dem_2011

Кто вы, мистер «Альберт»? Александр Довженко в документах советских спецслужб. Часть 3 (окончание)

«Буковина — земля украинская». 1940. Реж. Юлия Солнцева, Александр Довженко
«Буковина — земля украинская». 1940. Реж. Юлия Солнцева, Александр Довженко

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о заявлении в НКВД УССР относительно фильма «Буковина — земля украинская»

г. Киев, 13 февраля 1941 г.

[Источник]: «АЛЬБЕРТ»

[Принял]: 13 февраля [194]1 [г.]

нач[альник] 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ

12.ІІ СОЛНЦЕВА рассказала Ю. ДОЛЬДУ и мне, что к ней на студии относятся плохо, третируют ее, травят и т. д. (обычные ее разговоры). Привела пример: «Кто-то из моей группы подал в Наркомвнудел заявление о том, что картина законсервирована, положена на полку и т. д.  Заявление было подано в период, когда мы вернулись из экспедиции. Теперь этим делом занимаются, расследуют его».

Вечером вчера же СОЛНЦЕВА и ДОВЖЕНКО говорили на ту же тему в кабинете у Юрко в присутствии Юрко, КАНТОРОВИЧА, КОРОГОДСКОГО и  др. СОЛНЦЕВА опять говорила о травле и т. д. ДОВЖЕНКО говорил о том, что  возмутительное отношение студии к картине «Буковина» дошло до того, что  кто-то подал заявление в НКВД о том, что фильм положен на полку.

«Этим теперь занимаются специальные органы», — сказал он.

Конкретных фамилий не называлось.

Верно: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.51. Машинопись. Заверенная копия.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о морально-психологическом состоянии Л.З. Бодика — ассистента А.П. Довженко

г. Киев, 13 февраля 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР шестое отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 13 февраля 1941 года

нач[альник] 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

О Л.БОДИКЕ

Человек опустившийся. Раньше делал плохие картины, теперь остался на «вторых ролях» при СОЛНЦЕВОЙ и ДОВЖЕНКО. Испытывает  большое унижение от ДОВЖЕНКО (тот его часто третирует совершенно  бесчеловечно), но, тем не менее, держится возле ДОВЖЕНКО, явно  подхалимничая.

О постановке, о перспективе своей совершенно не  думает; если не ошибаюсь, СОЛНЦЕВА мне говорила, что БОДИК очень пьет. О  постановке не думает.

Роль его возле ДОВЖЕНКО жалкая. Политнастроения — неизвестны.

Верно: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.52. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о кадровой политике А.П.Довженко на Киевской киностудии художественных фильмов

г. Киев, 13 февраля 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР шестое отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 13 февраля 1941 года

начальник отделения ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

Неоднократно в беседах со мной и другими работниками кино ДОВЖЕНКО делился мыслями о том, что несут для Киевской киностудии последние указания партии в области национальной политики. При этом  ДОВЖЕНКО часто и охотно ссылался на свои беседы с руководством  ЦК КП(б)У.

Приведу два примера:

1. Режиссер Киевской киностудии Н.Ф.САДКОВИЧ (член партии) был назначен на постановку фильма «Песнь о ДОВБУШЕ» (по представлению самого ДОВЖЕНКО).

Однако вскоре ДОВЖЕНКО передумал и решил передать эту постановку режиссеру КАВАЛЕРИДЗЕ. Мотивировал он это следующим образом:

«…Эта картина будет сниматься в Буковине, в Карпатах. Там русского языка не знают, там Киев — это Мекка. И вдруг приедет  САДКОВИЧ, не знающий украинского языка, снимать фильм о гуцульском  народном герое — ДОВБУШЕ. Это будет политически недопустимо. Я об этом говорим с секретарем ЦК КП(б)У И.Г.ЛЫСЕНКО и он абсолютно со мной согласился».

Об этом ДОВЖЕНКО говорил много раз. Один раз — со мной в Москве, в присутствии самого САДКОВИЧА.

2. На днях, во время моего последнего приезда в Киев,  ДОВЖЕНКО рассказал (в присутствии А.Г.КАНТОРОВИЧА — работника  Всесоюзного кинокомитета) о своем последнем разговоре с т. Н.С.ХРУЩЕВЫМ:

«…Мне Никита Сергеевич сказал, что все мои установки полностью верны. Студия должна ставить только украинские темы и работать должны украинские режиссеры. Я сказал Никите Сергеевичу, что меня обвинили в антисемитизме за то, что я не дал постановки нескольким  режиссерам-евреям. Никита Сергеевич сказал мне: „Не слушайте никого, гоните их в шею, а если надо — ссылайтесь на меня“. Никита Сергеевич еще сказал, если сможете, завтра, когда я буду на студии, задайте мне  вопрос на эту тему и я дам разъяснение всем режиссерам».

Надо сказать, что ДОВЖЕНКО, видимо, искажает установки, получаемые в ЦК партии. Доказательством может служить  следующее: И.А.САВЧЕНКО (режиссер кинофильма «Богдан Хмельницкий») и  А.Г.КАНТОРОВИЧ рассказали мне о том, что говорил тов. Н.С.ХРУЩЕВ на  киностудии после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», а именно:

«Киевская киностудия, — сказал т. ХРУЩЕВ, — может  ставить фильмы не только из жизни Украины, но и из жизни других народов СССР, но обязательно на украинском языке и с украинскими актерами. Так мы будем растить свои кадры. Вообще нам все равно, пусть и турок приезжает к нам на Украину работать, но обязательно, чтобы изучал и знал украинский народ и его потребности».
Это, приблизительно,  одинаково сказали каждый порознь (САВЧЕНКО и КАНТОРОВИЧ). Отсюда вывод: ДОВЖЕНКО искажает при передаче получаемые директивы.

Верно: [подпись]

Примечание. Д[ело]-ф[ормуляр] Довженко. [Подпись]

Внизу первой страницы надпись красным карандашом:  «Что-то другое! Видимо, здесь сведение личных счетов, т. к. Кавалеридзе  ведь даже не украинец. [Подпись]».

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.108-110. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о высказываниях А.П.Довженко по вопросам национальной политики

г. Киев, 13 февраля 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР 6-е отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 13 февраля 1941 года

нач[альник] отделения ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

Мне уже приходилось сообщать о том, что недавно в  Москве Довженко у себя на квартире (кажется, в присутствии СОЛНЦЕВОЙ)  сказал мне (приблизительно):

«Конечно, национальная  политика теперь поворачивается правильно. Пришлось учесть урок бегства в  Германию трехсот тысяч украинцев из Западной Украины. Пришлось менять политику».

Верно: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.111. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Юлия Солнцева, Александр Довженко и Марина Ладынина. Фото: Российский государственный архив литературы и искусства
Юлия Солнцева, Александр Довженко и Марина Ладынина. Фото: Российский государственный архив литературы и искусства

Письмо начальника  2-го отдела УГБ НКВД УССР Дроздецкого и начальника 6-го отделения 2-го  отдела УГБ НКВД УССР Я.Герсонского заместителю начальника особого отдела  ГУГБ НКВД СССР Петрову с информацией о Ю.И. Солнцевой и А.П. Довженко

г. Киев, 19 февраля 1941 г.

На №8354 от 10.ІІ-1941 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ЗАМ[ЕСТИТЕЛЮ] НАЧ[АЛЬНИКА] ОО ГУГБ НКВД СССР

капитану госбезопасности

тов. ПЕТРОВУ

В дополнение к нашему №60299 сообщаем, что СОЛНЦЕВА  Юлия Ипполитовна, 1901 года рождения, уроженка г. Москвы, дочь  потомственного почетного гражданина Георгия Ипполитовича СОЛНЦЕВА[19].  В своих анкетных данных указывает, что никаких данных о прошлой  деятельности отца дать не может, так как с четырех лет жила при матери, которая с отцом развелась.

Мать СОЛНЦЕВОЙ — КИРОВА Надежда Павловна, 1874 года  рождения, в прошлом также потомственная почетная гражданка; проживает в  настоящее время в Москве по улице Герцена №47, кв.24.

С матерью СОЛНЦЕВА поддерживает близкую связь. Бывая в Москве, СОЛНЦЕВА большей частью останавливается у матери, а иногда в гостинице.

Мать часто звонит по телефону в Киев и, как видно из разговоров, очень интересуется всеми подробностями жизни СОЛНЦЕВОЙ.

Сама СОЛНЦЕВА до замужества жила постоянно в Москве,  училась вначале в 3-й Московской женской гимназии (с 1912 по 1919 г.), а  затем (с 1920 по 1923 г.) — [в] Московском институте музыкальной драмы.  С 1923 г. по настоящее время работает в области кинематографии: вначале актрисой, а впоследствии режиссером.

СОЛНЦЕВА владеет хорошо французским языком, по-немецки и английски читает.

В 1930 году совместно со своим мужем, кинорежиссером  ДОВЖЕНКО А.П., находилась в творческой командировке за границей, посетив Англию, Францию, Германию и Чехословакию.

СОЛНЦЕВА характеризуется агентурой как волевая, умная и мстительная женщина.

По натуре — интригантка, пользуется большим успехом среди мужчин.

В творческом отношении СОЛНЦЕВА посредственна, но делает карьеру как кинорежиссер благодаря поддержке мужа ДОВЖЕНКО, который всецело находится под ее влиянием.

ДОВЖЕНКО Александр Петрович нами активно разрабатывается как украинский националист.

В прошлом — петлюровец, благодаря связям избегнув наказания, сумел устроиться в 1921-22 гг. на ответственную работу в полпредстве УССР, сначала в Польше, а затем в Германии. Оставив в  дальнейшем работу в полпредстве, поступил на учебу в немецкую художественную школу, по окончании которой вернулся на Украину.  Впоследствии два раза был в заграничных командировках[20],  где тесно связывался с заграничными кинофирмами. Как видно из имеющихся  документов, у ДОВЖЕНКО были переговоры с иностранными предпринимателями  о работе у них.

В настоящее время СОЛНЦЕВА совместно с ДОВЖЕНКО находится на отдыхе в г. Кисловодске.

Более подробные данные о связях СОЛНЦЕВОЙ по Москве,  очевидно, имеются во 2-м отделе ГУГБ НКВД СССР, в частности, ее хорошо знает агент 2-го отдела «АЛЬБЕРТ».

Прилагаем меморандум и просимый фотоснимок СОЛНЦЕВОЙ.

НАЧАЛЬНИК 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР

КАПИТАН ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

/ДРОЗДЕЦКИЙ/

НАЧ[АЛЬНИК] 6-го ОТДЕЛЕНИЯ 2-го ОТДЕЛА

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

/ГЕРСОНСКИЙ/

19 февраля 1941 года

№162929

(Исп. Герсонский)

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.24-25. Машинопись. Копия.

Опубл. частично: Череватенко Л. Довженко визволений // КІNO-КОЛО. – 2005. – Весна (25). – С.133.

Меморандум 2-го отдела УГБ НКВД УССР на Ю.И.Солнцеву

г. Киев, не позднее 19 февраля 1941 г21.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

МЕМОРАНДУМ

по материалам на СОЛНЦЕВУ Юлию Ипполитовну —

режиссера Киевской киностудии 

№ 1

Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 28.VІІІ-1939 г. (агент 2-го отдела ГУГБ).

Сущность компрометирующих материалов:

Источник сообщает, что СОЛНЦЕВА рассказала ему о своей встрече с полпредом СССР в США УМАНСКИМ, который, по ее словам,  является большим ее приятелем с давних пор. При этом она упоминала свою подругу Лидию (или Лялю) Михайловну МИРЦЕВУ, которая также знакома с  УМАНСКИМ.

МИРЦЕВА работает в Исполкоме Коминтерна, живет в Москве.

СОЛНЦЕВА также рассказывала источнику, что «Ляля» была замужем за каким-то иностранцем, с которым впоследствии развелась.

От УМАНСКОГО СОЛНЦЕВА узнала очень много интересного.

№2

Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 21.VІІІ-1939 г.

Сущность компрометирующих материалов:

Источник сообщает о беседе  [с] СОЛНЦЕВОЙ, которому она рассказала о своем увлечении одним партийным  работником, имеющим много заграничных вещей.

№3

Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 25.І-1939 г.

Сущность компрометирующих материалов:

Сообщает, что СОЛНЦЕВА якобы дочь видного меньшевика или эсера.

В 1935 году у СОЛНЦЕВОЙ был какой-то близкий знакомый, крупный инженер в Москве.

Писательница Э.ШУБ передавала «АЛЬБЕРТУ», что СОЛНЦЕВА увлекается крупным инженером, который имеет свой особняк и машину. Этот инженер иногда надолго скрывается, потом снова появляется.

Источник характеризует СОЛНЦЕВУ как подозрительную с политической стороны.

В период постановки последних двух картин («Аэроград»  и «Щорс») ДОВЖЕНКО — муж СОЛНЦЕВОЙ — и СОЛНЦЕВА имели непосредственную  связь со многими крупными военными работниками. Впоследствии СОЛНЦЕВА  неоднократно говорила, что она слыхала много интересного от этих военных.

СОЛНЦЕВА проявляет большое любопытство к слухам, ко всяким тайнам и сведениям, не подлежащим оглашению.

№4

Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 4.ХІ-1940 г.

Сущность компрометирующих материалов:

Источник посетил квартиру ДОВЖЕНКО в Киеве, где виделся с СОЛНЦЕВОЙ.

СОЛНЦЕВА рассказала «Альберту» историю своей встречи с  генерал-лейтенантом ГГ.СОКОЛОВЫМ, который, по словам СОЛНЦЕВОЙ,  влюбился в нее во время пребывания в Черновицах.

Знакомство произошло при получении разрешения на съемки в пограничной полосе.

Затем у СОЛНЦЕВОЙ был телефонный разговор с СОКОЛОВЫМ  в Москве и, наконец, встреча в Киеве в вагоне поезда, когда СОКОЛОВ  проезжал из Москвы через Киев в Черновицы.

В этой же беседе СОЛНЦЕВА говорила источнику, что СОКОЛОВ сильно увлечен ею.

Как установлено опертехникой, во время нахождения в Киеве полковник Леонтьев по поручению генерала СОКОЛОВА звонил со станцию на квартиру СОЛНЦЕВОЙ и просил ее прибыть в вагон.

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР

СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

/СМОЛКИН/

«  » февраля 1941 г.

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.26-27. Машинопись. Копия.

Александр Довженко
Александр Довженко

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о настроениях и высказываниях А.П.Довженко

г. Киев, 22 июня 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІІІ Управление НКГБ УССР

ІІ отдел____________отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 22 июня 1941 г.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

В день приезда в Киев, т. е. в субботу 20 июня,  источник был у ДОВЖЕНКО А.П. дома; беседовали несколько часов на темы  мирного времени, которые теперь отступают на задний план.

Единственное, что необходимо отметить: ДОВЖЕНКО с  большой уверенностью говорил о том, что война с ГИТЛЕРОМ у нас будет в этом же году. Он знал о выезде генералитета КОВО из Киева ночью (в ночь с пятницы на субботу), кроме КИРПОНОСА.

Вчера, в воскресенье, источник почти весь день был с ним (с ДОВЖЕНКО) на студии.

При внешней правильности его поведения, источнику  бросились в глаза резко отрицательные, пораженческие и др[угие]  антисоветский нотки, а именно:

а) Весь день, в беседах с источником, с директором студии ЛИНИЙЧУКОМ Я.У., с оператором ЕКЕЛЬЧИКОМ Ю. и др. ДОВЖЕНКО подчеркивал страшные испытания, которые предстоят нашей стране: «ГИТЛЕР,  — говорил он, — блестяще натренировал свои войска, это мастера смерти.  На фронте сейчас плохо».
В выступлениях на совещании начальников цехов и творческих работников (особенно на первом) ДОВЖЕНКО в отвлеченной форме подчеркивал, что нам предстоят тяжелые испытания. Говорил он без пафоса, без подъема, утомленно, что не могло произвести хорошего впечатления.  Оставалось чувство угнетенности. Ни разу он не упомянул имени  [т. Сталина]; между тем, известно, что выступления ДОВЖЕНКО обычно, в  частности на Западной Украине, когда он того хочет, носят зажигательный  характер.

Упадочный тонус ДОВЖЕНКО бросался всем в глаза.  ЛИНИЙЧУК Я.У. сказал источнику: «ДОВЖЕНКО что-то приуныл, надо его поддержать; он очень эмоционально все воспринимает».

б) ДОВЖЕНКО написал статью по просьбе газеты  «Советская Украина» (из редакции к нему приехал сотрудник РОЗОВСКИЙ,  который, кстати сказать, много болтал о разрушениях в Луцке, Львове, о  том, что позиция Англии неясна и т. д.). Статья его, в общем и целом, как  будто и правильная, но в ней нет ни одного разу упоминания ни о  товарище Сталине, ни о дружбе народов СССР, а призыв «К оружию»,  обращенный к «бульбенкам, боженкам» и т. д., носит какой-то странный  характер: взятый в отрыве от лозунгов Советского правительства, он  неточен, отвлечен.

в) На телефонное предложение председателя Комитета  п[о] д[елам] кино БОЛЬШАКОВА о том, чтобы ДОВЖЕНКО вместо «Тараса  БУЛЬБЫ» взялся делать оборонный фильм, ДОВЖЕНКО 21/VІ ответил отказом,  сказав: «„Тарас БУЛЬБА“ — тоже оборонный фильм». Потом он сказал  источнику и ЛИНИЙЧУКУ: «Сукин сын, БОЛЬШАКОВ, неужели он не понимает,  что „Тарас БУЛЬБА“ — оборонный фильм» (ЛИНИЙЧУК и источник опустили  глаза).

г) На совещании творческих работников 21/VІ ДОВЖЕНКО  выступил против того, чтобы вынести из здания студии пленку, находящуюся  на территории монтажного цеха. Это он объяснил тем, что, мол, будет невозможно работать. Когда ЛУКОВ Л.Д. подошел к источнику и в странном  волнении сказал: «Что он говорит? Ты слышишь?». Потом ЛУКОВ подошел к ДОВЖЕНКО (по совету источника) и уже мягче сказал: «А[лександр]  П[етрович], нельзя в одном месте держать и негатив, и позитив; его  уничтожат». Лишь тогда ДОВЖЕНКО согласился вынести пленку из монтажной.

д) В дописанных ДОВЖЕНКО (лично) сценах для заканчиваемой комедии «Годы молодые» ДОВЖЕНКО включил слова, где приезжающая с ВСХВ колхозница КИЛИНА ИВАНОВНА ругает украинский павильон на выставке, говорит, что он — без окон, темный, мрачный, а вот грузинский, армянский и др[угие] павильоны — хорошие павильоны.

е) На митинге работников студии по поводу объявления  войны ДОВЖЕНКО не присутствовал, приехал к самому концу, объяснив  поломками машины, разговором по телефону с СОЛНЦЕВОЙ и т. д.

ж) Сейчас, когда все режиссеры готовят  короткометражки-агитки, ДОВЖЕНКО этого не делает. Больше того, он отвлекает их внимание от агиток, говоря: «Не надо делать стреляющие  картины! Вот сатирические картины нужны, сатира — самое сильное оружие».  Между тем, известно, что как раз в области сатирических фильмов кино совершенно не имеет опыта и не это теперь надо делать.

з) Необходимо отметить, что в субботу ДОВЖЕНКО,  говоря с источником об угрозе войны, сказал: «Два-три года тому назад  под Киевом начали строить тоннель под Днепром на случай, если выйдут из  строя мосты. Теперь мне рассказывал зам[еститель] предсовнаркома РЕДЬКО,  что этот тоннель был законсервирован, а сейчас его строят снова  быстрыми темпами, причем один — с выходом  на 17-й км в дарницкие леса, а  второй — в районе «Наталки». РЕДЬКО говорил, что возле Киева проходит четвертый (или третий) пояс обороны. Я просил РЕДЬКО стройматериалов для студии, а он сказал: „Ал[ександр] Петр[ович], Вы не знаете, что делается, все материалы — цемент, камни — все-все забирают на оборону“».

О взаимоотношениях с Комитетом, с М.И.РОММОМ не пишу; это отдельная тема «мирного» времени.

Верно:

Примечание. Пенкину

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.239-241. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Опубл.: Безручко О.  Справа-формуляр «Запорожець»: нові документи про режисера Олександра  Довженка // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. – 2009. – №2. – С.350-352.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о настроениях и высказываниях А.П.Довженко

г. Киев, 23 июня 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІІІ Управление НКГБ УССР

ІІ отдел _____________ отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 23 июня 1941 г.

начальник отдела тов. ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

Сегодня, 23 июня, источник был свидетелем трех антисоветских поступков А.П.ДОВЖЕНКО.

1. В присутствии ЛИНИЙЧУКА Я.У. (директор  киностудии), ЛУКОВА Л.Д. (режиссер) и источника в ответ на слова о том,  что директор группы БАБАНОВ С.Л. пошел добровольцем в Красную армию и просит принять его жену на студию, ДОВЖЕНКО зло и взволнованно сказал,  почти крикнул: «Я не признаю добровольцев. Советская власть имеет  достаточно силы, чтобы призвать всех, кто ей нужен».
На тактичную реплику ЛУКОВА о том, что судя по радиопередачам, добровольчество очень поощряется, ДОВЖЕНКО промолчал,  потом сказал: «Вот БАБАНОВ уходит, а свою жену устраивает. Вы знаете, кто такой БАБАНОВ? Интендант. А интендант — это не человек, идущий кровь  проливать».

На всех присутствующих это произвело угнетающее впечатление.

2. В присутствии того же ЛИНИЙЧУКА Я.У.,  зам[естителя] директора студии КОВАЛЕНКО М.М., начальника 1-го отдела Киевской студии (женщина, заменяет ХАЗАНОВА), источника и др. ДОВЖЕНКО  потребовал себе на просмотр секретные материалы: списки взятых на спецучет, списки военнообязанных и др. Затем он потребовал, чтобы все режиссеры, операторы, ассистенты режиссера, ассистенты оператора, редакторы сценарного отдела были оставлены на студии на все время войны. В это число попадают его друзья и подхалимы: ВИНЯРСКИЙ М., БОДИК,  ДОЛЬД Ю.П. и др. Поводом для этого требования ДОВЖЕНКО послужило то, что возник вопрос о забронировании за студией режиссера САВЧЕНКО И.А.
3. ДОВЖЕНКО сказал источнику наедине, что «дела очень плохи: немцы вторглись стальной колонной вглубь нашей территории и прошли уже Ровно». Источник заметил ДОВЖЕНКО, что этого говорить не следует, даже если это правда.

Несмотря на это, спустя часа два ДОВЖЕНКО, едучи в автомашине вместе с НАГОРНЫМ (московский журналист-сценарист, сегодня приехал), МАРЬЯМОВЫМ Г.Б. (также сценарист, москвич, сегодня приехал),  своим шофером СМИРНОВЫМ П.С., заявил, что «положение тяжелое: немцы  вогнали стальное колено в наши войска и вклинились больше чем на 80 км  вглубь нашей территории».

Кроме того, ДОВЖЕНКО сегодня с особым удовлетворением  отметил, что СОЛНЦЕВА Ю.И. достала билет в Киев из Москвы, прикрываясь его именем. ДОВЖЕНКО сказал с злой радостью: «НАГОРНЫЙ говорит, что  СОЛНЦЕВА только тогда получила билет, когда сказала, что она жена  ДОВЖЕНКО. Значит, знают ДОВЖЕНКО».

Тон и характер всех трех высказываний, кроме сути дела, явно антисоветские.

Верно:

Примечание. Пенкину. В Москву. [Подпись].

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.198-200. Машинопись на бланке. Копия.

Мемориал Александра Довженко в Соснице. Фото: Сосницкий литературно-мемориальный музей Александра Довженко
Мемориал Александра Довженко в Соснице. Фото: Сосницкий литературно-мемориальный музей Александра Довженко

Агентурное  донесение секретного сотрудника «Альберт» о высказываниях А.П.Довженко  относительно военных действий, съемок оборонных короткометражных фильмов

г. Киев, 25 июня 1941 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІІІ Управление НКГБ УССР

ІІ отдел _____________ отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 25 июня 1941 г.

начальник отдела ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

В течение 24 июня ДОВЖЕНКО А.П., после встречи с  СОЛНЦЕВОЙ, сильнее замаскировался, стал чаще говорить о бесспорном  разгроме Гитлера и т. д.

Однако антисоветских действий и высказываний он отнюдь не прекратил.

Приводятся три факта:

1) В присутствии ДМИТЕРКО Л.Д. (укр[аинский] писатель  с Зап[адной] Украины) и источника ДОВЖЕНКО сказал: «Гитлер обратился к  немцам с новой речью, в которой говорил, что подлый ЧЕРЧИЛЛЬ и сошедший с  ума Сталин начали против германского народа новую войну, и что если ему, Гитлеру, не удастся победить, то он ввергнет весь мир в  пропасть. Это, действительно, страшно».
2) В присутствии очень многих дважды ДОВЖЕНКО  рассказал следующее: «Немцы сбрасывают на парашютах диверсантов,  преимущественно украинцев. Такие случаи были и возле Дарницы, Одессы,  Волочиска и др. Ловить их очень трудно. Один человек в милицейской форме босиком бежал в первый день войны из Киева и всем встречавшимся  говорил, что Киев уже разрушен. Я хочу написать сценарий  (короткометражку), в которой показать парашютиста-петлюровца, который спускается возле родного села в момент, когда его мать отправляет его  братьев в Красную армию. Он пытается агитировать, но его убивают. Кроме того, я хочу, чтобы на студии был поставлен сатирический фильм, в  котором вывести Гитлера в шаржированном виде».
ДОВЖЕНКО сказали, что Гитлера показывать в наших картинах нельзя. Тем не менее, он об этом говорил несколько раз.  Директор студии Я.У.ЛИНИЙЧУК рассказал мне, что ДОВЖЕНКО утром предлагал ту же тему секретарю ЦК [КП(б)У] ЛЫСЕНКО, что он, ЛИНИЙЧУК, высказался против. ЛЫСЕНКО согласился с ним, но ДОВЖЕНКО обиделся и сказал, что показать сатирически Гитлера — надо.

ЛИНИЙЧУК сказал мне, что это предложение ДОВЖЕНКО его очень поразило.

3) В присутствии МАРКУСА [И.] (кор[респонден]т  [газеты] «Кино»), ЛУКОВА Л. (режиссер), КОВАЛЕНКО М. (зам[еститель]  директора студии), ДМИТЕРКО Л. (писатель) и источника разыгрался  следующий возмутительный инцидент. Режиссер САВЧЕНКО поставил перед  ДОВЖЕНКО вопрос о том, чтобы оборонные короткометражки выпускать сперва на русском языке, так как в Красной армии нет специальной украинской  армии, и вся агитация ведется по-русски. САВЧЕНКО сказал, что ДОВЖЕНКО  должен поставить этот вопрос перед ЦК КП(б)У, перед И.Г.ЛЫСЕНКО.  М.КОВАЛЕНКО поддержал САВЧЕНКО, кое-кто еще поддержал. Но ДОВЖЕНКО с  яростью и злостью начал кричать, что ему лично секретарь ЦК КП(б)У  т. Н.С.ХРУЩЕВ запретил делать фильмы по-русски, и он не будет менять  установки. САВЧЕНКО пытался объяснить, что речь идет о военном времени и о фильмах для Красной армии. Но ДОВЖЕНКО категорически возразил: «Я не  буду по первому же поводу менять установку».
Потом, в присутствии ДМИТЕРКО, ДОВЖЕНКО сказал  источнику: «То, что КОВАЛЕНКО поддержал это предложение САВЧЕНКО,  показывает, что он дурак и неприятный человек».

Верно:

Примечание. Пенкину. В Москву.

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.201-202. Машинопись на бланке. Копия.

Примечания:

1 Справка вписана от руки фиолетовыми чернилами.

2 Шпиковский Николай Григорьевич (1897-1977) — советский кинорежиссер, сценарист, журналист. 

3 Шпиковская (Шпиковская-Феллер) Дора Борисовна — актриса кино, жена Н.Г. Шпиковского.

4 Строева Вера Павловна (1903-1991) — советский режиссер, сценарист.

5 Полонский  Константин Андреевич (1906-1985) — организатор кинопроизводства;  начальник Главного управления по производству художественных фильмов  Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

6 Земгано (Юцевич) Игорь Федорович (1903-1967) — украинский театральный и кинорежиссер.

7 Ференц Теодозий  Михайлович (1913-?) — выпускник Киевского ГИКа, ассистент режиссера  Киевской киностудии. Жертва сталинских репрессий.

8 Сасим Николай  Станиславович (1910-1938) — выпускник Киевского ГИКа, ассистент  режиссера на Киевской киностудии. Жертва сталинских репрессий.

9 Н.С. Сасим был  арестован 31 января 1937 г., Т.М.Ференц — 17 марта 1937 г.; оба по вымышленным обвинениям — как активные участники контрреволюционной  троцкистской группы в Киевском киноинституте (ЦГАОО Украины, ф.263,  оп.1, ед. хр.58835, т.1, лл.32, 40). Решением Особого совещания при НКВД  СССР от 13.06.1937 оба лишены свободы сроком на пять лет в ИТЛ (там же,  т.2, лл.151, 153). После вынесения Н.С. Сасиму второго приговора его  расстреляли 14 августа 1938 г. (там же, т.3, л.14).

10 Лысенко Иосиф Григорьевич (?-1941) — украинский советский партийный деятель.

11 Вписано от руки синими чернилами, подчеркивание машинопись.

12 Так в тексте. Возможно, речь идет о И.И. Игнатовиче.

13  Бодик Лазарь Зусьевич (Александрович) (1903-1976) — украинский кинорежиссер.

14 Здесь и далее в документе вертикальные и горизотальные подчеркивания сделаны синим карандашом.

15 Шейнин Лев Романович (1906-1967) — советский юрист, писатель, драматург, киносценарист.

16Официально в  художественно-документальном фильме «Буковина — земля украинская»  («Советская Буковина») А. Довженко был художественным руководителем, Ю.  Солнцева осуществила разработку плана фильма и его монтаж. 

17 Карасев Сергей —  выпускник Киевского ГИКа, с конца 1930-х гг. — председатель треста  «Украинфильм», начальник Управления кинофикации УССР.

18 Шмарук Исаак Петрович (1910-1986) — украинский советский кинорежиссер.

19 Так в тексте. По логике, должно было бы быть: «Ипполита Георгиевича Солнцева».

20Впервые — в  1929 г. в Германии по приглашению фирмы «Прометеус» для перемонтажа  своих фильмов «Звенигора» и «Арсенал» (подробнее об этом см.:  Куценко М.В. Сторінки життя і творчості О.П. Довженка. – К.: Дніпро,  1975. – С.65-66; Росляк Р. Деякі аспекти експортної політики  Всеукраїнського фотокіноуправління // Науковий вісник Київського  національного університету театру, кіно і телебачення  імені І.К.Карпенка-Карого. – К., 2011. – Вип.10. – С.145-153), второй  раз — в следующем году в Англии, Франции, Германии, Чехословакии. 

21 Датируется по  письму начальника 2-го отдела УГБ НКВД УССР Дроздецкого и начальника  6-го отделения 2-го отдела УГБ НКВД УССР Я. Герсонского заместителю  начальника особого отдела ГУГБ НКВД СССР Петрову с информацией о Ю.И.  Солнцевой. 

Источник: СЕАНС 14 / 09 / 2019


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded