейсбук. Во-первых, это гневный отклик молдавского музыковеда Владимира Кацнельсона, ныне живущего в Германии, а во-вторых, множество комментариев на странице Фейсбука Изольды Милютиной, засл. деят. искусств Молдавии.

Так как эти комментарии довольно объемны, мне не удалось поместить их в конце публикации «Призраки молдавской оперы...», поэтому помещаю их здесь отдельным постом.

Стилистика и пунктуация, в основном, сохранена.

Изольда Милютина: Как вырисовывается из поступающей информации, из публикаций, Национальный оперный театр Молдовы сейчас находится в особо плачевном состоянии. Яркие творческие люди, немало способствующие его славе на протяжении многих лет, нынче ущемлены, оскорблены. И это можно понять... Отношу это в первую очередь к заслуженным людям, творческую жизнь которых смогла наблюдать от их молодых лет. Это — замечательный певец Михаил Мунтян и талантливый режиссёр Элеонора Константинова. Именно их усилиями было вписано много незабываемых страниц в жизнь театра. Хотя, конечно же, за значительно более, чем полувековый период, можно вспомнить ещё много славных имён в богатой, считаю, истории театра. Те, кто знал достижения оперного театра в его лучшие годы, ждут, я думаю, с нетерпением разрешения нынешней тупиковой ситуации... Здесь нужны решительные, бескомпромиссные действия со стороны тех, от кого это зависит!!! Сейчас, мне кажется, негативная ситуация превосходит всякие пределы! 

Элеонора Константинова: Если говорить о проблемах театра, надо рассматривать их со всех сторон: политической, экономической, социальной, художественной, творческой, психологической, нравственной.... И каждая составляющая требует профессионального рассмотрения, честной объективной беспристрастной оценки. В любом деле нужны профессионалы и ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ в широком смысле этого слова: к искусству, театру, ЛИЧНОСТЯМ, своей стране, её истории.

Изольда Милютина: Да, да, моя дорогая! Конечно, Вы правы во всём! Но такой всеобъемлющий взгляд, как мы видим, далеко не всем доступен. Это удел лучших... И вполне естественно приходят на ум былые, немало радостные времена в жизни театра, а вместе с ними и — сожаление по поводу неудержимости памяти о тех, кто к этому был причастен...

Элеонора Константинова: Но, если ничего из вышесказанного нет, получается то, что мы наблюдаем, к сожалению, уже много лет в Нац. театре оперы и балета им. Марии Биешу. Директорами назначаются ущербные бездарные людишки без чести и совести.

Я в театре в качестве режиссёра-постановщика работаю 49 лет. Знаю о нём все не понаслышке. Но меня ни разу не вызвала бывший министр культуры госпожа Моника Бобук хотя бы для знакомства и со мной и с проблемами театра. А ведь именно ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА является показателем уровня культуры народа. Наш талантливый народ используют для личного обогащения проходимцев.

Изольда Милютина: Почему-то у дела, на важнейшем месте оказываются те, кого и подпускать к ним не следует...

Элеонора Константинова: Спасибо, Изольда Борисовна Вам за неравнодушие и добрую память.

Вчера получила извещение от так называемого "директора" о том, что я уволена. И это не смотря на то, что режиссёры во всем мире работают до конца своих дней. И чем они старше, тем становятся мудрее, опытнее. Я не говорю уже о том, что профессия режиссёра муз.театра архи сложная, редкая, штучная. А женщин режиссеров со специальным образованием, талантом, опытом, умением работать с актёрами практически нет.

Изольда Милютина: Вот тут Вы совершенно правы! Мировая практика знает многих режиссёров, у кого именно творческий опыт и житейская мудрость приносили замечательные плоды. Наверно, это просто не известно тем, кто в Молдавии распоряжается вашими судьбами... Режиссура - особенная профессия, не подвластная возрасту...

Элеонора Константинова: Я не говорю уже о том, что театр для меня СУДЬБА. ЕМУ ПОСВЯЩЕНА ВСЯ ЖИЗНЬ с момента рождения.Ведь я родилась в семье прославленных и любимых народом актёров — Константина Константинова (nea Costache), и примадонны нац. театра ЕКАТЕРИНЫ КАЗИМИРОВОЙ.

Изольда Милютина: Да! Ваши замечательные родители, цвет театрального искусства на земле Молдовы, внесли неоценимый вклад в национальную культуру! Милые, благородные люди! Было, откуда расцвесть и Вашему дарованию... И Ваше место в оперном театре связано со многими большими, интересными, хорошо запомнившимися постановками. Не представляю без вас оперное дело в Молдове...

Элеонора Константинова: Я сама тоже немало сделала для КУЛЬТУРЫ МОЛДОВЫ за 49 лет. Воспитала сотни артистов, поставила более 40 спектаклей на родной сцене, 10 — в РУМЫНИИ, десятки концертов.Не случайно получала звания: заслуженного деятеля искусств, Нар. артистки, Лауреата Гос. премии, ОРДЕНА "ГЛОРИЯ МУНЧИЙ", ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА, ЛАУРЕАТА "ГАЛА-ПРЕМИЙ", ПРОФЕССОРА АКАДЕМИИ.

Анна Самуил: Элеонора Константиновна, позвольте выразить Вам мою поддержку — поведение дирекции театра просто возмутительно! Во многом благодаря Вашим спектаклям и Вашему творчеству я стала оперной певицей, до сих пор храню в памяти Ваши постановки!
Надеюсь, ситуация разрешится скоро и должным образом !

Элеонора Константинова: Пора подключаться общественности. Театр это не привокзальный киоск, не частная лавочка. ТЕАТР — достояние народа.!!!!

Ткач Лев: Так должно быть.

Элеонора Константинова: Народ мой очень терпеливый, но и очень талантливый. Нельзя бесконечно долго испытывать его терпение.

Ткач Лев: Как показывает практика,увы, можно...

Svetlana Strezeva: Я, как бывшая ведущая певица, проработавшая в театре Оперы и Балета имени А.С.Пушкина (ныне Марии Биешу), более 16 лет, заявляю, что увольнение Элеоноры Константиновны Константиновой из театра, является огромнейшей ошибкой и, не постесняюсь сказать, преступлением!!! Режиссеры никогда не стареют!!! Если у певца или певицы с возрастом есть ограничения в связи с изменениями внешности голоса, амплуа и их, в наше время, тоже провожали на пенсию вовремя, хотя тоже с мизерными пенсиями, то режиссеры работали до тех пор, пока они могли работать. Солистам надо уходить вовремя на пенсию, но надо дать им достойное пенсионное вознаграждение, чтобы они с удовольствием могли отдыхать на пенсии, заниматься концертной деятельностью, воспитанием нового поколения певцов в консерватории, частным образом, помогать молодым талантливым певцам найти свое место в жизни, в театре, как в Молдове, так и в мире. Вместо того, чтобы с достоинством и честью отметить 50-летний юбилей достойнейшему режиссеру Э.Константиновой, увольняют из театра - это настоящпе преступление!!! Очень жаль, что новое руководство театра этого не понимает!!! Я лично полностью осуждаю это решение!!!

Элеонора Константинова: Большое спасибо за внимание и участие в дискуссии людей, понимающих, умных и интеллигентных из разных стран: Израиля, Германии, Канады, Украины, Америки.

А вот наши молчат. Как вы думаете, почему?

Елена Узун: Очень интересная беседа.

Нора Константиновна — автор целого ряда постановок русской оперы, всегда собирающей полные залы.

Элеонора Константинова: Леночка, и не только русской классики. Я первая в бывшем Сов Союзе поставила оперу Д. ВЕРДИ "НАБУККО", с которой много лет театр выезжал на гастроли и которая идёт с успехом до сих пор.Постановка оперы С. КОРТЕССА "МАТУШКА КУРАЖ", по пьесе Б. Брехта тоже произвела на всю страну огромное впечатление.Тогда было предложено представить спектакль на гос премию СССР. НО, как обычно, сработала наша нац. индивидуальность: зависть. А моя "ТРАВИАТА", идёт до сих пор и приносит успех многим актрисам нашего театра. Так в ней блистали: Светлана Стрезева, Елена Герман (которую тоже убрали из театра, не предложив ей ничего и вынудив уйти в монастырь.)

В  "ТРАВИАТЕ" с успехом выступают и последующие поколения моих талантливых студентов — М. Буликану, А, Черникова, А Кушнир. Не буду перечислять названия всех моих постановок, их много.

А спектакль "АЛЕКСАНДР ЛЭПУШНЯНУ" стал лауреатом международного конкурса, а я стала ЛАУРЕАТОМ ГОС. ПРЕМИИ МОЛДОВЫ.

Но и этот спектакль директору не нужен, хотя это пока единственная опера в репертуаре театра. Вот вам и патриотизм, и отношение к национальной культуре. А в прошлые годы мы играли этот спектакль на сцене БОЛЬШОГО ТЕАТРА в МОСКВЕ по приглашению участвовать на ОПЕРНОЙ ПАНОРАМЕ. ИЗ ВСЕХ ТЕАТРОВ СОВ. СОЮЗА БЫЛИ ОТОБРАНЫ ПЯТЬ ЛУЧШИХ. ИЗ НИХ ДВА БЫЛИ В МОЕЙ ПОСТАНОВКЕ. ЭТО "ЛЭПУШНЯНУ" и "ИОЛАНТА", поставленные в современной трактовке. На мои слова в адрес директора - "Надо любить театр в себе, а не себя в театре" бедный директор по-моему ничего не понял. Он, наверное, никогда не слышал даже о К. СТАНИСЛАВСКОМ.

Vladimir Katsnelson: Из Фейсбука, не так давно, я узнал о грязной околотеатральной возне вокруг единственного в Молдавии, Национального академического театра оперы и балета!

В 1976 году, 43 года назад, автор этих строк, волею судьбы был причастен к его истории и судьбе, написав дипломную работу к  20-ти летнему юбилею театра.

Первым человеком, протянувшим мне руку помощи при сборе архивных материалов, была, тогда еще начинающий молодой режиссер, окончившая аспирантуру у самого Романа Тихомирова в Ленинграде — Элеонора Константинова!

Блистательным режиссерским дебютом ее в театре была постановка оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

С тех пор  имя ее стало режиссерским брендом молдавского искусства,наряду с именами ее легендарных родителей, ведущих артистов молдавской драмы и кино!

Элеонора Константиновна отдала всю свою жизнь,талант, энергию на воплощение самых смелых новаторских идей в создании репертуара, достойного любого европейского театра!

Удостоенная за многолетнее творчество всех почестей и званий, соответствующих ее положению и авторитету выдающегося деятеля культуры Молдовы за все 49 лет безупречного служения искусству, она вдруг от нынешней дирекции театра получила уведомление об увольнении?!?!

Причина — возраст?!?!

Более нелепего обоснования увольнения человека такого ранга не придумать! У режиссеров такого масштаба не может быть возрастных рамок, потому что  сама профессия предполагает накопление многолетнего  опыта,профессионализма, мастерства в сочетании с исключительным  талантом!

Знакомы ли нынешнему директору имена великих театральных режиссеров- К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, Ф.Дзифирелли, Б.А.Покровского, Ю.Любимова, Й.Туманова, И.А.Молостовой, работавших в театре до последнего вздоха!!!

В чем истинная причина увольнения из театра Мастера!?.. Почему на этот вопрос не пытаются ответить те, кому это решение,так же как и мне, кажется абсурдным?

Ведь Э.К.Константинова воспитала огромную плеяду учеников, которые  сейчас должны открыто и смело защитить своего Учителя и Наставника!

Творимое самодурство и беспредел может отразиться и на судьбе каждого из них!

Поэтому молчание в такой ситуации — проявление малодушия!

Руководствуясь мудрым житейским советом великого барда Б.Окуджавы, хочу призвать всех,кому не безразлична судьба Театра:

«ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ ДРУЗЬЯ,
ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПО ОДИНОЧКЕ!»

Елена Узун: Жестокое увольнение в этом году не имеет никакого смысла. И все приказы после 8 июня надо отменять. Балет итак увольняется почти целиком. Вот и оптимизация)) все организации сокращают малое количество не центральных единиц. Только у нас жестко и бессмысленно режут по живому.

Элеонора Константинова: Спасибо, спасибо, мои дорогие,за смелость, за правду, за душевный порыв. Я долго молчала, надеялась на то, что абсурдность такого отношения ко мне вызовит волну негодования по крайней мере моих коллег. Но что-то она не возникает. Неужели потеряна вера в справедливость и страх потерять даже то немногое, что у нас есть убил в каждом достоинство, веру, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЧУВСТВО ДОСТОИНСТВА.

Людмила Кучера: Все вышесказанное чуждо дельцу и барыге, извините за грубость. К сожалению, мне хорошо известен этот сценарий, по которому разворачиваются события в театре. Цель одна: отобрать у народа НТОБ, как таковой, отобрать здание. Уж очень лакомый кусок. 

 Очень жаль тех людей в театре, которые молчат, совершенно зря они думают, что чаша сия минует их. Не минует. Если никто не остановит этого варвара.

Галина Кочарова: А вот что написал Володя Кацнельсон, наш выпускник, ныне проживающий в Германии. Мне кажется, его горячая речь должна найти отклик у всех, болеющих за наш оперный театр: https://dem-2011.livejournal.com/578257.html

Елена Узун: Эмоции и достоинства прекрасны. Но миром правят деньги. Вот с ними надо разобраться.

Людмила Кучера: Сколько стоит театру, а вернее стране, иностранный режиссер?

Как издевательство звучат слово этого горе-директора, что уволены артисты, незадействованные в спектаклях, слова человека, который не дает людям работать, который сам лично решает кому петь, кому танцевать... Факт увольнения из оперы обоих оперных режиссеров и взятого одного драматического вместо них уже говорит обо всем.

Галина Кочарова: А что, Боря Материнко или Володя Закликовский не поют успешно? Или театру не нужен завлит? Нора вообще — у нее вся семья отдала всю свою жизнь театру, а она с честью продолжила дело своих родителей, и то, как с ней поступили — это прямое оскорбление по отношению ко всей артистической среде. И почему Союз театральных деятелей молчит и не вмешивается в эту ситуацию, не поставит на место некомпетентного горе-"руководителя" — лучше всего — куда-нибудь завхозом, и то, если ему можно доверить материальную ответственность...

Елена Узун: Театру не нужна и я как музыкальный критик и пресс секретарь. Не нужны мои книги, опыт, талант. Все редактора без музобразования

Галина Кочарова: Объясни это тем, кто будет проверять театр и покажи им свои книги - у тебя же была поддержка довольно авторитетная.

Елена Узун: Сам театр должен научиться меня ценить. Сколько поддержки у Норы?.. И никакой у меня... Музыковед это личность, с которой надо считаться. Кто это делает в театре?

Я должна писать и cпасать. И при этом жить в нишете без работы? Статьи об оперном театре никогда не заработок. Это элементарно.

Eddi Shraybman: Это безобразие продолжается уже несколько лет. К сожалению, руководство театра и мин.культуры плюет на артистов, отдавших театру все свои творческие силы, весь свой талант. Нельзя лишать сцены таких корифеев, как Михаил Мунтян, Лена Герман, Сечкина, Константинова и  др... Я проработал в Майами и в опере, и в балете, и в симф.оркестре, и в  симфо-джазе, и понял, какие прекрасные певцы, музыканты в Молдове. Живя в Советской Молдавии, нам казалось, что там на Западе настоящие певцы. Мы не ценили наших. Как мы ошибались! Я обращаюсь к чиновникам: Не забывайте наших артистов. Почаще приглашайте их на сцену, не лишайте их театральных кулис, их родного дома. Главное, не в зарплате, хотя это не маловажно, а главное, — это сцена и зритель. Я вспоминаю,как жена дирижера Тимофея Гуртового рассказывала, как он не мог найти себе места, как страдал, после того как его отправили на пенсию и в результате — инсульт и смерть.Не забывайте наших артистов! Приглашайте их в театр, в концерты, на телевидение. Ведь они гордость и история Молдовы!!!!!

Раймонда Шейнфельд: Эдик, как ты прав!!!

Элеонора Константинова: Эдуард, спасибо за внимание к истории, культуре и творческим людям, которых Вы знали в дни своей молодости. Уверена, что душой Вы и сейчас молоды.

Ткач Лев: К большому сожалению те, кто совершает все эти "реформы", отнюдь не призраки, а вполне живые и упитанные Homo.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded