dem_2011

Categories:

Иайдо: холодная ярость на кончике меча

Один из великих  восточных мудрецов сказал: «Смешон кричащий в ярости, но страшен  молчащий в обиде». Эта фраза как нельзя лучше раскрывает суть  специфического японского боевого искусства иайдо, которое заключается не  столько в умении быстро и хладнокровно убивать, сколько в развиваемом  бойцом путём упорных тренировок полном контроле над своими эмоциями.

Иайдо  — японское боевое искусство мгновенного убийства мечом. Сразу же стоит  оговориться, что в Японии мечом принято называть всё холодное оружие,  которое носили самураи: танто (кинжал в европейской классификации с  длиной клинка до 30 сантиметров), вакидзаси или короткий меч (с длиной клинка от 30 до 60 сантиметров), катана (изогнутый меч с длиной клинка от 60 до 70 сантиметров) и тати, длинный меч (с длиной клинка от 70 до 90 сантиметров).  Однако для занятий иайдо используются только катана и (значительно  реже) вакидзаси, так как только их размер позволяет производить  эффективные атаки и контратаки в условиях боя в помещении или ином  ограниченном пространстве.

Само слово «иайдо»  состоит из двух частей, где «до» значит «путь» (присутствует в  названиях многих японских боевых искусств, например, айкидо, дзюдо,  кендо), а «иай»  — мгновенный удар мечом. Таким образом, дословный перевод названия  этого боевого искусства — «путь мгновенного удара мечом». Согласно  легенде, создатель иайдо Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигинобу,  получив от духа покровителя воинов Фудо Миё великий секрет иайдо,  гласящий, что победить противника нужно прежде всего сознанием и лишь  потом мечом, провёл сто дней в медитации, оттачивая мастерство  мгновенного выхватывания меча.

Система традиционного иайдо состоит из  целого ряда техник. Каждая техника включает в себя различное для разных  школ иайдо количество вадза (форм, в которых воин выполняет определённую  последовательность действий, имитирующих ситуацию реального боя). В  качестве примера можно привести техники Сэйдза но Бу и Батто Хо. Если  большинство вадза техники Сэйдза но Бу выполняется из позиции сейдза (традиционнная японская поза сидения на полу), то вадза техники Батто Хо выполняются из положения стоя.

Из практики тренировок:

Пустое  додзё. Я сижу на середине татами в сейдза. Справа и прямо передо мной  два огромных зеркала для самоконтроля. Позади алтарь с изображениями  сенсеев-основателей нашей школы. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох и на  третьем выдохе левая рука плавно берёт меч, взгляд переводится с татами  на воображаемого передо мной противника. Выполнение вадза началось.  Левая рука разворачивает меч и освобождает хабаки из ножен, правая в  этот момент уже берёт рукоятку меча, ноги напрягаются. Подъём, пальцы  ног упираются в пол, меч плавно вынимается из ножен, пока в них не  останется лишь киссаки. Точка. Контроль противника. Если с его стороны  агрессии нет, ещё можно вернуть меч в ножны, а своё тело обратно в  сейдза. Но… я довожу вадза до конца и прохожу точку невозврата —  сбрасываю ножны с киссаки и делаю удар мечом в корпус противника с  постановкой ноги перед собой. Затем движением кисти производится рез.  Грудные мышцы противника разрезаны, но сам он ещё жив. Рука с мечом  поднимается вверх, плавно заводится за голову, и снова рез. Меч с  характерным свистом мгновенно разрезает мысленного противника напополам.  Два. Лёгким движением кисти стряхиваю с меча кровь и выполняю ното —  вкладывание меча в ножны с одновременным возвращением своего тела в  положение сейдза. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох — руки опускаются на  хакама. Выполнение вадза закончено. 

У воина, изучающего иайдо, во время  тренировки имеется два базовых состояния сознания: мен сен (вижу всё  вокруг) и мен ски (чётко вижу своего противника). В состоянии, когда  ученик готовится к выполнению вадза или уже закончил выполнение формы,  его сознание находится в состоянии мен сен. В этот момент воин  контролирует и видит всё пространство, находящееся вокруг него. С  началом выполнения вадза сознание воина переходит в состояние мен ски —  он концентрируется на ситуации боя и своих противниках. В идеале во  время выполнения вадза воин должен сливаться с мечом в единое целое, а  его сознание находится на кончике киссаки (рабочая часть меча, которая  составляет порядка пяти сантиметров от основной длины лезвия).

Из практики тренировок:

В  самом начале тренировок довольно трудно понять смысл форм. Вадза  распадаются на странный набор непонятно по какому принципу связанных  между собой движений. Приходится «впечатывать» своё тело в пустые формы.  Затем благодаря объяснениям сенсея все движения постепенно наполняются  смыслом. С какого-то момента техника и понимание начинают расти в прямой  зависимости друг от друга. В конце концов, к тому моменту, когда к тебе  в руки попадает меч, ты уже являешься в достаточной степени  подготовленным к его правильному использованию. 

Как правило, новички в течение первого  года-двух тренируются с боккэном (деревянным макетом катаны). Работа с  боккэном имеет целый ряд своих особенностей: от глухого звука,  раздающегося при резах, до отличий в технике извлечения боккэна из  ножен. Однако даже обладатели высоких данов по иайдо не пренебрегают  боккэном. Боккэн используется в иайдзюцу — дисциплине, где на практике  во время работы в парах отрабатываются различные удары и резы. Кроме  того, отдельный более тяжёлый «брат» боккэна, субурито (весом от  полутора до пяти килограммов), используется для тренировки кистей рук,  отработки базовых движений и резов. Уважение боккэну оказывается  практически такое же, как и настоящему мечу. В начале и в конце  тренировки во время выполнения ритуала кроме поклона тори (алтарю, где  обычно находятся изображения великих сенсеев данной школы)  и сенсею обязательным является поклон мечу и боккэну. Кстати, один из  самых знаменитых фехтовальщиков Японии, Миямото Мусаси, одержал свою  самую блестящую победу именно боккэном. Так что боккэн был и остаётся  довольно грозным оружием. Поэтому на тренировках иайдо важным условием  работы с мечом и с боккэном является самоконтроль.

Из практики тренировок:

Наш  сенсей говорит, что простое махание мечом или боккэном — это совсем не  иайдо. Суть иайдо в том, чтобы, не делая лишних движений и оставаясь  абсолютно спокойным, нейтрализовать противника. Техника иайдо не делает  упор на фехтовании и разрабатывалась изначально как техника, позволяющая  убить противника ещё до того момента, как тот успеет вынуть меч из  ножен. Сенсей говорит, что основой иайдо является самоконтроль,  включающий не только контроль над своими телом и разумом, но и контроль  чувств. Настоящий мастер иайдо никогда не показывает эмоции, потому что  проявление эмоций во время боя может дать противнику много полезной  информации, которой тот непременно воспользуется. Внутри у мастера иайдо  должна быть пустота, а сам он должен чувствовать свою связь с  вечностью, где нет ни жизни, ни смерти. 

В иайдо самоконтроль имеет, пожалуй,  даже большее значение, чем в любом другом боевом искусстве, ведь, как ни  крути, степень опасности человека с мечом намного выше, чем степень опасности человека с  голыми руками, пусть даже очень натренированными и умелыми. Поэтому  огромное внимание уделяется концентрации внимания, контролю эмоций и  работе с пространством. В конечном итоге многие ученики признают, что  иайдо — это на 80% работа над самим собой. Как и любое восточное боевое  искусство, цель иайдо — достижение гармонии, однако путь, выбранный для  этого, очень и очень сложен. Видимо, поэтому великим сенсеям не хватает  целой жизни, чтобы постигнуть все тайны этого искусства, а мастерами  иайдо становятся в основном к 60–70 годам.

Особая благодарность выражается  ученику японского центра NIHON BUDOKAI, члену World MJER Iaido  Federation Ирине Филипповой, 5 кю иайдо, 6 кю джиу-джицу кобудо.

https://vimeo.com/66626417

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded