dem_2011

Categories:

К Элизе

Портрет Людвига ван Бетховена. Christian Horneman, 1809.
Портрет Людвига ван Бетховена. Christian Horneman, 1809.

«К Элизе» (нем. Für Elise) — знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена.

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля. Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

Первый набросок основной мелодии WoO 59 (Für Elise), 1808, отрывок из Муз. мс. автограф. Бетховен Ландсберг 10
Первый набросок основной мелодии WoO 59 (Für Elise), 1808, отрывок из Муз. мс. автограф. Бетховен Ландсберг 10

В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.

Начало «К Элизе» в первом издании c комментариями Людвига Ноля, 1867
Начало «К Элизе» в первом издании c комментариями Людвига Ноля, 1867

В октябре 2009 года исследователь творчества Бетховена, испанский пианист Лука Кьянторе в своем докладе в Барселонском университете заявил, что имеет основания предполагать: Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в форме версии, опубликованной Людвигом Нолем. Согласно проведённым им восьмилетним исследованиям, тема произведения и практически весь материал, содержащийся в пьесе, несомненно, принадлежат Бетховену, что доказано тщательной проверкой черновиков рукописи BH 116, хранящейся в доме-музее Бетховена в Бонне, но самой рукописи с автографом, давшим имя произведению, никогда не существовало.

Существует версия, что пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне.

Елизавета Алексеевна / Виже-Лебрён, Мари Элизабет Луиза - Troyat, Henri, Alexander of Russia, E.P Dutton, Inc, ISBN 0-525-24144-2
Елизавета Алексеевна / Виже-Лебрён, Мари Элизабет Луиза - Troyat, Henri, Alexander of Russia, E.P Dutton, Inc, ISBN 0-525-24144-2

В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792—1851), виртуозно исполнявшей его произведения. 

Тереза Малфатти
Тереза Малфатти

Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у неё. К Бабетте Бредль, владевшей и другими документами из архива Бетховена, она могла попасть через композитора Рудольфа Шахнера (1816—1896), друга семьи Малфатти, унаследовавшего все музыкальные архивы Терезы.

Элизабет Рёкель
Элизабет Рёкель

По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания «Бетховен глазами своих современников», пьеса «К Элизе» была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным. 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Beethoven : Für Elise Alice Sara Ott Radio France

Записано 27 января 2018 года в Аудитории Дома радио (Париж).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded