Category:

Русская натурщица — последняя любовь Матисса

Анри Матисс пишет портрет Лидии Делекторской
Анри Матисс пишет портрет Лидии Делекторской

В  Эрмитаже представлена одна из лучших в мире коллекций произведений  французского художника Анри Матисса. Более ста из них музею подарила  сибирячка Лидия Делекторская. В конце жизни Матисса она стала для него  не только главной натурщицей, но и самым близким человеком.

40‑летний  Матисс в 1910 году в Париже трудился над двумя полотнами — «Танец»  и «Музыка», когда в неведомом ему Томске, в семье детского врача Николая  Делекторского и его жены Веры на свет появилась девочка. Новорождённую  назвали Лидией. Уже в 13 лет она осталась сиротой. Родители один  за другим умерли во время эпидемий. И ребенка забрала к себе тетя. С ней  Лида вскоре уехала из России в Маньчжурию. В Харбине закончила русский  лицей. После чего родственницы перебрались во Францию.

Там  юная Делекторская выскочила замуж за соотечественника, став Омельченко.  Но через год пара рассталась (хотя официальный развод состоялся спустя  шесть лет, и чуть позже Лидия вернула себе девичью фамилию). Уйдя  от супруга, Лида горевала недолго — сошлась с еще одним русским и уехала  с ним в Ниццу.

С  таким «багажом» 22‑летняя сибирячка в 1932 году стояла на автобусной  остановке. Она давно распрощалась с мечтой стать, как отец, врачом  и была бы рада хоть какой-то работе. Во Франции, где бушевал  экономический кризис, с этим было трудно. Но тут на глаза попалось  объявление — художник, имя которого ни о чем девушке не говорило, искал  помощницу. Так Лида оказалась у Матисса.

Ему  шел седьмой десяток и сил на черную работу (соскрести слой краски,  подготовить мольберт, прибраться) у живописца оставалось все меньше.  С русской помощницей Анри быстро сговорился, полгода Лидия помогала ему  в мастерской.

«До этого  я над живописью вообще мало задумывалась, — рассказывала  Делекторская. — И даже тот факт, что Анри Матисс был художником  с мировой известностью, долгое время оставался для меня абстракцией:  понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это  не доходило. Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил  и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его  работе» 

Анри Матисс. «Девушка в голубой блузке» (1939)
Анри Матисс. «Девушка в голубой блузке» (1939)

Полгода  истекли, Матисс расплатился с Лидией и еще сверху дал ей в долг  500 франков. Счастливая, она упорхнула к любовнику. Они хотели вместе  открыть русскую чайную, но не успели. Горе-бизнесмен проиграл все деньги  в казино.

Спустя  несколько месяцев зять Матисса обнаружил Лидию в ночном клубе. Она  устроилась туда танцовщицей и готовилась к 4‑дневному танцевальному  марафону, чтобы хоть немного подзаработать. Узнав об этом, Анри отправил  за девушкой машину и велел доставить к себе, предложил работу сиделки  с достойной оплатой.

Сиделка  требовалась не самому художнику, а его жене Амели. С ней он прожил уже  больше 25 лет. Она поддерживала его, помогала, терпела, родила двух  сыновей и приняла его незаконнорожденную дочь. В начале 1930‑х ей уже  самой нужны были поддержка и уход. Из-за болезни Амели не вставала  с постели.

Делекторская  осталась у Матисса. Большую часть времени Лидия проводила с Амели.  Вечерами Матисс платил ей деньги, и то и дело добавлял лишние купюры:  «Вы задержались сегодня, мадам Лидия, вам нужно зайти в ресторан  поесть».

Однажды,  когда Делекторская разговаривала с Амели и сидела на стуле в своей  излюбленной позе, сложив руки на спинке стула, Матисс заметил ее  и сделал набросок. Вскоре он предложил Лидии позировать ему. В следующие  20 лет Анри нарисовал десятки ее портретов, в том числе самые  знаменитые «Девушка в голубой блузке» и сине-желтый 1947 года.

Делекторская  постепенно «завладела» Матиссом. Она стала его музой. Хотя прежде  белокурые женщины художнику никогда не нравились (Матисс рисовал южанок,  да еще свою дочь). Лидия продолжала ухаживать за его женой, а еще  исполняла функции секретаря и помощника в мастерской.

После  того как Делекторская поселилась в доме Матисса, других мужчин у неё  больше не было. А Анри вскоре расстался с женой. В 1939‑м, замучавшись  терпеть «творческий союз» художника и натурщицы, она подала на развод.  И, уходя, забрала половину имущества мужа, включая часть картин  и скульптур.

Но  Анри как будто не слишком расстроился — с ним ведь осталась мадам  Лидия. Хотя сама Делекторская в мемуарах уверяла, что физической связи  между ними не было.

Анри Матисс. «Портрет Лидии Делекторской» (1947)
Анри Матисс. «Портрет Лидии Делекторской» (1947)

Наступало  тяжелое военное время. Немцы напали на Францию. Матисс с Делекторской  метались по стране, убегали из Парижа, спасались от фашистов и, наконец,  поселились на вилле «Мечта», которая оказалась в прифронтовой зоне. Тут  бывшей сибирячке помогли навыки из детства: она топила печи  и завешивала окна коврами, чтобы сберечь тепло. А для походов  за провизией… освоила несколько боксёрских приёмов.

Впрочем,  бытовые хлопоты не отвлекали музу от её главного предназначения —  служения мастеру. Матисс говорил, что «когда ему становится совсем  скучно, он садится писать портрет мадам Лидии».

У  Лидии и Анри сложилась традиция: дважды в год — на день рождения  23 июня и на Новый год он дарил ей по одному своему рисунку.  В 1945 году, после победы над фашизмом, Делекторская решила сделать  своей Родине подарок и выкупила у Матисса несколько картин. Семь полотен  она приобрела по рыночной цене. Еще одно — ее портрет — Матисс отдал  бесплатно. Так сложилась первая партия работ художника, которую Лидия  прислала в Советский Союз. Всего их будет несколько. И каждый раз  Делекторская будет покупать творения мастера за свой счет, влезая  в долги и даже продав часть своей квартиры.

Матисс  умер в ноябре 1954‑го. В тот же день Лидия собрала свои вещи и навсегда  ушла из его дома. На похороны художника ее не пригласили.

Муза  пережила своего мастера на 44 года. Лидия Делекторская продолжала  скупать работы и книги художника, передавая их в дар советским музеям.  Она умерла в 1998 году во Франции, а похоронена была в Павловске, под  Петербургом. Могила на русском кладбище в Париже, которую Делекторская  приготовила для себя, так и осталась пустовать.

«Вас  интересует, была ли я “женой” Матисса. И нет, и да. В материальном,  физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше,  чем да. Так как я была в продолжение 20 лет “светом его очей”, а он для  меня — единственным смыслом жизни».

Лидия Делекторская (1910–1998) о Матиссе

Автор текста: Елена Ожегова


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded