dem_2011

Categories:

Даниил Хармс: «Я всё больше и больше влюбляюсь в А. И.»

Даниил Хармс и Алиса Порет. Фото с сайта www.d-harms.ru
Даниил Хармс и Алиса Порет. Фото с сайта www.d-harms.ru

У Алисы Порет были отличные учителя: в Академии художеств она училась у К. Петрова-Водкина и в мастерской П. Филонова.  Вместе с возглавляемым им «коллективом мастеров аналитического  искусства» иллюстрировала «Калевалу» (издательство Academia, 1933 год).

В 1940 году карело-финское книжное издательство пригласило ее для работы над «Калевалой»  для детей и юношества. Издана книга в Петрозаводске в 1940 году. Спустя  много лет Алиса Ивановна пожелала, чтобы ее рисунки к этой книге —  заставки и концовки к рунам — принадлежали Музею изобразительных  искусств Карелии. Так состоялось знакомство, переросшее потом в дружбу,  между художником и музеем.

Мне  посчастливилось бывать в ее московской квартире на Огарева, 13, видеть  ее работы, слышать удивительные рассказы, чаще веселые, о людях, которые  оставили яркий и незабываемый след  в душе и творчестве Алисы Ивановны.  Среди них были Д. Шостакович, М. Юдина, П. Лисициан, З. Долуханова, А.  Осмеркин и многие другие. Но особое место в жизни Алисы Порет занимал  Даниил Хармс, годы дружбы с которым она торжественно называла «эпохой Хармса» в своей жизни.

Они познакомились  в двадцатых годах прошлого века в Ленинграде,  когда работали оба в журналах «Ёж» и «Чиж». Тогда Алису Ивановну  окружала компания умных, талантливых и веселых людей. Жили творчески  активно и весело — вместе ходили на концерты, на выставки, читали стихи,  влюблялись или… играли в любовь.

В  дневниковых записях Даниила Хармса периода 1932 — 1933 годов,  опубликованных в журнале «Новый мир», часто встречается имя Алисы Порет.  «Мне с вами очень приятно дружить. Вы не так глупы, чтобы не понимать  меня, но и не так умны, чтобы я чувствовал себя дураком», — писал Хармс.

Они  много общались, гуляли по Ленинграду и его окрестностям. «Занял 5  рублей, чтобы поехать с Алисой Ивановной в Царское…» — и далее с явным  неудовольствием Хармс сообщает, что застал у нее художника Павла  Кондратьева, который уже шесть лет влюблен в Алису Ивановну, а с ее  стороны не видит ничего «хорошего».

В  фондах нашего музея в составе коллекции графических и живописных работ  Павла Кондратьева есть рисунок, сделанный с натуры, на котором  изображена Алиса Порет, читающая книгу. 

Но  вернемся к 1930-м годам к дневнику Даниила Хармса и его мыслям об Алисе  Порет: «Я все больше и больше влюбляюсь в А. И., и 1 февраля сказал ей  об этом». Похоже, что признание Даниила Ивановича не произвело на нее  особого впечатления, потому что далее Хармс пишет: «Мы назвали это  дружбой и продолжали встречаться».

Дружеский роман  не прекратился и после того, как Алиса Порет вышла замуж за художника  Петра Снопкова, их общего знакомого. Хармс подарил на свадьбу старинный  самурайский меч, что было плохой приметой: острое дарить нельзя. Примета  сбылась, брак оказался недолгим, вскоре Порет и Снопков расстались.

Дружба Порет с Хармсом продолжалась до самого его ареста  в августе 1941 года. Арестовали и Петра Снопкова. Даниил Иванович  Хармс, как теперь известно, умер в тюремной больнице 2 февраля 1942  года.

Алиса  Порет пережила своего друга на 42 года. Она скончалась в Москве на 83-м  году жизни, оставив удивительно интересные, с юмором написанные воспоминания о Д. Хармсе, опубликованные в сборнике «Панорама искусств» (№3, 1980 год).

Образ  Даниила Хармса нашел отражение и в творчестве Алисы Порет: портрет  поэта с трубкой во рту она писала уже по воспоминаниям. Портрет стал  одной из работ цикла «Трагические таланты России».

Алиса Порет. Даниил Хармс. 1970-е
Алиса Порет. Даниил Хармс. 1970-е

При жизни Алисы Ивановны все эти и другие ее холсты хранились в московской квартире за большим старинным шкафом из карельской березы.  Когда к ней приходили гости — мне посчастливилось однажды быть в их  числе, шкаф отодвигали, и оттуда как из рога изобилия выплывали  необычные по стилистике и снайперски точные по характеристике портреты. 

Был среди них и автопортрет Алисы Порет  1958 года «Художник и его модели», который принадлежит сейчас вместе с  восемью другими ее живописными работами Музею изобразительных искусств  Карелии. Это автопортрет-воспоминание о Ленинграде, о годах ее  молодости, о близких друзьях, уже ушедших из ее жизни. Их голубые  тени-лица окружают профиль Алисы Ивановны в центре холста. Среди них,  конечно же, есть и Даниил Хармс: он изображен в двух ликах — веселом и  трагическом.

Художник и его модели. Автопортрет. 1958 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Художник и его модели. Автопортрет. 1958 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Автор: Серафима Полякова, искусствовед (Петрозаводск) 

https://gazeta-licey.ru/culture/3987-daniil-xarms-ya-vsyo-bolshe-i-bolshe-vlyublyayus-v-a-i

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded