dem_2011

Как Густав Малер лечился у Зигмунда Фрейда

В  90-е годы ХIХ века Европу охватила мода на психотерапевтов. Идеи Фрейда  вызывали широкий научный и общественный резонанс, неврологи и психиатры  срочно осваивали прогрессивные  техники, и в нервозной атмосфере   fin  de siecle (конца века) их услуги пользовались большим спросом. Первыми  клиентами психотерапевтов были невротические дамы и люди творческих  профессий. В том числе и музыканты. 

Как  правило, психотерапевты соблюдают врачебную этику, и о своих пациентах  не распространяются. Но случай с великим австрийским дирижёром и  композитором Густавом Малером хорошо известен из других источников. 

Малер обращался к помощи психиатра только один раз в жизни. Но зато метко: этого психиатра звали  Зигмунд Фрейд.

Повод  для обращения был связан с тяжёлой ситуацией в отношениях с женой.  Ситуация, собственно, была банальной: молодая красавица жена  влюбилась в  еще более молодого архитектора. Их любовная переписка случайно попала в  руки Малеру. 

Жена,  её звали Альма, не стала ничего скрывать и выдвинула против мужа  встречные обвинения.  Они заключались в том, что Малер не давал  развиваться её собственным талантам и подчинил себе всю её жизнь. Это  действительно было так. Малер поставил во главу семейной жизни своё  собственное творчество и запретил Альме отвлекаться на что-то другое. Он  во всём был максималистом.

Надо  сказать, что Малер страстно любил жену, и на то были основания. Она  была из породы роковых  красавиц, и её обожала вся мужская часть  художественной богемы Вены. В списке влюбленных в неё художников,  музыкантов и архитекторов — только самые яркие фигуры, занесённые сейчас  во все энциклопедии. Цемлинский, Климт,  Малер, Кокошка ... Альма  выбирала только из супер одарённых людей.

Итак, когда, вдобавок  ко всему, приехал любовник Альмы и стал требовать для неё развода, Малер почувствовал, что вот-вот  потеряет её окончательно, и  очень испугался.

Малер признал свою вину во всём, обещал исправиться, уверял Альму, что его  собственные 9 симфоний не годятся в подмётки её романсам, и она его  простила. 

Естественно, что рана его непрерывно кровоточила, но одна мысль была особенно мучительной: Малер почувствовал себя слишком старым для жены. Ведь ей  был 31 год, её любовнику — 27, а ему самому — 50. К тому же он никак не  мог оправиться после смерти маленькой дочки, и ощущал себя обречённым. 

Эта мысль лишала его жизненной перспективы и мешала работать. В итоге по  рекомендации знакомых он записался на приём к очень уже популярному  Зигмунду Фрейду, еще совершенно не представляя себе, что это за штука   такая — психоанализ.

Малер провёл полдня на знаменитой кушетке, изливая поток сознания знаменитому доктору.

Фрейд выслушал Малера и сделал такой психоаналитический вывод. 

То, что Малер намного старше жены — очень хорошо для него, а не плохо.  Поскольку Альма ищет в мужчинах воплощение своего умершего отца. Если бы было по-другому, она  и замуж за него не вышла бы. Так что, он, Малер,  имеет все преимущества перед молодым архитектором.

А  то, что Малер вел себя деспотически с женой — так это всё игра  подсознательного, поскольку он невольно хочет видеть в жене образ своей  несчастной по жизни матери.  

Малер оценил принцип метода Фрейда и даже немного утешился. Он сумел   наладить  отношения с Альмой, но здоровье его было серьёзно подорвано.  Менее, чем через год, он умер от болезни сердца.

Узнав, что Малер умер, Зигмунд Фрейд прислал вдове соболезнования и счёт за сеанс психотерапии.  Альма до конца дней  не могла ему этого простить.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded