dem_2011

Category:

Ludwig van Beethoven - Piano Concerto No. 4 in G major, Op. 58 - Hélène Grimaud

The composer in 1815, portrayed by W. J. Mähler
The composer in 1815, portrayed by W. J. Mähler

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор.

Концерт иногда называют «жаворонковым» из-за первой части: впервые в истории музыки фортепианный концерт начинает солист, к которому сразу же подключается оркестр, пробуждаемый, рассеивающий тьму своим светом, озаряя путь.

Первое исполнение концерта прошло в закрытом зале дома Франца Йозефа фон Лобковица в 1807 году. Первое публичное исполнение состоялось в Вене 22 декабря 1808 года в Театре ан дер Вин. Солистом того концерта был сам Бетховен.  Это было последнее выступление Бетховена в качестве пианиста. Также в  тот день были впервые исполнены Пятая и Шестая симфонии Бетховена, а  также его Хоральная фантазия. После премьеры концерт ни разу не  исполнялся при жизни автора.

Концерт был блестяще исполнен Мендельсоном в Лейпциге в 1836 году. Присутствовавший на его исполнении Шуман был так сильно впечатлён сочинением и талантом исполнителя, что, по его словам, «сидел на месте затаив дыхание и боясь пошевелиться». 

Оригинальной рукописи не сохранилось. 

Считается, что драматическую вторую часть концерта Andante con moto Бетховен написал под впечатлением от некой картины, на которой изображён Орфей, просящий о снисхождении к Эвридике у подземных владык. 


Hélène Grimaud (Элен Гримо) род. 7 ноября 1969, Экс-ан-Прованс — французско-американская пианистка. Из семьи корсиканских евреев по матери и берберских евреев по отцу.

Училась в Марсельской консерватории у Пьера Барбизе и (с 1982 г.) в Парижской консерватории у Жака Рувье. В 1985 г. была удостоена премии Grand Prix du Disque за запись Сонаты № 2 Сергея Рахманинова. Одновременно с окончанием консерватории получила диплом по этологии со специализацией по поведению животных в естественной среде обитания. С 1991 г. жила в США, сперва в Таллахасси, а затем в штате Нью-Йорк, где вместе со своим тогдашним бойфрендом фотографом Генри Фэйром основала Центр сохранения волков (англ. Wolf Conservation Center) — небольшой заповедник, в котором жили 17 волков и проводились просветительские мероприятия, направленные, как объясняла Гримо, на демифологизацию образа волка как врага человека. С 2007 г. живёт в Швейцарии. 

Среди основных записей Гримо — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса (1997, с Берлинской государственной капеллой под управлением Курта Зандерлинга), Концерты Бетховена — № 4 (1999, с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Курта Мазура) и №5 (2007, с Дрезденской государственной капеллой под управлением Владимира Юровского), — эта последняя запись заставила одного из американских рецензентов назвать Гримо «художником невероятной проницательности»; критика выделяла также её исполнение сочинения Арво Пярта «Credo», давшего название одноимённому диску (включавшему также произведения Бетховена и Джона Корильяно).

В 2003 г. выпустила сборник автобиографических и публицистических заметок «Дикие вариации» (фр. Variations Sauvages, английское издание под названием «Дикие гармонии: Жизнь с музыкой и волками», англ. Wild Harmonies: A Life of Music and Wolves). 

В 2000 г. удостоена премии «Виктуар де ля мюзик» как лучший инструменталист года, а в 2004 г. получила эту же премию в номинации «Victoire d’honneur» (За заслуги перед музыкой). 


Christoph Eschenbach (Кристоф Эшенбах), род. 20 февраля 1940, Бреслау) — немецкий пианист и дирижёр. 

Осиротел во время Второй мировой войны.

Учился в Гамбургской Высшей школе музыки у Элизы Хансен. В 1964 году записал первый диск (с произведениями Моцарта), в 1965 году стал первым лауреатом Международного конкурса пианистов имени Клары Хаскил (конкурс проводился во второй раз, но на первом конкурсе первая премия не была присуждена). После этого широко гастролировал по Европе и США.

В 1970-е годы Эшенбах постепенно переключился с исполнительства на дирижирование. Он брал уроки у Джорджа Селла с 1967 года (не говоря о постоянном творческом общении с Гербертом фон Караяном), дебютировал как дирижёр в 1972 году третьей симфонией Брукнера и в 1979 занял первый официальный пост — место главного дирижёра Филармонического оркестра земли Рейнланд-Пфальц (до 1981).

В дальнейшем Эшенбах возглавлял цюрихский оркестр Тонхалле (1982—1985), Хьюстонский симфонический оркестр (1988—1999), Оркестр северогерманского радио (1998—2004) и Филадельфийский оркестр (2003—2007) — этот последний период ознаменовался затяжным конфликтом с музыкантами и музыкальной критикой. В 2000—2010 годах Эшенбах руководил Оркестром Парижа.

Среди многочисленных записей в качестве дирижёра — произведения Антона Брукнера, Густава Малера (все симфонии), Альфреда Шнитке (все скрипичные концерты с Гидоном Кремером).

Как пианист Эшенбах особенно известен своими интерпретациями музыки Моцарта и Шуберта, а также выступлениями в дуэте с Цимоном Барто. 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Orchestre de Paris
Hélène Grimaud, pian
Christoph Eschenbach, conductor 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded