dem_2011

Categories:

Многоликая Ася

6 личных вещей Анастасии Цветаевой раскрывают грани личности и превратности судьбы поэтессы 

Анастасия  Цветаева – не просто сестра известного поэта. Ее долгую жизнь – она  ушла в 98 лет – можно назвать иллюстрацией к отечественной истории XX  века. «Многоликую Асю», как ее назвал Александр Ковальджи, коснулись  многие ключевые события тех лет – революция, гражданская война, создание  и распад СССР, сталинские репрессии… Через всю свою жизнь она пронесла  любовь к труду, став автором многих книг, учителем молодых писателей,  воспитателем внуков и правнуков. Ее многолетняя работа по сохранению  наследия сестры помогла создать московский Дом-музей Марины Цветаевой.

Выставка  «Многоликая Ася»: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»,  открывшаяся в Доме-музее Марины Цветаевой, приурочена к 125-летию со дня  рождения Анастасии Ивановны и охватывает все этапы ее жизни. О  нескольких экспонатах, представленных на выставке – в материале  МОСГОРТУРа.

Книга Ивана Цветаева с пометками Анастасии Ивановны

Книга Ивана Цветаева с пометками Анастасии Ивановны
Книга Ивана Цветаева с пометками Анастасии Ивановны

Отец  Марины и Анастасии, искусствовед Иван Владимирович Цветаев, родился в  небогатой семье сельского священника и с раннего детства тянулся к  знаниям. Уже в 29 лет он стал профессором Московского университета. Там  он не только преподавал, но и был хранителем небольшого музея, в котором  хранились слепки античных скульптур — Иван Владимирович думал, что его  студентам необходимо наглядное познание изучаемого материала. Цветаев  считал, что у каждого человека должна быть возможность приобщиться к  культурному наследию человечества и мечтал о создании большого музея  изобразительного искусства.

А.И. Цветаева у бюста Таиах в мастерской Максимилиана Волошина
А.И. Цветаева у бюста Таиах в мастерской Максимилиана Волошина

Многолетняя  работа привела к исполнению заветной мечты. В 1912 году при содействии  Николая II в Москве был открыт Музей изящных искусств имени императора  Александра III. Фонды музея пополнялись благодаря меценатам: кто-то  жертвовал значительные суммы, а кто-то – передавал музею личные  коллекции предметов искусства. «Наш гигантский младший брат», — так  называла детище своего отца Марина Цветаева. Музей работает по сей день,  но известен под другим названием – Государственный музей  изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Книга, представленная  на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой, содержит стенограмму речи  Ивана Владимировича, посвященной созданию музея. Этот экземпляр  принадлежал лично Анастасии Цветаевой. Книга была перечитана  писательницей много раз – уже в преклонном возрасте, вновь изучая  ставшие родными страницы, она делала пометки о том, что из заветов ее  отца уже было выполнено, а чему еще предстояло осуществиться.

Коньки

Коньки Анастасии Цветаевой
Коньки Анастасии Цветаевой

Главной спортивной «страстью» Анастасии Цветаевой были коньки. По воскресеньям  Ася и Марина любили «выходить в свет» и кататься в городе. Чаще всего  они бывали на Патриарших прудах. Один из воскресных походов обернулся  важнейшим знакомством в жизни Анастасии Ивановны.

Анастасия и Марина Цветаевы. 1914 г.
Анастасия и Марина Цветаевы. 1914 г.

На  катке шестнадцатилетняя Ася встретила свою первую любовь – Бориса  Трухачева. Они поженились и у них родился любимый сын Андрей, но  семейное счастье было недолгим – в 1914 году брак распался. Вместе они  прожили всего чуть больше двух лет.

Асе и Борису Марина Цветаева посвятила стихотворение «Конькобежцы»:

Башлык откинула на плечи:
Смешно кататься в башлыке!
Смеется, — разве на катке
Бывают роковые встречи?
Смеясь над «встречей роковой»,
Светло сверкают два алмаза,
Два широко раскрытых глаза
Из-под опушки меховой.
Все удается, все фигуры!
Ах, эта музыка и лед!
И как легко ее ведет
Ее товарищ белокурый.
Уж двадцать пять кругов подряд
Они летят по синей глади.
Ах, из-под шапки эти пряди!
Ах, исподлобья этот взгляд!
Поникли узенькие плечи
Ее, что мчалась налегке.
Ошиблась, Ася: на катке
Бывают роковые встречи!

Кстати,  своего увлечения Анастасия Ивановна не оставила и в старости – даже в  восемьдесят лет она часто каталась на любимых Патриарших прудах. 

Книга Анастасии Цветаевой «Королевские размышления»

Книга Анастасии Цветаевой
Книга Анастасии Цветаевой

Юность  Анастасии Цветаевой прошла в окружении великих поэтов. Помимо Марины,  это были и Максимилиан Волошин, и Борис Пастернак, и другие. Сама Ася в  творчестве отдавала предпочтение прозе. Ее главное произведение – это  большая книга «Воспоминания», выпущенная в 1970-х. Стихи она писала  очень редко – за всю ее жизнь была выпущена только одна книга поэзии,  которая так и называлась – «Мой единственный сборник».

Серебряный  век стал временем ренессанса не только поэзии, но и русской философской  мысли. Труды Льва Шестова, Николая Бердяева, Василия Розанова занимали  умы интеллигенции конца XIX – начала XX века. Их огромное влияние на  себе испытала и Анастасия Цветаева. В 1914 году она выпустила свою  первую книгу «Королевские размышления», в которой методично и логично  попыталась опровергнуть существование Бога.

Марина и Анастасия Цветаевы, С. Эфрон. 1912 г.
Марина и Анастасия Цветаевы, С. Эфрон. 1912 г.

«Неужели  Бог, создавая человечество, не мог выдумать для него иного  местопребывания, чем шарик среди пустоты, который вдобавок еще и летит?  Что за нелепость!» — писала Цветаева. В тексте произведения Ася  упоминает героев-богоборцев из романов ее любимого писателя Федора  Достоевского: Ивана Карамазова, Алексея Кириллова, Николая Ставрогина.  Именно такие персонажи нравились писательнице в ранней юности.

Василий  Розанов, с которым она вела дружескую переписку, прочитав ее труд,  написал Анастасии Ивановне: «Да, ты кончишь в монастыре… Я знаю теперь  это совершенно определенно – по тому пылу, с каким ты опровергаешь  Бога». Можно сказать, что это «пророчество» русского философа  исполнилось.

Тетрадь с молитвами

Тетрадь с молитвами
Тетрадь с молитвами

Религиозное  восприятие Анастасии Ивановны перевернула встреча с поэтом, философом и  мистиком Борисом Зубакиным. Этот образованный молодой человек  происходил из шотландского рода Эдвард, многие представители которого  состояли в масонской ложе. Христианская вера была для него важной частью  жизни – рассказывают, что он мог целый день посвятить молитве. Зубакин  не раз общался с Патриархом Тихоном.

Борис Зубакин и Анастасия  Цветаева много разговаривали о Боге, о православии. Писательница  внимательно слушала его многочисленные лекции о вере и старательно  записывала каждую из них. Под влиянием Зубакина, Ася начала вести  аскетичный образ жизни – перестала есть мясо, пить вино, курить,  вступать в отношения с мужчинами. Большую часть своего времени она  посвящала молитве. 

О  своем трудном пути к вере Анастасия Ивановна говорила: «Дело в том, что  в те годы я пыталась воспринять Бога разумом, а не сердцем, старалась  втиснуть Его в свое сознание, но Он там не помещался…»
Молитвы  Анастасия Ивановна записывала в отдельные тетради, где помечала  церковные праздники и памятные даты. На выставке представлена одна из  них. Она открыта на важном для Анастасии Ивановне 31 августа – годовщине  гибели Марины Цветаевой, которая совпадает с церковным днем памяти  мучеников Флора и Лавра. 

Чемодан

Легендарный цветаевский чемодан
Легендарный цветаевский чемодан

Печально  известная 58-я статья Уголовного кодекса СССР не обошла стороной многих  представителей семьи Цветаевых. Исключением не стала и Анастасия  Ивановна.

Ее первый арест случился в апреле 1933 года. Тогда  писательница находилась под следствием 64 дня, и только ходатайство  Максима Горького, близкого знакомого Анастасии Ивановны, повлияло на ее  освобождение. Второе задержание пришлось на сентябрь 1937 года, когда  она находилась в Тарусе. Арестован был и Андрей, сын Анастасии Ивановны,  который гостил у нее в это время. Причиной их задержания стало  знакомство писательницы с Борисом Зубакиным, который состоял в масонском  объединении «Орден Розенкрейцеров». Во время обыска сотрудники НКВД  изъяли рукописи произведений, которые существовали в единственном  экземпляре.

А.И. Цветаева с сыном Андреем. 1956 г.
А.И. Цветаева с сыном Андреем. 1956 г.

Анастасию  Ивановну обвинили в «контрреволюционной деятельности» и приговорили к  десяти годам трудовых лагерей. Пока она была в заключении, в 1941 году  покончила с собой Марина. Но о судьбе сестры Ася узнала лишь через два  года. В 1947 году закончился срок ее наказания, но свободная жизнь  продолжалась недолго — вскоре начались аресты «повторников», среди  которых оказалась и Анастасия Ивановна. Писательницу отправили в ссылку в  новосибирское село Пихтовка. Через 5 лет, после смерти Сталина, она  была освобождена навсегда, а в 1959 году ее полностью реабилитировали  из-за отсутствия состава преступления.

Чемодан, на котором  заостренным гвоздем выцарапано «Цветаева», был постоянным спутником  Анастасии Ивановны во время его пребывания в лагерях.

Клюка ручной работы 

А.И. Цветаева. Эстония, Кясму, 1973 г.
А.И. Цветаева. Эстония, Кясму, 1973 г.

Даже  в девяностолетнем возрасте она продолжала работать – писала и  фотографировала, вела переписку и помогала людям. До конца жизни  Анастасия Ивановна не переставала двигаться вперед – как в прямом, так и  в переносном смысле.

Лифты «многоликая Ася» не любила. Она предпочитала каждый раз, с небольшими передышками на лестничных  площадках, подниматься на девятый, и даже на одиннадцатый этаж.  Анастасия Ивановна говорила: «Лестница – это жизнь». По эскалатору она спускалась и поднималась почти бегом, заставляя удивленных москвичей  оглядываться на энергичную старушку.

Клюка ручной работы
Клюка ручной работы

 Символом аскетичной и неутомимой натуры Анастасии Цветаевой можно считать ее клюку, которая представлена на выставке – она была выточена из  древесного массива самой писательницей. Как рассказывала ее внучка Ольга  Трухачева, у Аси было много тросточек, но она на них никогда не  опиралась. Анастасия Ивановна использовала клюку по-другому –  подвешивала на нее тяжелые сумки с продуктами, когда ходила в магазин. 

Эти и другие экспонаты можно увидеть на выставке «Многоликая Ася», которая проходит Доме-музее Марины Цветаевой до 13 октября.

Текст и фото — Роман Бурдюгов/МОСГОРТУР

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/051019/44332/?fbclid=IwAR1n3N5On3wrvHJXXkmaXGqsPiDP7KRehwnWrZ7TD20Ub9CSQQkWxPGBEso

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded