dem_2011

Categories:

Искусство рисковать жизнью

Люди, горящие  заживо, автомобильные столкновения и падение с обрыва — для кого-то все  это звучит как сводка хроник чрезвычайных происшествий, но для некоторых  это профессия.

Да,  речь пойдет о каскадерах. Однако нужно заметить, что каскадер — это  вовсе не профессия. Ну, во-первых, в отличие от, скажем, Америки вы не  найдете в нашей стране человека, в трудовой книжке которого, в разделе  должность, значилось бы “каскадер”. В реестре профессий Российской  Федерации такого пункта просто нет. Иногда эти люди официально  зарегистрированы как актеры, но чаще они просто работники по найму. А,  во-вторых, по словам самих каскадеров, то, чем они занимаются, — это  стиль жизни, призвание, особый вид безумия. Да что угодно, только не  профессия!

Однако каскадеры не сумасшедшие  мазохисты, которым плевать на собственную жизнь и здоровье, они в первую  очередь высококлассные профессионалы. Использование всевозможных  страховок, точный расчет мастера-постановщика и опыт исполнителя трюка  сводят риск травм к минимуму.

Откуда же берутся эти сорвиголовы? До  начала 90-х годов каскадерами становились случайно: где-то попросили  профессиональную гимнастку красиво упасть или опытного гонщика исполнить  красивый занос перед камерой. Вот как об этом рассказывает один из  представителей московской каскадерской школы:

Я,  как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом  и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного  популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного  героя. 

В 1988 году в Москве открылся первый  центр подготовки профессиональных актеров-каскадеров «ТРЮК». Его  основателями стали уже заслуженные на тот момент мастера: Савосин Олег,  Ростоцкий Андрей и Сальников Юрий, чьи работы можно увидеть во всех  основных советских блокбастерах, таких, например, как «Неуловимые  мстители», «Место встречи изменить нельзя», «Экипаж», «34-й скорый»,  «Вечный зов», «Мы из джаза», «Черная акула», «Пистолет с глушителем» и  многих других. За прошедшие более чем 25 лет центр «ТРЮК» расширился до  50 отделений, подразделений, представительств, агентств и филиалов в  различных городах России и зарубежья.

Московское отделение за годы  существования превратилось в настоящую страну каскадерских чудес,  спрятанную в небольшом парке от глаз любопытных прохожих. На этой  главной российской базе актеров-трюкачей кипит жизнь по-настоящему  удивительная: отрабатываются уже известные и разрабатываются новые  трюки, специалисты мастерят и экспериментируют с новым инвентарем,  даются яркие представления, все вокруг горит и взрывается!

Поступить на обучение в школу может  любой желающий. За скромную плату предлагается пройти комплексный  трехгодичный курс, в который включены такие основные направления  подготовки, как автомобильное, мотоциклетное, конное, хореографическое,  комплексно-стрелковое, актерское, огненное, пиротехническое, высотное,  рукопашное, летательное, кино и шоу эффекты, исторические виды боя и  многие другие. Обучение связано с постоянным преодолением страха,  огромными выбросами адреналина в кровь и немалой физической нагрузкой.  Возможно, именно в этом кроется причина того, что из 30-40 учащихся,  пришедших в начале, до конца курса доходят лишь единицы. Однако по этой  же причине каскадеры не просто коллеги по ремеслу и тем более не  конкуренты в заработке денег, они становятся одной большой семьей.  История существования центра подготовки каскадеров «ТРЮК» знает  множество примеров того, как спустя годы после окончания обучения уже  опытные каскадеры приводят в школу своих детей и профессия становится  наследственной. Такой преемственностью и наследственностью объясняется  появления в трюковых сценах маленьких детей — это дети опытных  каскадеров, которых в совсем еще юном возрасте любящие родители  приобщают к своему удивительному ремеслу:

Мой  племянник — каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала.  Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с  3-го этажа, пока мама не видела. 
Мой  знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки.  Кричит: «Смотри, смотри, сейчас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела,  тапочки остались, а тётю камазом сбило! 

В 21 веке сложилось так, что главный  потребитель каскадерских талантов — Голливуд. Трюки, которыми наполнены  фильмы, производящиеся на голливудских киностудиях, поражают  масштабностью и реалистичностью. Однако интересно, что для выполнения  многих трюков западные муви-мэйкеры приглашают именно российских  специалистов. Эту особенность объясняет заслуженный российский каскадер и  постановщик трюков Игорь Панин:

Американцы  сильно опережают нас по уровню технического оснащения при исполнении  трюков, и, как следствие, все стандартные элементы у них откатаны до  совершенства. Но наших ребят ценят именно за то, что в отличие от всех  остальных они способны спланировать и выполнить новые трюки. 

“Да они чокнутые!”, “Такое чувство, что  они уверены в своем бессмертии”, “Профессионалы высочайшего уровня” —  вот некоторые отзывы известнейших Голливудских режиссеров о работе с  русскими каскадерами. Гордость берет за отчизну!

Ну, и, разумеется, голливудские гонорары  могут похвастаться гораздо большим количеством нулей. Хотя деньги  отходят на второй план по сравнению с теми эмоциями, которые каскадеры  получают от своей работы.

Какие же именно трюки выполняют  каскадеры на съемках? На самом деле, их гораздо больше, чем может  показаться на первый взгляд. По сути дела, все, к чему не допускается  актер, ложится на плечи дублирующего его каскадера: от несложных  акробатических трюков на ровной поверхности до погонь в горящих  автомобилях.

Одним из наиболее популярных трюков  является экстремальное управление автомобилем — автопогони, перевороты,  выпрыгивание из движущегося автомобиля и другие. Большой сложностью, как  отмечает Игорь Панин, является необходимость выполнить трюк в строго  заданном месте — перед камерами, а на высокой скорости это получается не  всегда. Дело усложняет то, что часто нет возможности отснять множество  дублей с автотрюком, количество уничтоженных автомобилей строго  ограничивает бюджет.

Другим высоковостребованным и, пожалуй,  наиболее эффектным элементом является горение. Его часто внедряют в  другие трюки для придания большего накала. Горение хорошо отточенный  элемент, но каждую секунду нужно оставаться начеку — огонь стихия  непредсказуемая и опасная. Инвентарь здесь нехитрый: побольше свитеров и  штанов, а поверх надевается огнеупорный комбинезон, пропитанный  керосином. И, конечно, нужны товарищи, которые помогут справиться с  пламенем в нужный момент.

Еще один чрезвычайно зрелищный и  популярный в кино элемент — воздушная акробатика. Прыжки без парашюта с  высот, достигающих сотни метров, приковывают к себе внимание. Каскадер  при выполнении этих трюков приземляется в специальную подушку, однако  всегда есть страхующие его внизу, готовые, жертвуя собой, броситься на  помощь.

Вот,  предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу — подушка или  куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает  шаг, порыв ветра — и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем  страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае  опасности он должен пожертвовать собой и броситься под напарника. Были  такие случаи, что ломали себе руку, но жизнь человеку спасали. 

Существует также и специальный  каскадерский реквизит. Помимо многочисленных страховочных ремней,  шлемов, огнеупорных комбинезонов и фиксаторов для суставов, существуют и  другие интересные премудрости. Например, в фильмах часто можно увидеть  сцены, как злодею об голову разбивают бутылку. Да, бутылку и вправду  разбивают, но вся хитрость в том, что бутылка сахарная: она тоньше,  легче разбивается, и у неё нет острых краёв. Также существует огромное  множество резиновых топоров, складывающихся ножей и кровезаменителей.

В каскадерском мастерстве, как и в любом  другом, присутствует соревновательный элемент. Один из самых крупных  фестивалей каскадеров проходит ежегодно в Севастополе, привлекая  актеров-трюкачей со всего мира. В рамках соревновательной программы было  установлено множество таких ярких мировых рекордов, как, например:

  • «Сальто назад» на 2 оборота на легковом автомобиле.
  • Рекорд полёта на дальность на легковом автомобиле – 170 метров!
  • Падение с высоты 90 метров (мировой рекорд) без парашюта с приземлением в специально сконструированную амортизирующую подушку.
  • Рекорд Гиннеса «Hall Jump» — прыжок каскадера сквозь горящую 8-ми метровую трубу с автомобиля, движущегося на скорости 100 км/ч.
  • Взрыв движущегося автомобиля на ходу с последующим переворотом и 100% горением каскадера, находящегося за рулем.
  • Групповое горение одновременно 10 человек – рекорд Гиннеса. Горение от 60 до 100% поверхности тела.
  • Трюк «Призрачный гонщик» — полное горение всадника и мотоцикла.

Хорошей традицией состязания стало  присутствие на призовых местах в различных номинациях московских  каскадеров из сетуньской поймы!

Автор: Дмитрий Таранов

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded