dem_2011

Categories:

Письма Ремарка к Марлен Дитрих: «Мы до боли заждались друг друга»

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: liveinternet.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: liveinternet.ru

Их  роман был непродолжительным, но ярким, они оба не были ни первыми, ни  последними, ни единственными друг у друга. Писатель мучился из-за  непостоянства и холодности актрисы, но не переставал ею восхищаться. Марлен Дитрих вдохновила Ремарка  на написание «Триумфальной арки» и стала прототипом главной героини  романа. Эта любовь воплотилась и в другом романе – в письмах. Будущая  жена писателя Полетт Годдар уничтожила письма актрисы, но письма Ремарка  сохранились. Недавно они были опубликованы и признаны «самым  восхитительным любовным романом ХХ столетия».

Актриса и писатель | Фото: irl.by
Актриса и писатель | Фото: irl.by
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: subscribe.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: subscribe.ru

В  предисловии к изданию писем Ремарка к Дитрих В. Фульд пишет: «В итоге  перед нами последняя великая история любви в XX веке, грандиозная  иллюзия, полная лжи и самообмана, но освещенная изнутри бенгальским  огнем образов Ремарка, который никогда не был писателем в большей мере,  нежели чем в этих интимных письмах к своей холодной возлюбленной.  Возникнув из глубины экзистенциального одиночества, эти письма были  адресованы женщине, существовавшей исключительно в страстных желаниях  Ремарка».

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: radikal.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: radikal.ru

Эти  письма действительно можно считать литературным шедевром: «Милая! Ангел  западного окна! Мечта светлая! Я никогда больше не буду ругаться, когда  ты убежишь от больного ишиасом старика. Золотая моя, с узенькими  висками и глазами цвета морской волны, вдобавок я обещаю тебе никогда не  ругаться из-за проклятого шелкового одеяла, за которое цепляются пальцы  ног… Малышка с катка! Добытчица денег! Тепло ли ты одеваешься, выходя  из дома? Опекает ли кто-нибудь тебя? Не снимай никогда своих теплых  варежек, а не то отморозишь пальцы! Продувай время от времени варежки  своим дыханием! Мы еще сходим с тобой в самую большую кондитерскую, и я  закажу тебе какао со взбитыми сливками и огромное блюдо с яблочным  пирогом. Тем самым, где поверху такой мудреный крест. И голову мавра. А  взбитых сливок закажем, сколько пожелаешь» (Порто-Ронко, 25.11 –  07.12.1937).

Актриса и писатель | Фото: dailyculture.ru
Актриса и писатель | Фото: dailyculture.ru
Марлен Дитрих | Фото: subscribe.ru
Марлен Дитрих | Фото: subscribe.ru

«Этот  город восстает против меня, швыряет меня туда-сюда, улицы болтают о  тебе, и дома, и «Колизей», и «Максим» – сам я нигде не был, но они  приходили ко мне, в мою комнату, они стоят передо мной и спрашивают,  спрашивают… Такого никогда не было. Я погиб. Меня погубила черная  мерцающая подземная река, погубил звук скрипки над крышами домов,  погубил серебристый воздух декабря, погубила тоска серого неба, ах, я  погиб из-за тебя, сладчайшее сердце, мечта несравненной голубизны,  свечение растекающегося над всеми лесами и долами чувства… Сердце сердца  моего, так не было никогда. Беспокойное счастье, сплетение лиан, крики  из жарких, лихорадочных ночей… Разве я когда-то испытывал это:  нежность?» (Париж, после 07.12.1937).

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих | Фото: radikal.ru
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих | Фото: radikal.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: cityspb.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк | Фото: cityspb.ru

«Милая,  дарованная Богом, – когда целыми днями лежишь в постели, когда все  давно перечитано, являются толпы воспоминаний и уставляются на тебя. Я  думаю, нас подарили друг другу, и в самое подходящее время. Мы до боли  заждались друг друга. У нас было слишком много прошлого и совершенно  никакого будущего. Да мы и не хотели его. Надеялись на него, наверное,  иногда, может быть – ночами, когда жизнь истаивает росой и уносит тебя  по ту сторону реальности, к непознанным морям забытых сновидений»  (Париж, 23.12.1937).

Актриса и писатель | Фото: em-remarque.ru
Актриса и писатель | Фото: em-remarque.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк, 1939 | Фото: radikal.ru и subscribe.ru
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк, 1939 | Фото: radikal.ru и subscribe.ru

«Я  хочу быть с тобой рядом, и больше мне ничего не надо. Ты должна знать,  что я есть. И не должна ничего бояться. Ты должна чувствовать, что я  всегда буду с тобой и что в твоей жизни никогда больше не будет  одиночества. Я не больно-то умею утешать; тут я неловок в обращении со  словами. Но я способен на нечто другое, на что прежде не был способен: я  способен на любовь, – и в то мгновение, когда я сейчас написал это, мне  стало ужасно стыдно, потому что это прозвучало очень высокопарно, а  этого не должно быть. Но я оставлю все, как есть, потому что это  благодаря тебе я стал способен на это» (Порто-Ронко, 22.12.1938).

Марлен Дитрих | Фото: irl.by
Марлен Дитрих | Фото: irl.by
Актриса и писатель | Фото: irl.by
Актриса и писатель | Фото: irl.by

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220616/30130/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded