dem_2011

Category:

Польский композитор, ставший советским

Мечислав Вайнберг
Мечислав Вайнберг

Он бежал из Польши в СССР, спасаясь от  войны и антисемитизма, но они и здесь преследовали его. Ему,  единственному из своей семьи, чудом удалось вырваться с оккупированной  немцами родины, остальные его близкие там и погибли. Друг Шостаковича и  зять Михоэлса, он просидел 3 месяца в Бутырской тюрьме по так  называемому «делу врачей», но все-таки остался жив. 8 декабря  исполняется 100 лет со дня рождения польско-советского композитора  Моисея Самуиловича Вайнберга.

Родители, выходцы из Кишинева, назвали  сына Мойше, хотя в Советском Союзе он был Моисеем, а в других источниках  фигурирует под польским именем Мечислав. Его отец и мать работали в  варшавском еврейском театре «Скала» (не путать с миланским «Ла Скала») и  с детства приобщали сына к музыке. К 10 годам он уже выступает как  пианист, затем поступает в Варшавскую консерваторию к ученику Бузони  Турчиньскому, у которого учились также Теодор Гутман и Галина  Черны-Стефаньска. Захват польской столицы немцами в 1939 году вынуждает  его бежать – сначала в Минск, где он занимается композицией с  профессором Золотаревым, представителем школы Лядова и  Римского-Корсакова, а потом эвакуируется в Ташкент. Одно из своих ранних  сочинений – 1-ю симфонию – юноша посылает оттуда Шостаковичу, сразу же  оценившего его талант и пригласившего молодого автора в Москву. Там  Вайнберг женится на дочери знаменитого актера Михоэлса, после смерти  которого, организованной спецслужбами КГБ, попадает в тюрьму в разгар  борьбы с космополитизмом как член семьи врага народа - руководителя  Еврейского антифашистского комитета, и становится единственным советским  композитором-арестантом. Избежать расстрела ему удается лишь благодаря  Шостаковичу, написавшему письмо самому Берии, и внезапной смерти его  шефа Сталина.

Все эти события и переживания  накладывают заметный отпечаток на творчество композитора, которое  отличается особой сложностью языка, острым психологизмом, драматической  глубиной и нелегко для восприятия. Вайнберг во многом продолжает  традиции своего кумира Шостаковича, работая с ним в одинаковых жанрах и  долго оставаясь как бы в тени последнего. Ему посвящена его 12-я  симфония, а в ответ получен аналогичный подарок - 10-й струнный квартет.  Всего Вайнберг написал 26 симфоний, 7 опер, 17 струнных квартетов, 19  сонат для разных инструментов, музыку для театра и кино. Многие его  произведения навеяны темой войны, самое известное из которых - опера  «Пассажирка», идущая на сцене Большого и ряда других театров. Часто он  обращается к фольклору, который слышал и впитывал на протяжении своей  жизни - к польскому, молдавскому, еврейскому. Особое место в его  наследии занимает музыка к кино, которая была для него своеобразной  отдушиной и позволяла порой выйти за привычные стилистические рамки. Им  озвучено около 70 художественных и мультипликационных фильмов, ставших  классикой отечественного киноискусства ‑ «Летят журавли», «Последний  дюйм», «Афоня», «Укротительница тигров», «Гиперболоид инженера Гарина»,  «Тегеран-43», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация» и многие другие.  Вайнберговское наследие огромно и насчитывает порядка 150 опусов. К  сожалению, оно еще недостаточно востребовано, и нынешний юбилей дает  реальную возможность ближе прикоснуться к нему. Не случайно этот год  проходит под знаком имени композитора не только у нас в стране, но и за  рубежом.

Он скончался на 77 году жизни после  тяжелой болезни. Отпевание прошло в храме Воскресения Словущего в  Брюсовом переулке по православному обряду, поскольку за месяц до смерти  композитор принял крещение.

Текст – Анатолий Лысенков

Источник: Польский композитор, ставший советским - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded