Кто вы, мистер «Альберт»? Александр Довженко в документах советских спецслужб. Часть 2. Примечания
Примечания:
1 Большаков Иван Григорьевич (1902-1980) — советский государственный деятель, организатор кинопроизводства. В 1939 г. возглавил Комитет по делам кинематографии при СНК СССР; в 1946 г. министр кинематографии СССР; с 1953 г. был первым заместителем министра культуры СССР, заместителем министра внешней торговли СССР, заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами.
2 Вышинский Андрей Януарьевич (1883-1954) — советский политический деятель, юрист, дипломат; генеральный прокурор СССР в сталинских судебных процессах 1930-х гг.
3 Речь идет о собрании актива Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, состоявшемся в Москве 15-16 августа 1939 г., на котором присутствовало более 300 киноработников. Мероприятие было посвящено приему дел новым руководством Комитета и задачам кинематографии во второй половине 1939г. С докладом выступил председатель Комитета И.Г.Большаков, в дебатах приняли участие заместитель председателя Совнаркома СССР А.Я.Вишинский, режиссеры М.И.Роом, Г.В.Александров, А.П.Довженко и др. «Громом аплодисментов встретили участники актива предложение режиссера А.Довженко послать приветствие вождю народов всего мира товарищу Сталину. Текст приветствия, зачитанный тов. Довженко, был принят единогласно», — сообщала газета «Кино». И далее: «С большим вниманием выслушал актив яркое и содержательное выступление режиссера А.Довженко.
— У меня создается впечатление, говорит тов. Довженко, — что наше искусство сейчас болеет “благополучизмом”. Эта болезнь вызывает холод и штамп, которые уже начинают чувствоваться в некоторых наших картинах.
— Наши успехи значительны, — продолжает А.Довженко, но они станут еще большими через 2-3 года, когда к творчеству придет созревающая талантливая молодежь. Мы должны сказать этой молодежи, что ей надо учиться работать у партии и правительства, учиться у жизни, у полей и площадей, у армии и железных дорог, учиться друг у друга. Наша действительность — самый замечательный учитель. Кто внимательно прислушивается к ней, кто глубоко проникает во все поры жизни, тот будет работать хорошо, тот сможет сердечно и просто показать на полотне все то лучшее, что свойственно великому народу нашей счастливой родины.
Далее тов. Довженко говорит о необходимости деловой товарищеской критики. Такая критика сейчас отсутствует, хотя даже самые талантливые произведения не лишены ошибок, которые следовало бы разобрать. — Разница между нами, гражданами Союза Советских Социалистических Республик, и прочими людьми, населяющими земной шар, — говорит тов. Довженко, — заключается в том, что наше общество построено не на частной собственности. В мировой же драматургии, насчитывающей тысячелетия, все основано на действиях и страстях человека, воспитанного в условиях частнособственнического общества. Старыми драматургическими приемами невозможно поэтому строить современное советское художественное произведение, полное больших страстей и великих дел. Поэтому мы должны учиться новой драматургии не только у великих драматургов прошлого, но и у самого замечательного драматурга — у народа, который творит новую жизнь» (На собрании актива Комитета по делам кинематографии при СНК Союза ССР: [Ред. ст.] // Кино. — 1939. — 18 августа).
4 Чернявский Лев Николаевич — российский деятель в области культуры и искусства.
5 Подчеркнуто красным карандашом.
6 В оригинале было: «и т. д.». Вместо этого вписано слово «очень» (предположительно).
7 Так в тексте. Скорее всего, речь идет о С.Разине.
8 Дом творчества кинематографистов «Болшево» построен в 1930-х гг. Расположен в г. Королев Московской обл.
9 Каннский фестиваль должен был состояться в 1939 г.; 15 августа 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О международном фестивале в г.Канны» (Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — С.563). Советский Союз должен был представлять фильм М.Ромма «Ленин в 1918 году». Из-за начала Второй мировой войны фестиваль не состоялся.
10 Здесь и далее в документе подчеркнуто красным карандашом.
11 Слово «живет» вписано от руки, подчеркивание — машинопись.
12 Речь идет о подписанном 23 августа 1939 г. договоре о ненападении между Германией и Советским Союзом, более известным, как пакт Риббентропа-Молотова. В тайном протоколе к договору определялись сферы взаимных интересов. После подписания договора СССР начал сближение с Германией.
13 Косиор Станислав Викентьевич (1889-1939) — советский партийный и государственный деятель; один из организаторов голода в Украине 1932-1933 гг. В 1928-1938 гг. — генеральный секретарь и первый секретарь ЦК КП(б)У, в 1938 — заместитель председателя Совнаркома СССР. Расстрелян.
14 Любченко Панас Петрович (1897-1937) — советский партийный и государственный деятель; с 1934 г. председатель Совнаркома УССР. Покончил жизнь самоубийством.
15 Речь идет о документальном фильме «Освобождение» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1940, автор сценария А.Довженко, режиссеры А.Довженко, Ю.Солнцева).
16 Отношения с председателем Комитета по делам кинематографии И.Большаковым вскоре ухудшились до того, что Довженко даже сравнивал его с Гитлером: «Два врага искалечили мне жизнь. Первый Гитлер, отнявший у меня народ, хату и несчастных родителей. Второй — Большаков, выгнавший с работы мою жену, отнявший у меня деньги, связал мое творчество по рукам и ногам и пригревает у себя моих убийц», — записал кинорежиссер 21 апреля 1942 г. (Довженко О.П. Щоденникові записи, 1939-1956 = Дневниковые записи, 1939-1956 / О.П.Довженко; худож.-оформлювач О.М.Іванова. — Харків: Фоліо. — С.108-109).
17 4 июня 1940 г. Уинстон Черчиль выступил перед Палатой Общин с речью, известной, как «Мы будем сражаться на пляжах», где сообщил о постигшей союзников военной катастрофе и предупредил о возможном вторжении Германии.
18 Смолич Юрий Корнеевич (1900-1976) — украинский писатель, журналист, театральный критик; информатор советских органов госбезопасности.
Бажан Микола Платонович (1904-1983) – украинский поэт, переводчик, сценарист, критик, общественный и государственный деятель; информатор советских органов госбезопасности.
19 Речь идет о резиденции митрополитов Буковины и Далмации. Сейчас здесь расположен Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича.
20 Дефензива — государственная организация в Польше, занимавшаяся контрразведкой и выполнявшая роль политической полиции.
21 Слово «Хрущева» вписано от руки.
22 «Сталин» вписан от руки.
23 Трест «Украинфильм» расформирован еще в марте 1938 г.
24 Вишневский Всеволод Витальевич (1900-1951) — советский писатель, драматург, сценарист.
25 Здесь и далее в документе квадратными скобками обозначен текст, зарисованный черным цветом.
26 А.Довженко был назначен художественным руководителем Киевской студии художественных фильмов в октябре 1940 г.
27 Фильм производства Киевской киностудии «Большая жизнь» (1939, первая серия) таки получил Сталинскую премию II степени в 1941 г. Отметим, что вторая серия указанной киноленты («Союздетфильм», 1946) была запрещена.
28 В 1940 г. газета «Правда» опубликовала две рецензии на фильм «Большая жизнь» — случай довольно редкий. Рецензия в номере от 17 января была положительной, однако как недостаток указывалось усложнения сюжета: «Следует упрекнуть авторов фильма в излишнем усложнении сюжета. К чему, в самом деле, первая сцена с отъездом молодого инженера Петухова. Ведь в центре картины — Харитон Балун. Побочная линия сюжета быстро теряется, ускользает от зрителя. Незачем было ее и вводить» (Кружков Н. «Большая жизнь»: (Новая картина производства Киевской киностудии. Реж. Л.Луков, сценарий П.Нилина) // Правда. — 1940. — 17 января). В донесении же речь идет о рецензии от 3 ноября. Отсутствие подписи, полностью хвалебный тон указывает на ее заказной характер. Сначала автор (авторы) сокрушается, мол, критика не оценила все преимущества фильма. А они — огромные! Далее перечисляются все достоинства, а в конце звучит почти как ода: «Творческие работники советского кино одержали не одну блестящую победу, идя по пути, который указал им Ленин и который указывает товарищ Сталин. Созданы произведения, которыми по праву гордится наш народ, которые стали деятельными участниками современности, социалистического строительства, нашей суровой и прекрасной борьбы за полное и окончательное торжество коммунизма. К числу таких произведений и принадлежит “Большая жизнь”» («Большая жизнь»: [Ред. ст.] // Правда. — 1940. — 3 ноября). По странному стечению обстоятельств через несколько дней исключительно положительная рецензия появляется и в «Известиях» (Мирлэ М. «Большая жизнь»: (Производство Киевской киностудии // Известия. — 1940. — 14 ноября). Поэтому неудивительно, что картина получила Сталинскую премию.
29 Арнштам Лев Оскарович (1905-1979) — советский сценарист, кинорежиссер.
30 Рапопорт Владимир Абрамович (1907-1975) — советский кинооператор и кинорежисер.
31 Охрименко (Охременко) Вадим Иванович (1900-1940) — украинский писатель, сценарист, журналист.
32 Рыльский Максим Тадеевич (1895-1964) — украинский поэт, переводчик, публицист, общественный деятель, языковед, литературовед.
33 Соколов Григорий Григорьевич (1904-1973) — советский военачальник, генерал-лейтенант.
34 Дудко Николай Емельянович (1901-1978) — врач-хирург. Муж П.П.Довженко — родной сестры А.П.Довженко.
35 Анненский Исидор Маркович (1906-1977) — советский кинорежиссер, сценарист.
36 Здесь и далее в документе подчеркнуто простым карандашом.тексту.
37 Ищенко Александр Семенович (Ищенко Иван Моисеевич) (?-1952) — украинский театральный режиссер, актер, ассистент А.П.Довженко.
38 Довбищенко Виктор Семенович (1910-1953) — украинский режиссер, театровед, педагог.
39 Речь идет о короткометражном агитфильме «Чей кандидат?», снятым режиссерами В.Довбищенко и В.Галицким.
40 Ляховецкий Владимир Филиппович (1906-?) — украинский кинорежиссер; ассистент режиссера в фильмах А.П.Довженко «Иван», «Щорс».
41 Игнатович (наст. Балинский) Игнат Игнатьевич (1898-1978) — украинский театральный и кинорежиссер, актер, педагог.
42 Курбас Лесь (наст. Курбас Александр-Зенон Степанович; 1887-1937) — украинский режиссер театра и кино, актер, теоретик театра, драматург, публицист. Жертва сталинских репрессий.
43 Фильм снят не был.
44 Кучвальский Виталий Павлович (1907-после 1962) — украинский кинорежиссер.
45 Красий Николай Павлович (1908-1963) — украинский кинорежиссер.
46 Володарский Матвей Израилевич (1908-?) — советский кинорежиссер.
47 Бучма Амвросий Максимилианович (1891-1957) — украинский актер, театральный режиссер, педагог.
48 Постановку фильма «Песня об Олексе Довбуше» (автор сценария Л.Дмитерко) Комитет по делам кинематографии при СНК СССР поручил А.М.Бучме и М.П.Красию. Подготовительный период был установлен с 1 октября по 31 декабря 1940 г. С 1 января в Карпатах должны были начаться натурные съемки зимних эпизодов. В октябре А.Бучма и М.Красий начали разработку режиссерского сценария. К участию в работе над фильмом пригласили также художника А.Петрицкого и композитора К.Данькевича (В групі фільму «Пісня про Олексу Довбуша»: [Ред. ст.] // За більшовицький фільм. — 1940. — 23 жовтня). В конце концов, фильм передали И.Кавалеридзе, однако из-за войны картина завершена не была.
49 Юрко Петр Николаевич — организатор кинопроизводства, директор Киевской киностудии.
50 Цап Абрам Львович — организатор кинопроизводства. Погиб во Второй мировой войне.
51 Сирота Александр Григорьевич (1901-?) — заведующий сценарным отделом Киевской киностудии.
52 Несколько слов вычеркнуто.
53 Режиссер фильма «Истребители» (1939 г.) — Е.Пенцлин, «Пятый океан» (1940 г.) — И.Анненский.
54 Спешнев Алексей Владимирович (1911-1994) — советский сценарист, кинорежиссер.
55 Мицкевич Адам (1798-1855) — польский поэт, деятель национально-освободительного движения.
56 Подчеркивание — машинопись. Дата — предположительная.
57 Редько Федор Андреевич (1905-1981) — украинский государственный деятель, историк, литературовед.
58 Подчеркнуто красным карандашом.
59 Кричевский Федор Григорьевич (1879-1947) — украинский художник, педагог.
60 Выделено синим карандашом двойной вертикальной линией.
61 Вавилов Николай Иванович (1887-1943) — советский ученый-генетик, академик АН СССР и АН УССР. Арестованный по сфальсифицированным обвинениям. Умер в тюрьме.
62 Цицин Николай Васильевич (1898-1980) — советский ботаник, генетик, селекционер. Академик АН СССР. Поддерживал идеи Т.Д.Лысенко.
63 Дольд-Михайлик Юрий Петрович (1903-1966) — украинский писатель, сценарист.
64 Лазурин (наст. Баевский) Соломон Моисеевич (1899-1959) — украинский сценарист.
65 Кавалеридзе (1887-1978) — украинский скульптор, кинорежиссер, драматург, сценарист, художник кино.
66 Шмидтгоф (наст. Лебедев-Шмидтгоф) Владимир Георгиевич (1900-1944) — советский кинорежиссер.
67 Френкель Лазарь Самойлович (1904-1978) — украинский кинорежиссер, сценарист, актер.
68 Штрижак Александр (Арон) Залманович (1894-1941) — украинский кинорежиссер.
69 Гричер-Чериковер Григорий Зиновьевич (1898-1945) — советский кинорежиссер, сценарист.
70 Уманский Александр Михайлович (1902-?) — украинский кинорежиссер.
71 Семенов Д. — директор Киевской киностудии.
72 Канторович Абрам Григорьевич – организатор кинопроизводства. В конце 1930-х гг. директор Киевской киностудии, главный диспетчер Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
73 Бродский Б.Л. — главный инженер Киевской киностудии.
74 По всей видимости, речь идет о Каневском Борисе Михайловиче (1908-?), окончившим Киевский ГИК, впоследствии режиссером Киевской киностудии.
Источник: СЕАНС 12 / 09 / 2019