dem_2011

Categories:

Преступление и наказание в средневековой Европе

year8medievaleurope.weebly.com
year8medievaleurope.weebly.com

Гармоничные отношения, основанные на вере и любви, которым задавала тон церковная организация, были чем-то невероятным в Средневековье.  Какой характер имело девиантное поведение среднестатистического  европейца и как человек ступал на кривую дорожку во времена всеобщего  смирения перед волей творца? 

Уровни насилия: мир Средневековья

Большинство межличностных конфликтов вытекают из словесных перепалок.  Средств у средневекового человека было предостаточно: проклятия, в которые верили и считали их эффективными, брань и оскорбление чести.  Подобные вещи подкреплялись, как правило, плевками и ударами. Уличение  во лжи являлось самым грубым оскорблением, ведь человек требовал  немедленного решения вопроса, или же он впадал в ярость. И тогда  начиналась довольно длительная вражда между семьями или сельскими  общинами. 

Выяснение отношений.  Источник: medievalists.net
Выяснение отношений. Источник: medievalists.net

 Вендетта — распространённое дело, которым занимались все и всюду. Будь  то простолюдин, рыцарь, влиятельный магнат или принц. В ранее  Средневековье подобные процессы регулировали «Варварские правды» — своды законов V-IX вв. германских племён, в которых кровная месть замещалась крупным денежным штрафом. Однако и в позднее Средневековье мы встречаем массу документальных свидетельств, которые хоть как-то пытаются  оправдать вендетту. Подобные проявления насилия приправлялись завистью, соперничеством по различным мотивам, предательством, грабежом и банальной жаждой чужой крови. В качестве примеров на ум приходят Йорки и Ланкастеры, Монтекки и Капулетти, арманьяки и бургиньоны, а также многие другие. 

 Ещё одна агрессивная, но не всегда явная форма насилия — клевета, слухи, домыслы и пересуды. В современном мире подобные вещи до сих пор играют немалую роль в политической, общественной и экономической жизни. В Средние века подобные проявления воспринимались ещё болезненнее.  Пущенный слушок про измену или заговор мог сокрушить репутацию человека независимо от знатности происхождения. 

Драка с применением холодного оружия.  Источник: aprilmunday.files.wordpress.com
Драка с применением холодного оружия. Источник: aprilmunday.files.wordpress.com

Когда язык был бессилен, в дело вступали кулаки и оружие. Случалось  подобное везде и со всеми. В городской среде стычки между подозреваемыми  и органами правопорядка носили массовый характер. Известны случаи,  когда городской люд вступался за названого злодея и сбивался  в группировки. И тут стражам порядка было несдобровать. Под горячую руку горожан попадали и королевские чиновники, и представители местной власти. На фигуру верховного правителя или короля народ никогда не посягал, ведь она от бога. 

Без особых колебаний и сомнений люди хватались за холодное оружие при  любом удобном случае: конфликт на мельницах, пьяная драка в тавернах,  стычка в полях сопровождалась применением ножей, кинжалов, топоров,  серпов и т. д.
 

Вне закона: общественная жизнь Средневековья

 Повседневные мелкие насильственные акты были куда интереснее и изобретательнее, чем обычные городские стычки с мордобоем и поножовщиной. Речь пойдет скорее о действиях хулиганского характера.  Торговцы часто обвешивали своих покупателей, крестьяне занимались  браконьерством в угодьях своего сеньора, рубили лес и меняли границы  земельного надела. За такими хитрыми молодчиками следили специальные  люди в имении господина. «Лесные сержанты» отлавливали разбойников и провинившихся крестьян и сурово наказывали деньгами или топором в зависимости от степени тяжести преступления. 

Наказание провинившейся женщины.  Источник: omiliya.org
Наказание провинившейся женщины. Источник: omiliya.org

 «Воровская дорожка» имела более-менее нейтральные последствия для  злоумышленников. На коллективный грабеж и разбой люди шли крайне редко:  наказанием за подобное преступление была смертная казнь. А вот уличные  кражи происходили постоянно, как это водится, в оживлённых местах. 

Предумышленные убийства — достаточно редкое явление в Средневековье.  Тем более христианская церковь открыто и жестоко осуждала подобные акты.  Самые распространенные мотивы (банальная зависть, семейные дрязги и борьба за наследство) сдерживались юридическими документами той эпохи,  договорами, основанными на финансовых соглашениях, и самым жестоким  проявлением — кровной местью. 

Покушение на убийство.  Источник: medievalists.net
Покушение на убийство. Источник: medievalists.net

Для простолюдина применение силы с помощью оружия для защиты своих  интересов, с точки зрения церкви, являлось противоправным. Только  знатный человек имел право заносить меч над головой в любой подходящий  момент. Это и ремесло, и признак статуса в сословном социуме. В осуществлении неправомерного насилия благородные люди не отставали  от обычных мирян. 

Баталия.  Источник: hyperallergic.com
Баталия. Источник: hyperallergic.com

Это могли быть набеги небольшой группы всадников на близлежащие  поместья соседей, которые заканчивались грабежом или расправой над  хозяевами. Мотивы были вполне предсказуемыми: от желания позабавиться  и раздобыть немного золотых до похищения дамы и мести за оскорбление  чести. В маршрутный лист такого предприятия входили налеты  на деревенские дома и городские здания. Как водится, после подобного набега устраивались пирушки с обильным количеством пищи и выпивки.  Зачастую не для того, чтобы отметить успех, а скорее для замирения с противником. Такие насильственные акции средневековой знати часто становились привычным и систематическим явлением. Появление «Раубриттеров», или рыцарей-разбойников, на рубеже XIV-XV вв. в данном случае видится неслучайным. Проделки этих благородных налётчиков заставляли местные органы власти реагировать незамедлительно. Они брали  в плен купцов, грабили крестьян, облагали своеобразной данью городские  объединения, досаждали крупным аристократическим фамилиям. Образ  «благородного разбойника» со временем был окрашен в радужные тона  и хорошо подошёл нескольким историческим фигурам на волне неоромантизма. 

   🖋 Алексей Медведь      

Источники

  • Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
  • Фоссье Робер. Люди Средневековья / Пер. с франц. А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова, И.А. Эгипти. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010
  • Пастуро Мишель.  Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола /  Пер. с франц. М.О.Гончар; науч. ред., коммент. и послесл. Т.Д.  Сергеевой. — М.: Мол. гвардия, 2001
  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded