dem_2011

Categories:

Российская глубинка в объективе смартфона. О псковском фотографе, покорившем Европу и США

© Личный архив Дмитрия Маркова
© Личный архив Дмитрия Маркова

Дмитрий Марков знает жизнь в разных ее  проявлениях, особенно его волнуют нужды самых простых людей. С помощью  фотографии художник старается донести до всего мира, что есть люди,  которым нужна помощь

Духовой  оркестр, играющий на фоне заброшенного ДК, двое мужчин у теплотрассы,  кадры из ночлежки для бездомных в Костроме, хмурые лица пассажиров  в мурманском автобусе — вот лишь некоторые сюжеты, которые снимает  псковский фотограф Дмитрий Марков.

Некоторые про него говорят — очерняет российскую действительность  и показывает неприглядные картины провинциальной жизни. Европейцы  называют его фотографии иллюстрациями к русской классике и скупают  изображения на престижных выставках, ставя их в один ряд с творениями  Энди Уорхола.

А сам Марков называет себя волонтером — через свой аккаунт в Instagram рассказывает о нуждающихся и поддерживает сборы средств.

Дмитрий Марков© Личный архив Дмитрия Маркова
Дмитрий Марков© Личный архив Дмитрия Маркова

"Что собой представляет  волонтерство? Это помощь в меру своих способностей. Я сейчас вижу свое  волонтерство в виде фотографий и своей аудитории. В Костроме есть  друзья, которые занимаются бездомными, костромская ночлежка.  Я в Кострому часто езжу, с этими людьми близко общаюсь, я им помогаю:  фотографирую, рассказываю про них, поддерживаю сборы денег  на мероприятия. Думаю, что это и есть волонтерство", — говорит Марков.

У Instagram Маркова почти  400 тыс. подписчиков со всего мира. Благодаря фотографу они узнали, что  в костромской ночлежке живут выпускники детдомов и бывшие заключенные,  инвалиды и пенсионеры, которых мошенники лишили жилья.

Мест в приюте не хватает,  особенно зимой. Чтобы помочь учреждению, Марков разместил пост, попросив  людей поддержать сбор средств на строительство Костромского социального  центра.

Работа с детьми

Марков до серьезного  увлечения фотографией работал грузчиком, позже корреспондентом в газете,  а потом, в 2005-м, увлекся фотографией и волонтерством, по сути,  совместив два этих занятия. За эти годы вместе с сотрудниками  благотворительных фондов он объездил десятки социальных учреждений,  начиная от детских домов и заканчивая колониями.

"Тогда уже мне была  интересна социальная тема, я понял, что во всех этих кратких поездках  у меня в основном на фотографиях маленькие дети: средние, младшие  группы. А с ребятами-подростками сложно найти общий язык, когда  ты приезжаешь на неделю, поэтому я в 2007 году поехал в Бельское Устье  на месяц, чтобы как-то сойтись. Ну и сошелся так, что на пять лет  остался. Там был летний лагерь, туда на лето привозили волонтеров,  которые работали с детьми наравне с воспитателями по восемь часов  в день. То есть тебя ставят на группу, и ты помогаешь организовывать  досуг", — вспоминает фотограф.

Печоры© Личный архив Дмитрия Маркова
Печоры© Личный архив Дмитрия Маркова

Бельское Устье — это  поселок под Псковом, где располагается детский дом-интернат для  умственно отсталых детей. Марков работал там волонтером, помощником  воспитателя и одновременно снимал на фото жизнь ребят, рассказывая о ней  в блоге.

"В блоге я писал про нашу  жизнь достаточно подробно. Я понимал, что несу ответственность за этих  ребят, хотя они почти взрослые, 16−17 лет. Были, конечно, сложности,  но при этом у нас прекрасные отношения, мы до сих пор со всеми ребятами  общаемся", — вспоминает Марков.

Сейчас, спустя годы, Дмитрий говорит, что вернуться к этой работе не хотел бы.

"С одной стороны, подустал.  С другой стороны, это тогда было возможно в том формате. В 2007 году я  мог с воспитанниками пойти в лес или на речку на полдня, или в деревню  работать. Сейчас несколько уголовных дел можно завести по этому  факту и на директора, и на меня, сейчас без медкнижки я не зайду даже.  Но те пять лет совершенно прекрасные были, я нисколько не жалею", —  делится воспоминаниями фотограф.

Шедевры с помощью телефона

Марков официально нигде  не работает, у него нет стабильной зарплаты, а профессиональная оптика  уже четыре года пылится дома. Вместо фотоаппарата в руках обычный  телефон, с помощью которого художник и делает свои снимки.

"У меня есть агент  в Париже, он занимается продажей, иногда какие-то деньги  приносит продажа отпечатков фотографий, но это не системная вещь. Сейчас  что-то в Нью-Йорке, не знаю, продалось или нет. Недавно для "Таких дел"  ездил снимать Печоры. У меня мама с папой до сих пор не могут понять,  что я делаю последние 15 лет", — улыбается Дмитрий.

Биробиджан© Личный архив Дмитрия Маркова
Биробиджан© Личный архив Дмитрия Маркова

"Секрет успеха любой фотографии, — добавляет он, — не в дорогой технике, а в гармонии между содержанием и формой".

"Эти два основных элемента  доступны тебе с телефона. Очень часто фотографы слишком надеются на  технику, забывая о том, что форма, композиция доступны с чего угодно,  необязательно иметь объектив. Мой учитель говорил, что есть еще третий  компонент, который совершенно никак фотограф не может спрогнозировать:  это ангел пролетел, и у тебя сложилось. Момент удачи, который  ты не можешь никак предугадать, ты только можешь быть к нему готовым или  его упустить", — уверен Марков.

О псковских шедеврах, снятых на телефон, заговорили в 2015 году: американское фотоагентство Getty Images выдало Маркову грант.

"На поддержку аккаунтов,  которые представляют сообщества и социальные институты, недостаточно  освещаемые в СМИ, — так назывался этот грант. Поскольку у меня это  совпало еще с моими волонтерскими историями, я тогда получил грант. Если  так посудить, любая жизнь провинциального города — это уже какое-то  сообщество, которое недостаточно представлено", — отмечает фотограф.

Признание псковский  фотограф получил и от более опытных коллег. В их числе — художник  Дмитрий Врубель, который создал чуть ли не самое известное граффити  на планете, изобразив на Берлинской стене поцелуй генсека КПСС Леонида  Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера.

Санкт-Петербург© Личный архив Дмитрия Маркова
Санкт-Петербург© Личный архив Дмитрия Маркова

"Врубель уже несколько лет  живет в Берлине и там работает. Он в последнее время перешел  от офлайновых выставок в VR (виртуальную, дополненную реальность — прим.  ТАСС), когда ты надеваешь шлем и смотришь. И он сейчас сделал  виртуальный музей, где есть какой-то отдел имени меня. Этот музей  работает круглые сутки и из любой точки планеты", — отметил Марков.

Вместе с Энди Уорхолом

Картины провинциальной  жизни, созданные псковским фотографом, уже оценили коллекционеры из США  и Европы. Его работы регулярно выставляются в одной из парижских  галерей, а также в США. На очереди — премьера в Италии. Осенью прошлого  года Маркова пригласили во Францию на Paris Photo — самую престижную  выставку мира.

Псков© Личный архив Дмитрия Маркова
Псков© Личный архив Дмитрия Маркова

"Это Sotheby's в мире  фотографии. Рядом с разделом, где были мои картинки, продавали Энди  Уорхола (американский художник и кинорежиссер, культовая персона  в истории поп-арт движения — прим. ТАСС) по €20 тыс.  Там  меня представили коллекционеру из Штатов, который тратит ежегодно сотни  тысяч долларов на покупку фотографий", — рассказывает Марков, улыбаясь.

Участие в выставках для  него — это лишь возможность продать свои работы. Общаться со своей  аудиторией предпочитает там же, где и размещает фото, — на страницах  соцсетей.

"Есть возможность создать  аудиторию, сидя дома, не используя для этого посредников. Зачем мне  выставка, если у меня есть выход на 300 тыс. человек? Выставки и галереи  имеют конкретную цель — продажу отпечатков", — поясняет Марков.  

И тут же признается — после парижской выставки впервые начал читать русскую классику.

"Я начал читать  Достоевского и Чехова, потому что столько раз, сколько я там слышал эти  фамилии, я не слышал их нигде. Там многие мне говорили, что картинки  из моего Instagram у них вызывают впечатление иллюстраций к русской  классике. Вот я ее и изучаю", — добавляет Марков.

В фокусе — люди

Сейчас Марков сотрудничает  с известными российскими блогерами и активно путешествует по стране,  пополняя коллекцию новыми зарисовками из жизни простых людей.

Остров-Залит© Личный архив Дмитрия Маркова
Остров-Залит© Личный архив Дмитрия Маркова

Каждая фотография Маркова —  это не просто карточка с изображением жизни в русской глубинке.  В каждом снимке — свой уникальный сюжет.

"Недавно был на одной  встрече, там был фотограф-американец, который сделал больше всего  обложек для The Times или National Geographic. Я смотрю эти обложки —  Марокко, Лас-Вегас, Европа, такое мельтешение, и вот какой смысл? Они  меняются каждую неделю. А, например, Игорь Мухин снимает Москву 30−40  лет, потратил свою жизнь. Через 50 лет про обложки никто не вспомнит,  а посмотреть, как выглядела Москва в разные годы — от советских времен  до совеременности, — я считаю, это достойно и интересно", — делится  мнением фотограф.  

Тем, кто считает, что  Марков очерняет российскую действительность, он отвечает, что  сосредоточивается на малоприглядных подробностях, потому что очень  хорошо знает и чувствует нужды не слишком благополучных людей.

"Мне так страшно  на Манхэттене было, как не было ни в одной подворотне. Я не понимаю, что  эти люди от меня хотят, что с ними делать, как общаться. А на Лепешах  (окраинный микрорайон Пскова — прим. ТАСС) я прекрасно понимаю, что  от кого ждать и как с кем общаться. Мне близки эти люди, и я чувствую  себя органично во всем этом", — поясняет собеседник.

Постоянно сталкиваясь  с десятками сложных, а порой и трагичных человеческих судеб и видя  несовершенство жизни в провинции, Марков остается убежденным патриотом  России и не намерен ее покидать ни при каких условиях.

Моршанск© Личный архив Дмитрия Маркова
Моршанск© Личный архив Дмитрия Маркова

"Я просто не смогу изменить  образ жизни. Я искренне люблю все происходящее. К тому же  лучше заниматься тем, чем нравится, а потом, если получится, заняться  преподаванием, потому что сейчас с интернетом можно жить в Пскове  прекрасно и работать. Лучше сейчас вложиться в творческий процесс, чем  искать, куда пристроить трудовую книжку", — добавляет псковский  фотограф.​

Алексей Семенов

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded