Кто вы, мистер «Альберт»? Александр Довженко в документах советских спецслужб. Часть 3 (окончание)
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о заявлении в НКВД УССР относительно фильма «Буковина — земля украинская»
г. Киев, 13 февраля 1941 г.
[Источник]: «АЛЬБЕРТ»
[Принял]: 13 февраля [194]1 [г.]
нач[альник] 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ
12.ІІ СОЛНЦЕВА рассказала Ю. ДОЛЬДУ и мне, что к ней на студии относятся плохо, третируют ее, травят и т. д. (обычные ее разговоры). Привела пример: «Кто-то из моей группы подал в Наркомвнудел заявление о том, что картина законсервирована, положена на полку и т. д. Заявление было подано в период, когда мы вернулись из экспедиции. Теперь этим делом занимаются, расследуют его».
Вечером вчера же СОЛНЦЕВА и ДОВЖЕНКО говорили на ту же тему в кабинете у Юрко в присутствии Юрко, КАНТОРОВИЧА, КОРОГОДСКОГО и др. СОЛНЦЕВА опять говорила о травле и т. д. ДОВЖЕНКО говорил о том, что возмутительное отношение студии к картине «Буковина» дошло до того, что кто-то подал заявление в НКВД о том, что фильм положен на полку.
«Этим теперь занимаются специальные органы», — сказал он.
Конкретных фамилий не называлось.
Верно: [подпись]
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.51. Машинопись. Заверенная копия.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о морально-психологическом состоянии Л.З. Бодика — ассистента А.П. Довженко
г. Киев, 13 февраля 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІV отдел НКВД УССР шестое отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 13 февраля 1941 года
нач[альник] 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
О Л.БОДИКЕ
Человек опустившийся. Раньше делал плохие картины, теперь остался на «вторых ролях» при СОЛНЦЕВОЙ и ДОВЖЕНКО. Испытывает большое унижение от ДОВЖЕНКО (тот его часто третирует совершенно бесчеловечно), но, тем не менее, держится возле ДОВЖЕНКО, явно подхалимничая.
О постановке, о перспективе своей совершенно не думает; если не ошибаюсь, СОЛНЦЕВА мне говорила, что БОДИК очень пьет. О постановке не думает.
Роль его возле ДОВЖЕНКО жалкая. Политнастроения — неизвестны.
Верно: [подпись]
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.52. Машинопись на бланке. Заверенная копия.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о кадровой политике А.П.Довженко на Киевской киностудии художественных фильмов
г. Киев, 13 февраля 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІV отдел НКВД УССР шестое отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 13 февраля 1941 года
начальник отделения ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
Неоднократно в беседах со мной и другими работниками кино ДОВЖЕНКО делился мыслями о том, что несут для Киевской киностудии последние указания партии в области национальной политики. При этом ДОВЖЕНКО часто и охотно ссылался на свои беседы с руководством ЦК КП(б)У.
Приведу два примера:
1. Режиссер Киевской киностудии Н.Ф.САДКОВИЧ (член партии) был назначен на постановку фильма «Песнь о ДОВБУШЕ» (по представлению самого ДОВЖЕНКО).
Однако вскоре ДОВЖЕНКО передумал и решил передать эту постановку режиссеру КАВАЛЕРИДЗЕ. Мотивировал он это следующим образом:
«…Эта картина будет сниматься в Буковине, в Карпатах. Там русского языка не знают, там Киев — это Мекка. И вдруг приедет САДКОВИЧ, не знающий украинского языка, снимать фильм о гуцульском народном герое — ДОВБУШЕ. Это будет политически недопустимо. Я об этом говорим с секретарем ЦК КП(б)У И.Г.ЛЫСЕНКО и он абсолютно со мной согласился».
Об этом ДОВЖЕНКО говорил много раз. Один раз — со мной в Москве, в присутствии самого САДКОВИЧА.
2. На днях, во время моего последнего приезда в Киев, ДОВЖЕНКО рассказал (в присутствии А.Г.КАНТОРОВИЧА — работника Всесоюзного кинокомитета) о своем последнем разговоре с т. Н.С.ХРУЩЕВЫМ:
«…Мне Никита Сергеевич сказал, что все мои установки полностью верны. Студия должна ставить только украинские темы и работать должны украинские режиссеры. Я сказал Никите Сергеевичу, что меня обвинили в антисемитизме за то, что я не дал постановки нескольким режиссерам-евреям. Никита Сергеевич сказал мне: „Не слушайте никого, гоните их в шею, а если надо — ссылайтесь на меня“. Никита Сергеевич еще сказал, если сможете, завтра, когда я буду на студии, задайте мне вопрос на эту тему и я дам разъяснение всем режиссерам».
Надо сказать, что ДОВЖЕНКО, видимо, искажает установки, получаемые в ЦК партии. Доказательством может служить следующее: И.А.САВЧЕНКО (режиссер кинофильма «Богдан Хмельницкий») и А.Г.КАНТОРОВИЧ рассказали мне о том, что говорил тов. Н.С.ХРУЩЕВ на киностудии после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», а именно:
«Киевская киностудия, — сказал т. ХРУЩЕВ, — может ставить фильмы не только из жизни Украины, но и из жизни других народов СССР, но обязательно на украинском языке и с украинскими актерами. Так мы будем растить свои кадры. Вообще нам все равно, пусть и турок приезжает к нам на Украину работать, но обязательно, чтобы изучал и знал украинский народ и его потребности».
Это, приблизительно, одинаково сказали каждый порознь (САВЧЕНКО и КАНТОРОВИЧ). Отсюда вывод: ДОВЖЕНКО искажает при передаче получаемые директивы.
Верно: [подпись]
Примечание. Д[ело]-ф[ормуляр] Довженко. [Подпись]
Внизу первой страницы надпись красным карандашом: «Что-то другое! Видимо, здесь сведение личных счетов, т. к. Кавалеридзе ведь даже не украинец. [Подпись]».
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.108-110. Машинопись на бланке. Заверенная копия.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о высказываниях А.П.Довженко по вопросам национальной политики
г. Киев, 13 февраля 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІV отдел НКВД УССР 6-е отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 13 февраля 1941 года
нач[альник] отделения ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
Мне уже приходилось сообщать о том, что недавно в Москве Довженко у себя на квартире (кажется, в присутствии СОЛНЦЕВОЙ) сказал мне (приблизительно):
«Конечно, национальная политика теперь поворачивается правильно. Пришлось учесть урок бегства в Германию трехсот тысяч украинцев из Западной Украины. Пришлось менять политику».
Верно: [подпись]
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.111. Машинопись на бланке. Заверенная копия.
Письмо начальника 2-го отдела УГБ НКВД УССР Дроздецкого и начальника 6-го отделения 2-го отдела УГБ НКВД УССР Я.Герсонского заместителю начальника особого отдела ГУГБ НКВД СССР Петрову с информацией о Ю.И. Солнцевой и А.П. Довженко
г. Киев, 19 февраля 1941 г.
На №8354 от 10.ІІ-1941 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ЗАМ[ЕСТИТЕЛЮ] НАЧ[АЛЬНИКА] ОО ГУГБ НКВД СССР
капитану госбезопасности
тов. ПЕТРОВУ
В дополнение к нашему №60299 сообщаем, что СОЛНЦЕВА Юлия Ипполитовна, 1901 года рождения, уроженка г. Москвы, дочь потомственного почетного гражданина Георгия Ипполитовича СОЛНЦЕВА[19]. В своих анкетных данных указывает, что никаких данных о прошлой деятельности отца дать не может, так как с четырех лет жила при матери, которая с отцом развелась.
Мать СОЛНЦЕВОЙ — КИРОВА Надежда Павловна, 1874 года рождения, в прошлом также потомственная почетная гражданка; проживает в настоящее время в Москве по улице Герцена №47, кв.24.
С матерью СОЛНЦЕВА поддерживает близкую связь. Бывая в Москве, СОЛНЦЕВА большей частью останавливается у матери, а иногда в гостинице.
Мать часто звонит по телефону в Киев и, как видно из разговоров, очень интересуется всеми подробностями жизни СОЛНЦЕВОЙ.
Сама СОЛНЦЕВА до замужества жила постоянно в Москве, училась вначале в 3-й Московской женской гимназии (с 1912 по 1919 г.), а затем (с 1920 по 1923 г.) — [в] Московском институте музыкальной драмы. С 1923 г. по настоящее время работает в области кинематографии: вначале актрисой, а впоследствии режиссером.
СОЛНЦЕВА владеет хорошо французским языком, по-немецки и английски читает.
В 1930 году совместно со своим мужем, кинорежиссером ДОВЖЕНКО А.П., находилась в творческой командировке за границей, посетив Англию, Францию, Германию и Чехословакию.
СОЛНЦЕВА характеризуется агентурой как волевая, умная и мстительная женщина.
По натуре — интригантка, пользуется большим успехом среди мужчин.
В творческом отношении СОЛНЦЕВА посредственна, но делает карьеру как кинорежиссер благодаря поддержке мужа ДОВЖЕНКО, который всецело находится под ее влиянием.
ДОВЖЕНКО Александр Петрович нами активно разрабатывается как украинский националист.
В прошлом — петлюровец, благодаря связям избегнув наказания, сумел устроиться в 1921-22 гг. на ответственную работу в полпредстве УССР, сначала в Польше, а затем в Германии. Оставив в дальнейшем работу в полпредстве, поступил на учебу в немецкую художественную школу, по окончании которой вернулся на Украину. Впоследствии два раза был в заграничных командировках[20], где тесно связывался с заграничными кинофирмами. Как видно из имеющихся документов, у ДОВЖЕНКО были переговоры с иностранными предпринимателями о работе у них.
В настоящее время СОЛНЦЕВА совместно с ДОВЖЕНКО находится на отдыхе в г. Кисловодске.
Более подробные данные о связях СОЛНЦЕВОЙ по Москве, очевидно, имеются во 2-м отделе ГУГБ НКВД СССР, в частности, ее хорошо знает агент 2-го отдела «АЛЬБЕРТ».
Прилагаем меморандум и просимый фотоснимок СОЛНЦЕВОЙ.
НАЧАЛЬНИК 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР
КАПИТАН ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
/ДРОЗДЕЦКИЙ/
НАЧ[АЛЬНИК] 6-го ОТДЕЛЕНИЯ 2-го ОТДЕЛА
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
/ГЕРСОНСКИЙ/
19 февраля 1941 года
№162929
(Исп. Герсонский)
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.24-25. Машинопись. Копия.
Опубл. частично: Череватенко Л. Довженко визволений // КІNO-КОЛО. – 2005. – Весна (25). – С.133.
Меморандум 2-го отдела УГБ НКВД УССР на Ю.И.Солнцеву
г. Киев, не позднее 19 февраля 1941 г21.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
МЕМОРАНДУМ
по материалам на СОЛНЦЕВУ Юлию Ипполитовну —
режиссера Киевской киностудии
№ 1
Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 28.VІІІ-1939 г. (агент 2-го отдела ГУГБ).
Сущность компрометирующих материалов:
Источник сообщает, что СОЛНЦЕВА рассказала ему о своей встрече с полпредом СССР в США УМАНСКИМ, который, по ее словам, является большим ее приятелем с давних пор. При этом она упоминала свою подругу Лидию (или Лялю) Михайловну МИРЦЕВУ, которая также знакома с УМАНСКИМ.
МИРЦЕВА работает в Исполкоме Коминтерна, живет в Москве.
СОЛНЦЕВА также рассказывала источнику, что «Ляля» была замужем за каким-то иностранцем, с которым впоследствии развелась.
От УМАНСКОГО СОЛНЦЕВА узнала очень много интересного.
№2
Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 21.VІІІ-1939 г.
Сущность компрометирующих материалов:
Источник сообщает о беседе [с] СОЛНЦЕВОЙ, которому она рассказала о своем увлечении одним партийным работником, имеющим много заграничных вещей.
№3
Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 25.І-1939 г.
Сущность компрометирующих материалов:
Сообщает, что СОЛНЦЕВА якобы дочь видного меньшевика или эсера.
В 1935 году у СОЛНЦЕВОЙ был какой-то близкий знакомый, крупный инженер в Москве.
Писательница Э.ШУБ передавала «АЛЬБЕРТУ», что СОЛНЦЕВА увлекается крупным инженером, который имеет свой особняк и машину. Этот инженер иногда надолго скрывается, потом снова появляется.
Источник характеризует СОЛНЦЕВУ как подозрительную с политической стороны.
В период постановки последних двух картин («Аэроград» и «Щорс») ДОВЖЕНКО — муж СОЛНЦЕВОЙ — и СОЛНЦЕВА имели непосредственную связь со многими крупными военными работниками. Впоследствии СОЛНЦЕВА неоднократно говорила, что она слыхала много интересного от этих военных.
СОЛНЦЕВА проявляет большое любопытство к слухам, ко всяким тайнам и сведениям, не подлежащим оглашению.
№4
Источник и дата: «АЛЬБЕРТ». 4.ХІ-1940 г.
Сущность компрометирующих материалов:
Источник посетил квартиру ДОВЖЕНКО в Киеве, где виделся с СОЛНЦЕВОЙ.
СОЛНЦЕВА рассказала «Альберту» историю своей встречи с генерал-лейтенантом ГГ.СОКОЛОВЫМ, который, по словам СОЛНЦЕВОЙ, влюбился в нее во время пребывания в Черновицах.
Знакомство произошло при получении разрешения на съемки в пограничной полосе.
Затем у СОЛНЦЕВОЙ был телефонный разговор с СОКОЛОВЫМ в Москве и, наконец, встреча в Киеве в вагоне поезда, когда СОКОЛОВ проезжал из Москвы через Киев в Черновицы.
В этой же беседе СОЛНЦЕВА говорила источнику, что СОКОЛОВ сильно увлечен ею.
Как установлено опертехникой, во время нахождения в Киеве полковник Леонтьев по поручению генерала СОКОЛОВА звонил со станцию на квартиру СОЛНЦЕВОЙ и просил ее прибыть в вагон.
ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР
СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
/СМОЛКИН/
« » февраля 1941 г.
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.26-27. Машинопись. Копия.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о настроениях и высказываниях А.П.Довженко
г. Киев, 22 июня 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІІІ Управление НКГБ УССР
ІІ отдел____________отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 22 июня 1941 г.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
В день приезда в Киев, т. е. в субботу 20 июня, источник был у ДОВЖЕНКО А.П. дома; беседовали несколько часов на темы мирного времени, которые теперь отступают на задний план.
Единственное, что необходимо отметить: ДОВЖЕНКО с большой уверенностью говорил о том, что война с ГИТЛЕРОМ у нас будет в этом же году. Он знал о выезде генералитета КОВО из Киева ночью (в ночь с пятницы на субботу), кроме КИРПОНОСА.
Вчера, в воскресенье, источник почти весь день был с ним (с ДОВЖЕНКО) на студии.
При внешней правильности его поведения, источнику бросились в глаза резко отрицательные, пораженческие и др[угие] антисоветский нотки, а именно:
а) Весь день, в беседах с источником, с директором студии ЛИНИЙЧУКОМ Я.У., с оператором ЕКЕЛЬЧИКОМ Ю. и др. ДОВЖЕНКО подчеркивал страшные испытания, которые предстоят нашей стране: «ГИТЛЕР, — говорил он, — блестяще натренировал свои войска, это мастера смерти. На фронте сейчас плохо».
В выступлениях на совещании начальников цехов и творческих работников (особенно на первом) ДОВЖЕНКО в отвлеченной форме подчеркивал, что нам предстоят тяжелые испытания. Говорил он без пафоса, без подъема, утомленно, что не могло произвести хорошего впечатления. Оставалось чувство угнетенности. Ни разу он не упомянул имени [т. Сталина]; между тем, известно, что выступления ДОВЖЕНКО обычно, в частности на Западной Украине, когда он того хочет, носят зажигательный характер.
Упадочный тонус ДОВЖЕНКО бросался всем в глаза. ЛИНИЙЧУК Я.У. сказал источнику: «ДОВЖЕНКО что-то приуныл, надо его поддержать; он очень эмоционально все воспринимает».
б) ДОВЖЕНКО написал статью по просьбе газеты «Советская Украина» (из редакции к нему приехал сотрудник РОЗОВСКИЙ, который, кстати сказать, много болтал о разрушениях в Луцке, Львове, о том, что позиция Англии неясна и т. д.). Статья его, в общем и целом, как будто и правильная, но в ней нет ни одного разу упоминания ни о товарище Сталине, ни о дружбе народов СССР, а призыв «К оружию», обращенный к «бульбенкам, боженкам» и т. д., носит какой-то странный характер: взятый в отрыве от лозунгов Советского правительства, он неточен, отвлечен.
в) На телефонное предложение председателя Комитета п[о] д[елам] кино БОЛЬШАКОВА о том, чтобы ДОВЖЕНКО вместо «Тараса БУЛЬБЫ» взялся делать оборонный фильм, ДОВЖЕНКО 21/VІ ответил отказом, сказав: «„Тарас БУЛЬБА“ — тоже оборонный фильм». Потом он сказал источнику и ЛИНИЙЧУКУ: «Сукин сын, БОЛЬШАКОВ, неужели он не понимает, что „Тарас БУЛЬБА“ — оборонный фильм» (ЛИНИЙЧУК и источник опустили глаза).
г) На совещании творческих работников 21/VІ ДОВЖЕНКО выступил против того, чтобы вынести из здания студии пленку, находящуюся на территории монтажного цеха. Это он объяснил тем, что, мол, будет невозможно работать. Когда ЛУКОВ Л.Д. подошел к источнику и в странном волнении сказал: «Что он говорит? Ты слышишь?». Потом ЛУКОВ подошел к ДОВЖЕНКО (по совету источника) и уже мягче сказал: «А[лександр] П[етрович], нельзя в одном месте держать и негатив, и позитив; его уничтожат». Лишь тогда ДОВЖЕНКО согласился вынести пленку из монтажной.
д) В дописанных ДОВЖЕНКО (лично) сценах для заканчиваемой комедии «Годы молодые» ДОВЖЕНКО включил слова, где приезжающая с ВСХВ колхозница КИЛИНА ИВАНОВНА ругает украинский павильон на выставке, говорит, что он — без окон, темный, мрачный, а вот грузинский, армянский и др[угие] павильоны — хорошие павильоны.
е) На митинге работников студии по поводу объявления войны ДОВЖЕНКО не присутствовал, приехал к самому концу, объяснив поломками машины, разговором по телефону с СОЛНЦЕВОЙ и т. д.
ж) Сейчас, когда все режиссеры готовят короткометражки-агитки, ДОВЖЕНКО этого не делает. Больше того, он отвлекает их внимание от агиток, говоря: «Не надо делать стреляющие картины! Вот сатирические картины нужны, сатира — самое сильное оружие». Между тем, известно, что как раз в области сатирических фильмов кино совершенно не имеет опыта и не это теперь надо делать.
з) Необходимо отметить, что в субботу ДОВЖЕНКО, говоря с источником об угрозе войны, сказал: «Два-три года тому назад под Киевом начали строить тоннель под Днепром на случай, если выйдут из строя мосты. Теперь мне рассказывал зам[еститель] предсовнаркома РЕДЬКО, что этот тоннель был законсервирован, а сейчас его строят снова быстрыми темпами, причем один — с выходом на 17-й км в дарницкие леса, а второй — в районе «Наталки». РЕДЬКО говорил, что возле Киева проходит четвертый (или третий) пояс обороны. Я просил РЕДЬКО стройматериалов для студии, а он сказал: „Ал[ександр] Петр[ович], Вы не знаете, что делается, все материалы — цемент, камни — все-все забирают на оборону“».
О взаимоотношениях с Комитетом, с М.И.РОММОМ не пишу; это отдельная тема «мирного» времени.
Верно:
Примечание. Пенкину
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.239-241. Машинопись на бланке. Заверенная копия.
Опубл.: Безручко О. Справа-формуляр «Запорожець»: нові документи про режисера Олександра Довженка // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. – 2009. – №2. – С.350-352.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о настроениях и высказываниях А.П.Довженко
г. Киев, 23 июня 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІІІ Управление НКГБ УССР
ІІ отдел _____________ отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 23 июня 1941 г.
начальник отдела тов. ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
Сегодня, 23 июня, источник был свидетелем трех антисоветских поступков А.П.ДОВЖЕНКО.
1. В присутствии ЛИНИЙЧУКА Я.У. (директор киностудии), ЛУКОВА Л.Д. (режиссер) и источника в ответ на слова о том, что директор группы БАБАНОВ С.Л. пошел добровольцем в Красную армию и просит принять его жену на студию, ДОВЖЕНКО зло и взволнованно сказал, почти крикнул: «Я не признаю добровольцев. Советская власть имеет достаточно силы, чтобы призвать всех, кто ей нужен».
На тактичную реплику ЛУКОВА о том, что судя по радиопередачам, добровольчество очень поощряется, ДОВЖЕНКО промолчал, потом сказал: «Вот БАБАНОВ уходит, а свою жену устраивает. Вы знаете, кто такой БАБАНОВ? Интендант. А интендант — это не человек, идущий кровь проливать».
На всех присутствующих это произвело угнетающее впечатление.
2. В присутствии того же ЛИНИЙЧУКА Я.У., зам[естителя] директора студии КОВАЛЕНКО М.М., начальника 1-го отдела Киевской студии (женщина, заменяет ХАЗАНОВА), источника и др. ДОВЖЕНКО потребовал себе на просмотр секретные материалы: списки взятых на спецучет, списки военнообязанных и др. Затем он потребовал, чтобы все режиссеры, операторы, ассистенты режиссера, ассистенты оператора, редакторы сценарного отдела были оставлены на студии на все время войны. В это число попадают его друзья и подхалимы: ВИНЯРСКИЙ М., БОДИК, ДОЛЬД Ю.П. и др. Поводом для этого требования ДОВЖЕНКО послужило то, что возник вопрос о забронировании за студией режиссера САВЧЕНКО И.А.
3. ДОВЖЕНКО сказал источнику наедине, что «дела очень плохи: немцы вторглись стальной колонной вглубь нашей территории и прошли уже Ровно». Источник заметил ДОВЖЕНКО, что этого говорить не следует, даже если это правда.
Несмотря на это, спустя часа два ДОВЖЕНКО, едучи в автомашине вместе с НАГОРНЫМ (московский журналист-сценарист, сегодня приехал), МАРЬЯМОВЫМ Г.Б. (также сценарист, москвич, сегодня приехал), своим шофером СМИРНОВЫМ П.С., заявил, что «положение тяжелое: немцы вогнали стальное колено в наши войска и вклинились больше чем на 80 км вглубь нашей территории».
Кроме того, ДОВЖЕНКО сегодня с особым удовлетворением отметил, что СОЛНЦЕВА Ю.И. достала билет в Киев из Москвы, прикрываясь его именем. ДОВЖЕНКО сказал с злой радостью: «НАГОРНЫЙ говорит, что СОЛНЦЕВА только тогда получила билет, когда сказала, что она жена ДОВЖЕНКО. Значит, знают ДОВЖЕНКО».
Тон и характер всех трех высказываний, кроме сути дела, явно антисоветские.
Верно:
Примечание. Пенкину. В Москву. [Подпись].
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.198-200. Машинопись на бланке. Копия.
Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о высказываниях А.П.Довженко относительно военных действий, съемок оборонных короткометражных фильмов
г. Киев, 25 июня 1941 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
ІІІ Управление НКГБ УССР
ІІ отдел _____________ отделение
АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ
ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»
Принял: 25 июня 1941 г.
начальник отдела ГЕРСОНСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ
В течение 24 июня ДОВЖЕНКО А.П., после встречи с СОЛНЦЕВОЙ, сильнее замаскировался, стал чаще говорить о бесспорном разгроме Гитлера и т. д.
Однако антисоветских действий и высказываний он отнюдь не прекратил.
Приводятся три факта:
1) В присутствии ДМИТЕРКО Л.Д. (укр[аинский] писатель с Зап[адной] Украины) и источника ДОВЖЕНКО сказал: «Гитлер обратился к немцам с новой речью, в которой говорил, что подлый ЧЕРЧИЛЛЬ и сошедший с ума Сталин начали против германского народа новую войну, и что если ему, Гитлеру, не удастся победить, то он ввергнет весь мир в пропасть. Это, действительно, страшно».
2) В присутствии очень многих дважды ДОВЖЕНКО рассказал следующее: «Немцы сбрасывают на парашютах диверсантов, преимущественно украинцев. Такие случаи были и возле Дарницы, Одессы, Волочиска и др. Ловить их очень трудно. Один человек в милицейской форме босиком бежал в первый день войны из Киева и всем встречавшимся говорил, что Киев уже разрушен. Я хочу написать сценарий (короткометражку), в которой показать парашютиста-петлюровца, который спускается возле родного села в момент, когда его мать отправляет его братьев в Красную армию. Он пытается агитировать, но его убивают. Кроме того, я хочу, чтобы на студии был поставлен сатирический фильм, в котором вывести Гитлера в шаржированном виде».
ДОВЖЕНКО сказали, что Гитлера показывать в наших картинах нельзя. Тем не менее, он об этом говорил несколько раз. Директор студии Я.У.ЛИНИЙЧУК рассказал мне, что ДОВЖЕНКО утром предлагал ту же тему секретарю ЦК [КП(б)У] ЛЫСЕНКО, что он, ЛИНИЙЧУК, высказался против. ЛЫСЕНКО согласился с ним, но ДОВЖЕНКО обиделся и сказал, что показать сатирически Гитлера — надо.
ЛИНИЙЧУК сказал мне, что это предложение ДОВЖЕНКО его очень поразило.
3) В присутствии МАРКУСА [И.] (кор[респонден]т [газеты] «Кино»), ЛУКОВА Л. (режиссер), КОВАЛЕНКО М. (зам[еститель] директора студии), ДМИТЕРКО Л. (писатель) и источника разыгрался следующий возмутительный инцидент. Режиссер САВЧЕНКО поставил перед ДОВЖЕНКО вопрос о том, чтобы оборонные короткометражки выпускать сперва на русском языке, так как в Красной армии нет специальной украинской армии, и вся агитация ведется по-русски. САВЧЕНКО сказал, что ДОВЖЕНКО должен поставить этот вопрос перед ЦК КП(б)У, перед И.Г.ЛЫСЕНКО. М.КОВАЛЕНКО поддержал САВЧЕНКО, кое-кто еще поддержал. Но ДОВЖЕНКО с яростью и злостью начал кричать, что ему лично секретарь ЦК КП(б)У т. Н.С.ХРУЩЕВ запретил делать фильмы по-русски, и он не будет менять установки. САВЧЕНКО пытался объяснить, что речь идет о военном времени и о фильмах для Красной армии. Но ДОВЖЕНКО категорически возразил: «Я не буду по первому же поводу менять установку».
Потом, в присутствии ДМИТЕРКО, ДОВЖЕНКО сказал источнику: «То, что КОВАЛЕНКО поддержал это предложение САВЧЕНКО, показывает, что он дурак и неприятный человек».
Верно:
Примечание. Пенкину. В Москву.
ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, лл.201-202. Машинопись на бланке. Копия.
Примечания:
1 Справка вписана от руки фиолетовыми чернилами.
2 Шпиковский Николай Григорьевич (1897-1977) — советский кинорежиссер, сценарист, журналист.
3 Шпиковская (Шпиковская-Феллер) Дора Борисовна — актриса кино, жена Н.Г. Шпиковского.
4 Строева Вера Павловна (1903-1991) — советский режиссер, сценарист.
5 Полонский Константин Андреевич (1906-1985) — организатор кинопроизводства; начальник Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
6 Земгано (Юцевич) Игорь Федорович (1903-1967) — украинский театральный и кинорежиссер.
7 Ференц Теодозий Михайлович (1913-?) — выпускник Киевского ГИКа, ассистент режиссера Киевской киностудии. Жертва сталинских репрессий.
8 Сасим Николай Станиславович (1910-1938) — выпускник Киевского ГИКа, ассистент режиссера на Киевской киностудии. Жертва сталинских репрессий.
9 Н.С. Сасим был арестован 31 января 1937 г., Т.М.Ференц — 17 марта 1937 г.; оба по вымышленным обвинениям — как активные участники контрреволюционной троцкистской группы в Киевском киноинституте (ЦГАОО Украины, ф.263, оп.1, ед. хр.58835, т.1, лл.32, 40). Решением Особого совещания при НКВД СССР от 13.06.1937 оба лишены свободы сроком на пять лет в ИТЛ (там же, т.2, лл.151, 153). После вынесения Н.С. Сасиму второго приговора его расстреляли 14 августа 1938 г. (там же, т.3, л.14).
10 Лысенко Иосиф Григорьевич (?-1941) — украинский советский партийный деятель.
11 Вписано от руки синими чернилами, подчеркивание машинопись.
12 Так в тексте. Возможно, речь идет о И.И. Игнатовиче.
13 Бодик Лазарь Зусьевич (Александрович) (1903-1976) — украинский кинорежиссер.
14 Здесь и далее в документе вертикальные и горизотальные подчеркивания сделаны синим карандашом.
15 Шейнин Лев Романович (1906-1967) — советский юрист, писатель, драматург, киносценарист.
16Официально в художественно-документальном фильме «Буковина — земля украинская» («Советская Буковина») А. Довженко был художественным руководителем, Ю. Солнцева осуществила разработку плана фильма и его монтаж.
17 Карасев Сергей — выпускник Киевского ГИКа, с конца 1930-х гг. — председатель треста «Украинфильм», начальник Управления кинофикации УССР.
18 Шмарук Исаак Петрович (1910-1986) — украинский советский кинорежиссер.
19 Так в тексте. По логике, должно было бы быть: «Ипполита Георгиевича Солнцева».
20Впервые — в 1929 г. в Германии по приглашению фирмы «Прометеус» для перемонтажа своих фильмов «Звенигора» и «Арсенал» (подробнее об этом см.: Куценко М.В. Сторінки життя і творчості О.П. Довженка. – К.: Дніпро, 1975. – С.65-66; Росляк Р. Деякі аспекти експортної політики Всеукраїнського фотокіноуправління // Науковий вісник Київського національного університету театру, кіно і телебачення імені І.К.Карпенка-Карого. – К., 2011. – Вип.10. – С.145-153), второй раз — в следующем году в Англии, Франции, Германии, Чехословакии.
21 Датируется по письму начальника 2-го отдела УГБ НКВД УССР Дроздецкого и начальника 6-го отделения 2-го отдела УГБ НКВД УССР Я. Герсонского заместителю начальника особого отдела ГУГБ НКВД СССР Петрову с информацией о Ю.И. Солнцевой.
Источник: СЕАНС 14 / 09 / 2019