dem_2011

Category:

Петр Ильич Чайковский. Итальянское каприччио

После того как известная русская меценатка Надежда Филаретовна фон  Мекк стала оказывать Чайковскому регулярную и значительную материальную  помощь, композитор смог осуществить свое заветное желание — побывать за  границей, в частности в Италии. Именно там в один из своих приездов он  задумал новое оркестровое сочинение, которое мыслил как «что-нибудь  вроде испанских фантазий Глинки». Стоял декабрь 1879 года, когда он из  Парижа приехал в Рим. Вечный город поразил его сочетанием древнего  величия с живой, непосредственной народной жизнью, непринужденно  выливающейся на улицы. Наступило время традиционного римского карнавала.  Композитор с неослабевающим интересом наблюдал это ранее никогда не  виденное им зрелище — «кипучее веселье римской толпы», с криками,  хохотом, бегом лошадей по улицам, запруженным народом, пушечными  выстрелами, покрывавшими звуки веселых танцевальных мелодий. 

«Когда хорошенько вглядишься в публику, беснующуюся на Corso, то  убеждаешься, что как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, но  оно искренне и непринужденно... Оно вдыхается в здешнем воздухе,  теплом, ласкающем», — писал он на родину. Тут же началась работа над  новым сочинением, и 5 февраля 1880 года музыка вчерне была готова.  Весной композитор вернулся в Россию и поехал в Каменку — украинское  имение своей сестры Александры Ильиничны. Там, в привычной и любимой  обстановке, окруженный родными, он 12 мая закончил инструментовку  Итальянской фантазии, как первоначально было названо произведение.  «...Вчерне уже готова итальянская фантазия на народные темы, которой ...  можно предсказать хорошую будущность, — сообщает Чайковский в письме к  Н. фон Мекк. — Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые  мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на  улицах». Живо передавались в этой музыке впечатления римского карнавала,  дыхание южной природы, ее теплых ночей, непринужденного веселья,  сверкающей, горячей жизни.

Итальянское каприччио — на этом названии в конце концов остановился  Чайковский, давший ему опус 45 и посвятивший его известному  виолончелисту и композитору, в то время директору Петербургской  консерватории К. Давыдову, — впервые прозвучало в Москве, в  симфоническом концерте РМО под управлением Н. Рубинштейна 6 декабря 1880  года и вызвало восторги публики. Однако критика была более сурова.  Композитора обвиняли в грубости, аляповатости, плохом выборе тематизма. В  Петербурге первое исполнение нового сочинения Чайковского состоялось 26  декабря того же года под управлением Э. Направника, прекрасного  музыканта и друга Чайковского, с большим пиететом относящегося к его  музыке. Но петербургская критика оценила каприччио еще более  пренебрежительно: «К художественным произведениям эту вещь причислить  невозможно, но для садовых концертов — это дорогой подарок». Однако со  временем это яркое, блестящее сочинение заняло заслуженное место в  симфоническом репертуаре.

Источник

П.Чайковский. Итальянское каприччио

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Дирижер — Михаил Юровский
Московский Международный Дом Музыки, Светлановский зал
20.06.2012

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded