dem_2011

Category:

«Страсти» по Баху

Евгения КРИВИЦКАЯ 

В издательстве «Rosebud» вышла книга выдающегося английского  дирижера Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде. Портрет  Иоганна Себастьяна Баха». Проект реализован при поддержке Отдела  культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в рамках Года  музыки Великобритании и России.

Огромный, 900-страничный том адресован тем, кто готов пуститься в  необычное интеллектуальное путешествие. Роль гида по эпохам и  историко-культурным закоулкам взял на себя человек, посвятивший жизнь  реконструкции партитур старых мастеров. Джон Элиот Гардинер записал все  вокальные сочинения Монтеверди, все кантаты и мотеты Баха, основал  коллективы «Монтеверди-хор» и «Английские барочные солисты». Огромный  жизненный и творческий опыт он вложил в книгу, где Бах является поводом  для погружения в немецкую культуру от Реформации до барокко. По ходу  Гардинер излагает и факты своей жизни — как пришел в музыку, к  дирижированию, к Баху, чей портрет в детстве украшал стены отчего дома.  «Я вырос под пристальным взглядом старого кантора», — признается автор.

Для издания одновременно характерны доступность и сложность,  апелляция к любителям и знатокам, и пусть каждый «считает» ту  информацию, которая ему интересна. «Цель этой книги — «встретить  человека в его творчестве», — метафорично поясняет Гардинер. — Поэтому у  нее иная задача, чем у традиционных биографий: дать читателю живо  почувствовать, чем был для Баха акт музыкального творчества, помочь  пережить тот же опыт, те же ощущения». И еще: «Голос Баха может быть  порой услышан в его музыке и, что особенно важно, в тех отпечатках его  собственной исполнительской практики, которые она в себе хранит. Его  интонации выдают человека, живущего в гармонии с цикличностью природы и  сменой времен года, чувствительного к жестоким реалиям жизни, но  ободренного надеждой на лучшее посмертное бытие, в обществе ангелов и  присоединившихся к ангельским хорам музыкантов...»

В издании 14 глав, и, думается, это не случайно: ведь Бах чтил  числовую символику и любил соотнести ее с музыкальной. 14 —числовое  выражение его фамилии (если сложить порядковые номера букв по алфавиту).  Первые главы посвящены интереснейшим сюжетам — истории Германии,  трагедии Тридцатилетней войны, рассказу о распространении лютеранства, в  частности в Тюрингии, малой родине классика. Эффектно написана глава  «Клуб восемьдесят пятого года» — о современниках героя книги: 1685-й  подарил миру не только Баха, но и Генделя, и Доменико Скарлатти. А чуть  ранее появились на свет Телеман, Маттезон и Рамо. Автор дает краткие  портреты этих композиторов, чтобы показать, как перед людьми одного  поколения открывались совершенно разные дороги. По ходу повествования  затрагивается тема оперного театра и вводится еще один персонаж —  обожаемый Гардинером Монтеверди, создатель первых оперных шедевров в  Италии.

Мысль автора движется по спирали, с каждым витком захватывая огромное  количество фактов, историй, персоналий. Прошлое актуализируется,  оживает, и перед читателем открывается увлекательный мир. Во второй  половине тома Гардинер акцентирует внимание на крупных вокальных  жанрах — кантатах и пассионах (или, по-русски, страстях). Он точно  вскрывает суть этих масштабных полотен, подчеркивая их  экспериментальность и новаторство. «Избегая бойкой «оперной»  характеристики своих библейских героев, Бах поощряет отдельных певцов и  исполнителей своего ансамбля в определенные моменты выступать вперед —  чтобы озвучивать свои мысли, молитвы и чувства в качестве современных  очевидцев вновь рассказываемой истории Страстей Христовых».

Остается назвать людей, сделавших перевод внушительного тома: это  музыковеды Анна Андрушкевич и Роман Насонов. На долю последнего пришлась  большая часть глав, а также сверка всей фактологии, источников,  терминов. По мнению Насонова, «Музыка в Небесном Граде» интересна как  двойной портрет: и Баха, и Гардинера. Согласимся: «Когда мы сегодня  слушаем Баха, то делаем это благодаря посредничеству Гардинера, через  исполнителя — иначе эта музыка для нас не существует».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded