Встреча Иоганна Себастьяна Баха с Фридрихом Великим
— Господа ...
Сейчас мне сообщили, что приехал старый Бах из Лейпцига. Он может войти...
— Ваша Светлость.
— Избавьтее меня от излишних формальностей и проходите сюда. Подойдите ближе.
— Пожалуйста, простите меня, Ваше Величество, за мою бедную одежду. Какое-то время я не был вознагражден....
— Время для чего? Я хотел бы познакомиться с великим человеком. Не с его черным пальто. Вы приехали прямо из Лейпцига?
— Через Галле, Ваше Величество. Это довольно большое расстояние
— Что ж. Я стремлюсь узнать ваше искусство. Вы видели мое фортепиано? Зильберманн фортепиано. Оно может играть громко и тихо, в зависимости от того, как вы справляетесь с этим. Это ново для вас? В Лейпциге такие инструменты неизвестны?
— Когда господин Зильберманн ...
— У меня 15 штук такого рода, вы попробуете их все. Говорят, что вы владеет искусством контрапункта, как никто другой, и можете импровизировать двух-трех- и четырехголосные каноны и фуги, как вам нравится?
— Можно научиться этому, Ваше Величество.
— «Можно научиться этому». У вас есть чувство юмора! Дайте мне пример!
— Можно ли мне, Ваше Величество тему? Только если угодно Вашему Величеству.
— Тему? Тему?...
— Это очень хорошая тема, Ваше Величество!
— Тогда сделайте что-нибудь из этого! И можете ли вы также сочинить на эту тему шестиголосную фугу?
— Это непростая задача, Ваше Величество. Это не зависит от характера темы. Это требует некоторых приготовлений.
— Ладно, на сегодня хватит. Приготовлен обед Но вы должны прийти завтра! У меня в Потсдаме очень хорошие органы, вы тоже должны все это попробовать. И покажете мне еще несколько импровизаций! Тогда завтра в два часа!
Господа ...
— Большое спасибо.
Фридрих II проявил себя как покровитель наук и искусств. Он учредил в 1742 году Королевскую оперу.
При дворе короля жили и работали крупные композиторы своего времени, среди которых и второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах, Карл Филипп Эмануэль (1714-1788).
Кроме того, король был сам одарён музыкально, играл на флейте и сочинял музыку (ок. 100 сонат, 4 симфонии и концерты для флейты сочинения Фридриха II до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте).
В 1747 году Фридрих II пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха, где предложил Баху музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям — до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.