Category:

Климент, папа Римский – первый святой на Руси

Василий Стоякин История

8 декабря память священномучеников Климента, папы Римского († 101)
8 декабря память священномучеников Климента, папы Римского († 101)

Первыми  русскими святыми были, разумеется, князья Борис и Глеб. Но чьи мощи  первыми были привезены в Киев? Ответ на этот вопрос известен – это мощи  святого Климента, доставленные в Киев Владимиром Крестителем. Впрочем,  связи Климента с Русью и нынешними Украиной и Россией шире.

Почему  первым святым в православной стране является папа Римский? На самом  деле ничего странного в этом нет — и житие святого Климента, и деяния  святого Владимира происходили до разделения церкви на восточную  и западную.

Святой Климент почитаем в числе «апостолов от семидесяти» —  проповедников Евангелия в I веке нашей эры. Точные годы его жизни  неизвестны, считается, что он жил в Риме на рубеже I-II веков,  при императорах Домициане, Нерве и Траяне.

По преданию, Климент происходил из знатного семейства и в самом детстве был разлучен с родителями и братьями: корабль, на котором плыли  его мать и братья потерпел крушение, они выжили, отец же отправился  на их поиски. Начало тысячелетия было временем, когда люди активно  искали истину.

В изложении советских фантастов братьев Стругацких это выглядело так (в данном случае речь идёт об Иоанне Богослове):  «Время было смутное — время ожидания больших перемен, время великих  пророчеств и малых бунтов. Как и вся галилейская молодежь того времени,  Боанергес («Сыны громовы» — прозвище, которое Иисус дал братьям Иоанну и Иакову. —  Авт.) не желали идти по стезе покорности. Они не желали ловить рыбу  и доходы свои смиренно отдавать мытарю. Они вообще не хотели работать. С  какой стати? Они хотели жить весело, рисково, отпето — играть ножами,  портить девок, плясать с блудницами и распивать спиртные напитки. И в то  же самое время хотели они великих подвигов во имя древнего бога  и древнего народа, мерещились им голоса могучих пророков и команды  блестящих полководцев, грохот рушащихся стен Иерихона и жалкие вопли  гибнущих иноверцев. Короче говоря, они являли собою великолепное сырье,  из которого опытная рука могла вылепить все что угодно — от фанатичных  убийц до фанатичных мучеников».

К этому поколению относился и Климент, только жил он не в Галилее  и буйным нравом не отличался. Будучи человеком образованным, он искал  свою истину в современных ему философских школах — и не находил её.

Узнав о явлении Бога в Галилее, он направился туда и был крещён там самим апостолом Петром.  Апостол упомянул об этом своём ученике в «Послании к Филиппийцам».  После многих духовных подвигов Климент вернулся в Рим — епископом его  рукоположил сам апостол. В одних источниках он третий епископ,  в других — первый, но противоречия тут нет, поскольку в то время  не существовало ещё чёткого различия между епископом и старейшиной. По  официальной хронике, его деятельность в Риме продолжалась с 88 по 97-й  или с 90 по 99 год.

Святой Климент был в Риме человеком популярным. Собственно, само  слово «папа» в приложении к нему означало не титул или должность,  а прозвище, поскольку он относился к христианам как будто отец родной.  Святой Климент обратил в христианство множество римлян, причём не только  иудеев. В их числе были префект Сисиний, близкий друг императора Нервы, и его жена Феодора.  В Риме Климент написал послание к Церкви Коринфа (1-е и 2-е Кор.  Климента Римского), включаемое в некоторые редакции Священного Писания.

Высокопоставленный римский чиновник Пуплий, узнав о росте числа христиан и об отказе Климента приносить жертвы языческим богам, отправил его, по приказу императора Траяна,  на каторгу в Херсонес Таврический (нынешний Севастополь). Там епископ  духовно окормлял несколько тысяч сосланных христиан и обращал  в христианство местных язычников. Особенно способствовало это то, что  по его молитве близ каменоломен забил источник. Считается, что благодаря  его трудам в Крыму было построено около 70 церквей. Позже, примерно  в VIII-IX веках, в местах где проповедовал Св. Климент, был основан  Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь.

Историки, кстати, в достоверности этой информации сомневаются —  в указанный период Херсонес был независимой олигархической республикой,  хотя около города находилась римская военная база. В таком случае  рассматривать его как место ссылки (к тому же массовой) трудно.  Некоторые историки считают, что фигуре святого Климента объединены  фигуры епископа Климента и консула Тита Флавия Климента, казнённого по приказу императора Домициана за симпатии к христианам.

Спустя два года новый наместник решил положить этому конец — Клименту  привязали на шею якорь и бросили в Черное море, чтобы верующие не нашли  его тела и не смогли ему поклоняться. Однако море чудесным образом  отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега  в нерукотворном храме (пещере). С того времени каждый год в день смерти  святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные  мощи.

В 860 году в Херсонес прибыли святые Кирилл и Мефодий.  Узнав о чуде, они убедили христиан молить Бога об обретении мощей.  После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились мощи  святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн.

Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе.  Считается, что обретение мощей святого Климента освятило в глазах  Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян  и введение богослужения на славянском языке (до этого считалось, что  служба должна вестись только на древнееврейском, греческом и латыни,  а самих братьев подозревали в ереси). Часть мощей была захоронена  в Базилике святого Климента в Риме, часть — осталась в Херсонесе.

В 988 году князь Владимир, приняв христианство в Херсонесе, забрал  с собой раку с мощами святого Климента и установил её в Десятинной  церкви. Позже Ярослав Мудрый перенёс мощи в Софийский  собор. После монголо-татарского нашествия голова святого Климента  оказалась в дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Мраморная гробница  до сих пор находится в Софии — позже в ней был похоронен сам князь  Ярослав.

Почитание святого Климента распространилось по всей Руси,  в особенности затронув Русский Север — этого святого очень почитали  поморы.

День памяти святого Климента в католицизме — 23 ноября, а в православии — 8 декабря по новому стилю.

Источник


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded