dem_2011

Categories:

Последний день. Фаина Раневская

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман)  появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое  братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была  домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным  фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Актриса Фаина Раневская
Актриса Фаина Раневская

Фаина  не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость  из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со  сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской  гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех  пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень  приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала  иностранные языки и запоем читала.

Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой
Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После  десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное  впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте  спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина  экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в  театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается  учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у  Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие  годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В  Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в  столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой  блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой  Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно  счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными  личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодости
Фаина Раневская в молодости

К  сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей  пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не  дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы  девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре  Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и  Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда  сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое  место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи,  Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театре
Фаина Раневская в театре

Весна  1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство  Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в  столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству.  Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман»,  где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало  множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли.  Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле  «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна  служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный  Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате». 

Фаина Раневская в молодости
Фаина Раневская в молодости

Через  четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где  останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована  во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса  Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х  Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание  сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил  таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не  совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле  «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой  лад. 

Фаина Раневская в спектакле "Шторм"
Фаина Раневская в спектакле "Шторм"

При  этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в  планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и  стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и  афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее,  на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла  свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис  Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле  «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в  театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её  театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые  телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в  драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с  этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан,  чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

Фаина Раневская в фильме "Пышка"
Фаина Раневская в фильме "Пышка"

Фаина Раневская в фильме "Пышка"

В  общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково  уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и  узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в  кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в  кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё  же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в  кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах,  которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях  супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала  женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного  Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где  Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не  нервируй меня».

Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"
Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

В  годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до  1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили  сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с  известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А  в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в  которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова  и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна  вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

Фаина Раневская в фильме "Золушка"
Фаина Раневская в фильме "Золушка"

В  том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой.  Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил  великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается  лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала  Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в  кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора  цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина  Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же,  режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"
Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская 19 июля 1984 года в столице от  инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую  «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской  актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество  высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые  выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём  доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила  она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат  слова: 

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что  касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь  присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы  подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из  театра заглянула в банк. 

Фаина Раневская была острой на словцо
Фаина Раневская была острой на словцо

Фаина Раневская была острой на словцо

Изредка  мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина  Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей,  то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась,  и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль,  зато как красиво они улетают!— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул  спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось  выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть  с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова: 

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть  люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда  ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала: 

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем.  Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы,  полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров  своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда  девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И  попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.

Фаина Раневская в последние годы
Фаина Раневская в последние годы

Не  чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых  годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество  после смерти своего мужа с родным человеком. Эту историю описал Александр Каневский в рассказе «Сестра из Парижа», который позже вошел в книгу «Человек с того смеха».

«Сестра Фаины Раневской Изабелла Фельдман жила в Париже. После  смерти мужа ее материальное положение ухудшилось, и она решила переехать  к знаменитой сестре в Москву.

Обрадованная, что в ее жизни появится первый родной человек,  Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры  вернуться в СССР.

Счастливая, она встретила ее, обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.

— Это мой дом, — с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.

Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить ее знаменитая сестра. Только поинтересовалась:

— У тебя здесь апартаменты или целый этаж?

Когда Раневская завела ее в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивленно спросила:

— Фаиночка, почему ты живешь в мастерской, а не на вилле?

Находчивая Фаина Георгиевна объяснила:

— Моя вилла ремонтируется.

Но парижскую гостью это не успокоило.

— Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?

— Целых двадцать семь, — гордо сообщила Раневская.

— Но это же тесно! — запричитала Изабелла. — Это же нищета!

— Это не нищета! — разозлилась Раневская, — У нас это считается  хорошо. Этот дом — элитный. В нем живут самые известные люди: артисты,  режиссеры, писатели. Здесь живет сама Уланова!

Фамилия знаменитой Улановой подействовала: вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке.

Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется  элитным: внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики  выгружали товар, перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам  "побудку".

А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались  сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая  просмотренный фильм.

— Я живу над "хлебом и зрелищами", — пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру это не действовало.

— За что тебя приговорили жить в такой камере? Ты, наверное, в чем-то провинилась.

В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла  натянула фильдеперсовые чулки, надела шелковое пальто, перчатки, шляпку,  побрызгала себя «Шанелью», и сообщила сестре:

— Фаиночка, — я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.

— Не надо! — в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили  процветающий дефицит и вечные очереди. Она понимала, как это подействует  на неподготовленную жительницу Парижа.

— Не надо! — я сама куплю.

— Фаиночка, бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, — с  гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как  панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.

— Я пойду с тобой!

— Один фунт мяса выбирать вдвоем — это нонсенс! — заявила сестра и  вышла из квартиры. Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от  шока советской действительности:

— Но ты же не знаешь, где наши магазины!

Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:

— Ты думаешь я не смогу найти мясную лавку?

И скрылась в лифте.

Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым советским социализмом.

Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным: буквально  через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик,  вывеска над которым обещала "Мясные изделия".

Она заглянула вовнутрь: у прилавка толпилась и гудела очередь,  потный мясник бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы, именуя их  мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней крашеных волос на  голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

— Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?

Покупатели поняли, что это цирк, причем, бесплатный, и, как в  стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный мясник не донес до весов  очередную порцию "мясных изделий". А бывшая парижанка продолжала:

— Как вы спите, месье? Если вас мучает бессонница, попробуйте  перед сном принять две столовых ложки коньячка, желательно "Хеннесси"...  А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?

Нельзя наказывать детей — можно потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?

— Да, — наконец выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.

— Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.

Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник на всякий случай смахнул с лица пот.

— Месье, — перешла к делу Изабелла Георгиевна, — мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?

— Да, — кивнул мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было,  очевидно, он ловил теленка, поймал его, зарезал и приготовил бон-филе.  Вернулся уже со взвешенной и завернутой в бумагу порцией мяса.

— Спасибо, — поблагодарила Изабелла. И добавила: — Я буду  приходить к вам по вторникам и пятницам, в четыре часа дня. Вас это  устраивает?

— Да, — в третий раз кивнул мясник.

Расплачиваясь в кассе, Изабелла Геогиевна порадовала толстую  кассиршу, указав на ее обесцвеченные перекисью волосы, закрученные на  голове в тяжелую башню:

— У вас очень модный цвет волос, мадам, в Париже все женщины тоже  красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри  лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше приветливое  лицо.

Польщенная кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.

Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина  Георгиевна ахнула: такого свежего мяса она давно не видела, очевидно,  мясник отрезал его из своих личных запасов.

— Бон-филе надо уметь выбирать! — гордо заявила Изабелла.

С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала "Мясные  изделия". В эти дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу,  закрывал магазин, вешал на дверь табличку "Переучет", ставил рядом с  прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине,  усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о  парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях...

А он, подперев голову ладонью, всё слушал ее, слушал, слушал... И  на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка...»

Но вскоре сестра заболела и  умерла.

Фаина Раневская с сестрой Изабеллой в молодости
Фаина Раневская с сестрой Изабеллой в молодости
Фаина Георгиевна с сестрой Изабеллой
Фаина Георгиевна с сестрой Изабеллой
Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской
Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина  Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом,  скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После  смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше — тишина…
  • Комедия давно минувших дней

    Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded